В мае-июне 2011 г. компанией Synovate по заказу лаборатории Ericsson ConsumerLab было предпринято исследование потребительских предпочтений городского населения Украины в сфере использования телекоммуникационных продуктов и услуг. В опросе в формате индивидуальных интервью приняли участие 500 респондентов из Киева, Львова и Донецка в возрасте от 15 до 69 лет.
|
Ханс Олоф Соландер: «Мобильный широкополосный доступ является ключевым направлением в развитии бизнеса Ericsson, и результаты исследования еще раз подтвердили правильность выбранной стратегии» |
Результаты анализа позволили составить портрет украинского потребителя, проследить его привычки и потребности в использовании Интернета, фиксированной и мобильной связи, а также мобильных устройств и мобильной передачи данных. Он был представлен на пресс-конференции, состоявшейся 21 декабря в гостиничном комплексе Hyatt Regency.
Пресс-конференция открылась выступлением генерального директора Ericsson в Украине Ханса Олофа Соландера (Hans Olof Tholander). Он отметил, что компания Ericsson работает в сфере телекоммуникаций уже 134 года и сегодня активно разрабатывает передовые технологии связи, которые позволили бы обществу и бизнесу успешно развиваться и улучшать качество жизни.
В Украине Ericsson развивает телекоммуникационные сети с 1983 г., помогая тем самым развиваться и самой стране. Это сотрудничество было и остается очень важным для компании. На сегодняшний день Ericsson является одним из лидеров по поставкам оборудования и сервисов в сфере телекоммуникаций. Что касается Украины, то, по словам выступающего, коммутаторы Ericsson обслуживают свыше 50% всего мобильного трафика.
Одна из основных задач бизнеса Ericsson — это обеспечение успеха заказчиков, и для этого компания должна понимать, чем они живут и каковы их нужды в области персональных и бизнес-коммуникаций. Поэтому и проводятся исследования подобные тем, о которых пойдет речь на данной пресс-конференции.
|
Эрик Йоханниссон: «По результатам проведенного исследования, можно с уверенностью заявить, что украинские интернет-пользователи столь же опытны, как и пользователи развитых стран» |
В заключение г-н Соландер отметил, что мобильный широкополосный доступ является ключевым направлением в развитии бизнеса Ericsson, и результаты исследования еще раз подтвердили правильность выбранной стратегии. Мобильный Интернет имеет большой потенциал роста в городах Украины, потребители стремятся использовать новые устройства и технологии, оставаться на связи в любое время и в любом месте.
Лаборатория ConsumerLab была создана в 1995 г. и за время своего существования провела опрос около 80 тыс. респондентов в 40 странах. В Украине такое исследование было проведено впервые. Его результаты изложил директор по бренд-менеджменту в Северной Европе и Центральной Азии Эрик Йоханниссон (Eric Johannisson).
Докладчик отметил, что подобные исследования ранее были проведены в таких странах, как Россия, Великобритания, США, Китай и Бразилия, и включение в этот список Украины говорит о важности данного рынка для компании Ericsson.
Согласно классификации Ericsson рынок составляют три сегмента: ранние пользователи, или первопроходцы, последователи и поздние пользователи.
Сравнительное сегментирование рынка пользователей в ряде стран
Исследование ConsumerLab в городах Украины показало, что более 30% опрошенных являются первопроходцами. У этой категории потребителей много общего с ранними пользователями из Европы и США — они существенно влияют на развитие рынка, стимулируют внедрение новых услуг, устройств и технологий. Что касается различий между базовыми пользователями в Украине и, к примеру, в Германии, то основные потребности у них все же отличаются. Так, в Украине они, как правило, не только не пользуются мобильным Интернетом, но и не видят в этом необходимости.
Опрос в отношении Интернета показал, что 49% городского населения Украины имеет высокоскоростной доступ, а 16% — мобильный (для сравнения, в России эти цифры равны соответственно 72% и 18%). Однако в общем Интернетом пользуется 65% городских жителей. Из тех же, кто им не пользуется, 63% не видят в этом необходимости, остальные либо не знают, как пользоваться, либо считают услугу слишком дорогой.
Высокоскоростной доступ используется в основном дома. В то же время 49% первопроходцев начинают пользоваться Интернетом в других местах. Большинство, а именно 65%, подключаются к Интернету со стационарных ПК, 35% используют для этого также и мобильные телефоны/смартфоны, а 25% — ноутбуки. Примечательно, что мобильный телефон вытесняет в данном случае ноутбук и становится вторым по значимости устройством для доступа к Интернету (в США вторым устройством является ноутбук). Таким образом в Украине четко просматривается тенденция к мобильности. Как отметил докладчик, по результатам проведенного исследования, можно с уверенностью заявить, что украинские интернет-пользователи столь же опытны, как и пользователи развитых стран. А процент использования социальных сетей и IP-телефонии выше, чем во многих западных странах.
Изучение рынка показало, что около 16% респондентов используют мобильный Интернет в определенной форме. В зависимости от устройства, с помощью которого осуществляется мобильный доступ, исследователи выделили четыре группы пользователей: только ноутбук (7%), только смартфон/мобильный телефон (5%), ноутбук и телефон (2%) и стационарный ПК (2%). Как показывают исследования на других рынках, наибольший рост ожидается во второй группе.
Среди основных причин использования мобильного Интернета респонденты назвали доступ в Интернет как таковой, мобильность, простота использования и доступная, на их взгляд, цена.
С другой стороны, основным препятствием являются та же цена — об этом заявили 19% респондентов. Об отсутствии необходимых устройств — ноутбука или смартфона — сообщили 16% и 14% соответственно. Третьим основным фактором явилась неосведомленность.
По сравнению со средними глобальными и региональными показателями, уровень проникновения смартфонов в Украине все еще остается достаточно низким. Они есть только у 6% пользователей. Из этого количества 10% приходится на первопроходцев и 14% на тех, кого ConsumerLab определила как карьеристы. В то же время 25% опрошенных собираются менять телефон в течение года, при этом 41% из них намерены купить смартфон. Было также отмечено, что обладатели смартфонов пользуются имеющимися сервисами намного интенсивнее, чем владельцы обычных мобильных телефонов.
Если проводить сравнение между пользователями смартфонов в Украине и Великобритании или США, то их активность в последних странах в среднем в два раза выше. К примеру, если поиск в Интернете в Украине еженедельно совершают 36% пользователей, то в Великобритании — 76%, а в США — 79%. О том, как потребители в разных странах используют мобильные услуги в целом, можно увидеть на нижеследующей диаграмме.
В заключение Эрик Йоханниссон отметил, что подобные маркетинговые исследования помогают компании понять потребителей и стать к ним ближе. Полученные данные могут быть использованы для разработки стратегии, маркетинга и управления продуктами в рамках компании Ericsson. Основываясь на них, компания видит общую картину, старается понять поведение потребителя и определить, как оно повлияет на развитие рынка.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365