После фотофиниша

18 декабрь, 2008 - 19:38Павел Молодчик

Куда идет эволюция фотокамер?

Одно из важных ее направлений -- совершенствование эргономики визирования.

Вспомним историю научно-технического прогресса в этой области: "зеркалки" освободили фотографов от необходимости выставлять себя на посмешище, накрываясь с головой черной тряпкой. Камеры с неподвижными дисплеями на задней крышке -- от унизительного приникания глазом к видоискателю. Поворотные дисплеи на шарнире с двумя степенями свободы -- от необходимости раболепно выгибаться и косить глазом в тех случаях, когда ради выгодного ракурса камеру приходится держать камеру иначе, нежели прямо перед глазами. Следующим закономерным шагом в этом ряду станет распространение беспроводных дисплеев-моноклей или очков со встроенными дисплеями, проецирующими полупрозрачное изображение. Благодаря им фотограф ни на секунду не утратит контакт с моделью (большое дело в портретировании) и вообще сохранит достоинство Художника, Летописца и Гордого Обладателя Классного Фотоаппарата.

Появление беспроводных дисплеи революционизирует традиционную технику съемки с автоспуском (при которой фотограф, присоединяющийся к группе, понятия не имеет, как он будет смотреться в кадре). Кроме того, оно вызовет распространение длинных телескопических моноподов и рулеток: первые позволят при съемках массовых мероприятий вздымать камеры над людским морем (как перископ подводной лодки); вторые -- опускать камеры с мостов и балконов в поисках выгодного ракурса. Гибридизация монопода и рулетки породит что-то вроде спиннинга для забрасывания камеры. Его пользователи вместо "фотоохотников" станут называть себя "фоторыбаками".

После фотофиниша
Штативы-трансформеры Joby Gorillapod (на рынке три года)  -- стильны, но фотоспиннинг круче!

После фотофиниша
Дистанционно управляемый автомобильчик "Spy Video Car"  компании Wild Planet, (на рынке опять-таки три года), заставляет вспомнить о доколумбовых индейцах, не знавших колеса и перемещавших грузы волоком, однако дававших своим детям играть с колесными игрушками.

Однако наибольшую пользу беспроводные дисплеи принесут любителям снимать на длинных выдержках.

Отметим, что длинные выдержки являются важнейшим элементом как минимум четырех направлений в современной фотографии:

1. Светопись как разновидность пикториальной фотографии.

Суть этой техники такова: фотограф устанавливает камеру на штатив перед вазой с фруктами, выключает свет, облачается в черную одежду, открывает затвор и принимается впотьмах ходить вокруг вазы со специальным фонариком, держа его в руке как кисть и стараясь живописно обрисовать контуры и высветлить блики.

Иногда светописный натюрморт создается в несколько подходов, в промежутках между которыми фотограф закрывает затвор крышкой и устраивает перекур, рассматривая карандашный съемочный план и пытаясь припомнить, не осталось ли на снимке неохваченных деталей. Некоторые предпочитают работать с хронометром: ориентируясь на его тиканье можно точнее дозировать свет.

"Световая кисть" от обычного фонарика отличается гл. обр. узкой направленностью и регулируемостью светового потока; фирменное устройство стоит ок. 1000 долл., но любители могут изготовить функциональный аналог, руководствуясь популярными в рунете текстами Павла Смирнова и Сергея Шандина.

После фотофиниша
Всякий знает с детства, что рукотворные изображения бывают двух основных сортов: фотографии и картины. Фотографии, стилизованные под картины (вручную или с помощью Photoshop), а т.ж. фоторепродукции картин и прочие вторичные продукты суть цепочки, легко разнимающиеся в нашем сознании на звенья основного типа (и чем эта цепь длиннее, тем сомнительнее ее связь с той объективной или психической реальностью, на отражение которой заявляется претензия). Но что представляет собой этот светописный натюрморт Сергея Шандина?

2. Светопись как разновидность граффити.

"Важно следить за тем, чтобы прямые лучи от светокисти не попадали в объектив, иначе на снимке появятся светлые полосы, называемые «световые царапины»" ((с) С. Шандин). Из таких царапин, собственно говоря, светописное граффити и составляется: здесь оно не артефакт, а основное изобразительное средство. Помимо фонариков используются бенгальские огни, зажигалки, пластиковые шнуры со светодиодными лампами и любые другие объекты, в движении оставляющие на фотографии эффектные следы. Динамика живого движения в финальном изображении такова, что с помощью мышки ее не достичь. Хотя... Если популярность техники lightpainting (одноименная группа на фликре насчитывает 240 членов) вырастет еще процентов на 20, и она вследствие этого станет предметом коммерческого интереса авторов плагинов для Photoshop...

Как бы то ни было, склонность молодежи к световым граффити следует приветствовать обеими руками: во-первых, не вдыхают вредных испарений; во-вторых, не портят стен; в-третьих, занимаются физкультурой вместо чтоб горбиться за Photoshop'ом.

После фотофиниша
Световыми граффити не принято заниматься всерьез, но немцы шуток не понимают: арт-группа lichtfaktor довела эту технику до высочайшего совершенства и даже подрядилась применять ее в рекламных кампаниях серьезных организаций вроде "Красного Креста". О приемах, применяемых lichtfaktor'ом повествует видеоролик (он на немецком, но там и без звуковой дорожки все ясно).

3. Ломография.

Типичная особенность ломографий -- абстрактные пятна, появляющиеся при съемке движущихся объектов с дрожащих рук на длинной выдержке (культовая для данной фотосубкультуры камера LOMO-Compact позволяет съемку с беспрецедентной для своего класса двухминутной выдержкой).

4. Экспериментальные фото на сверхдлинных выдержках.

Как минимум два из описанных направлений в современной фотографии без преувеличения заслуживают звания столбовых дорог. Оно и понятно: длинная выдержка -- способ качественного увеличения выразительности изображения за счет дополнения трех пространственных измерений четвертым, -- временнЫм.

Вывод.

ИМХО, у производителей ЦФК нет иного пути, кроме как прививать массовому потребителю склонность к художественным экспериментам (ибо те, чьи амбиции не выходят за рамки щелканья фоток для семейного альбома, вполне удовлетворяются камерами, купленными 4-5 лет назад). Преуспев в этой задаче, им стоило бы дать в наши руки какие-то дополнительные функции, ориентированные на съемку с длинными выдержками. Например, дополнить  переключатели "творческих режимов съемки" пунктом "LongExposure+" в котором изображение на дисплее постепенно проявляется по мере экспонирования фоточувствительной матрицы, -- подобно тому, как проявляется изображение в кювете с проявителем, или на отпечатке, выходящем из Polaroid'а (кстати для маркетологов: переживания, связанные с этим завораживающим зрелищем -- одна из самых распространенных тем в ностальгических сетованиях по утраченной аналоговой эпохе).

Сочетание беспроводного дисплея с функцией LE+ позволит светописцам наблюдать эффект производимых ими действий в реальном времени. Это радикально упростит и демократизует занятие светописью, которое в настоящее время напоминает занятие живописью с завязанными глазами и находится в вопиющем противоречии с уровнем интерактивности, ожидаемым от современной высокотехнологичной электроники.

Технические проблемы, которые необходимо решить для реализации LE+, будут, конечно, посложнее, чем при налаживании выпуска камер с функцией фотофиниша. Поэтому вначале, я полагаю, должна получить распространение функция фотофиниша, за ней -- беспроводные дисплеи с LE+. Впрочем, я на очередности не настаиваю:)