Последняя песня Napster

17 сентябрь, 2002 - 23:00Александр Москалюк Тем, кто не следил за событиями, происходившими внутри компании, вынесение приговора может показаться новостью давно устаревшей -- Napster не функционировала в течение уже весьма продолжительного времени, а с момента введения фильтрации контента ресурс потерял львиную долю своих пользователей. В пик популярности число активных клиентов системы составляло 13 млн.

За весь период работы компании и в ходе многочисленных попыток создать эффективную бизнес-модель в Napster было вложено около 100 млн. долл. Основные финансовые инъекции поступали от немецкого концерна Bertelsmann, которому принадлежали такие онлайновые проекты, как музыкальная лавка CDNow и книжный магазин BN.com. Вообще, проекты являются собственностью компании и сегодня, однако генеральному директору Bertelsmann Томасу Миддельхофу (Thomas Middelhoff) за интерес к Internet-бизнесу и понесенные убытки недавно пришлось поплатиться директорским креслом.

Растраты Миддельхофа на содержание калифорнийского предприятия стали предметом критики не только внутри концерна Bertelsmann. Фил Каплан (Phil Kaplan), автор и издатель популярного онлайн-журнала F---edcompany.com, своеобразного "могильщика доткомов", в своих сообщениях о Napster как о компании, последний час которой вот-вот наступит, ссылался на проект Шона Фэннинга (Shawn Fanning) в лучшем случае как на "черную дыру, куда уходят капиталы Bertelsmann".

Между тем наличие 13 млн. пользователей, которые интересуются музыкой, Internet-приложения, которому в определенные моменты принадлежало 5% всего американского трафика (об этом подробнее в материале "Internet-трафик: работа над ошибками"), и популярного брэнда могло стать неплохим активом Bertelsmann, также владеющей звукозаписывающей компанией BMG, одной из крупнейших в мире.

Примером безболезненного внедрения Internet-проекта в музыкальный бизнес может послужить компания MP3.com. Сайт, которому еще два года назад предъявляла судебный иск чуть ли не каждая студия звукозаписи, сегодня является подразделением Universal Music Group и вместо правивших некогда бал музыкантов-аматоров предлагает своим посетителям послушать бесплатную музыку самых разных жанров, которую, однако, нельзя загрузить на жесткий диск.

И хотя отдельные компании начинают развивать самостоятельные Internet-проекты, музыкальная индустрия в целом рассматривает Napster не как способ революционизировать доставку цифрового контента покупателям, а как угрозу существующим продажам компакт-дисков.

В начале сентября суд не разрешил концерну Bertelsmann стать владельцем оставшегося имущества Napster, так как в судебные органы поступили многочисленные жалобы об искусственно завышенных аукционных ценах. Теперь Napster будет ликвидирована согласно существующему законодательству, а некоторое ее имущество, включая и популярный до сегодняшнего дня брэнд, попадет на аукцион.

Пока что "возвращением из мира мертвых" может похвастаться только онлайн-сервис AudioGalaxy, работа которого была аналогично приостановлена после судебного иска ассоциации RIAA. Однако в случае AudioGalaxy хвастаться особо нечем, так как самой оптимальной бизнес-моделью руководство фирмы назвало перепродажу цифрового радио Rhapsody компании Listen.com. Последняя обладает лицензиями на контент пяти крупнейших лейблов и предлагает нелимитированное потоковое аудио за $5--10 в месяц.

Однако сразу же после "смерти" Napster в Лос-Анджелесе начался наиболее интересный судебный процесс за всю историю пиринговых сетей для обмена цифровым контентом. Представители StreamCast Networks, которым принадлежит популярная некогда утилита Morpheus, совместно с Фондом электронного фронтира (EFF) и адвокатской конторой Brobeck, Phleger and Harrison подали официальное заявление судье Стивену Уилсону (Stephen Wilson) с просьбой определить легальность пиринговых сетей вообще.

По мнению юристов, хорошим прецедентом для вынесения позитивного вердикта может стать давнишнее решение американского суда о технологии Betamax. На заре видеозаписи Голливуд аналогичным образом пытался зарубить на корню технологию Sony Betamax, так как наличие видеомагнитофона в доме явно способствовало бы воровству видеоконтента. Однако в судебные "папирусы" было внесено решение о легальности Betamax ввиду широких возможностей использования технологии без нарушения чьих-либо авторских прав. По мнению StreamCast и EFF, аналогичный вердикт имеют шанс получить и пиринговые сети.

Впрочем, на судьбу Napster это уже, видимо, никак не повлияет.