Портативные ПК: спрос растет

27 ноябрь, 2002 - 00:00Владимир Исаев
Глядя на очередной прайс-лист, каждый раз задаешь себе вопрос: не пора ли вместо устаревшего десктопа приобрести... новенький ноутбук? В нынешнем году мировой объем продаж портативных ПК, по данным DisplaySearch, достигнет отметки в 31,2 млн. штук, что на 24,8% больше, чем в прошлом. На фоне роста интереса к ноутбукам попробуем разобраться, какова ситуация с лэптопами в Украине.
По мнению местных операторов, этот год в целом соответствовал общемировым тенденциям -- поставщики отметили бурный рост интереса к портативным устройствам. Объем рынка ноутбуков в 2001 г. составил, по их оценкам, от 12 до 15 тыс. штук без учета подержанных устройств. К концу нынешнего года продажи увеличатся примерно до 20 тыс. штук, из которых около 40% придется на аппараты начального уровня: большинство отечественных дистрибьюторов отмечают, что спрос на ноутбуки этого класса по-прежнему высок. Цена таких портативных ПК составляет $1100--1300 -- минимум для А-брэндов. Процессор Celeron или Athlon, отсутствие дорогостоящих приводов, сравнительно малые объемы памяти и дискового пространства -- всего этого вполне достаточно для большинства пользователей стандартных офисных пакетов, которые основное внимание уделяют цене. Для всех покупателей ноутбуков, особенно начального уровня, немаловажными остаются качественное и своевременное сервисное обслуживание и возможность дальнейшей модернизации.

Портативные ПК спрос растет Несмотря на стремление покупателей тратить меньше, постепенно растет популярность и более престижных лэптопов -- mainstream (all-in-one). По словам Нины Ивановой, менеджера компании DataLux, требования к таким аппаратам более серьезные: объем оперативной памяти -- до 512 MB, дискового пространства -- до 40 GB, более мощный процессор Pentium или AMD с тактовой частотой до 1,7--2 GHz. Такие ноутбуки оснащаются всевозможными приводами и средствами мультимедиа, включая комбинированный DVD/CD-RW, модем, дополнительные разъемы для подключения периферии, в том числе альтернативных устройств хранения данных. Ноутбуки mainstream, как и начального уровня, покупают и для активной работы "на коленях", и для развлечений. Продажи аппаратов этого класса среди общего объема поставок, по результатам опроса крупнейших поставщиков, составляют в среднем около 35%. В сегменте mainstream традиционно сильны позиции Sony, которая ориентирована на поставки мультимедийных ноутбуков с необходимой периферией и программным обеспечением.

Еще 15% объема приходится на бизнес-модели. Ноутбуки корпоративного сегмента могут быть весьма аскетичными по сравнению с mainstream. По словам Олега Гаврасиенко, маркетинг-менеджера направления портативных ПК "Юнитрейд", одна из значимых характеристик бизнес-ноутбуков -- это взаимозаменяемость компонентов. Например, если необходимо увеличить время автономной работы или добавить дисковое пространство, пользователь должен иметь возможность выбора компонента (DVD/CD-RW, CD-ROM и т. д.), которым можно на время пожертвовать ради дополнительных аккумуляторов или HDD. Но все же основное требование, предъявляемое к бизнес-моделям, -- это минимальная совокупная стоимость владения, которая складывается из цены самого ноутбука и затрат на его обслуживание. Иными словами, необходимы три вещи: надежность, отказоустойчивость и гибкость конфигурации, которую пользователь может изменять самостоятельно. Бизнес-модели ноутбуков чаще всего поставляются крупными партиями для коммерческих и в последнее время государственных учреждений.

Ультрапортативные ноутбуки -- еще один рыночный сегмент -- относятся к классу эксклюзивных устройств, поэтому цена на них не только высока, но и не собирается снижаться. Устройства массой до 2 кг покупают пользователи, которые четко определились с конфигурацией устройства и, выбрав необходимый уровень производительности, хотят получить нечто особенное. Технические характеристики мини-лэптопов сопоставимы с mainstream, исключая габаритные приводы, а миниатюризация сделала такие устройства престижным аксессуаром современного бизнесмена. Кроме того, растет спрос на подобные модели со стороны прекрасной половины человечества, которая ценит легкость и изящество вещей и готова за это платить.

Ряд наиболее выдающихся продуктов ультрапортативного класса и представлен в нашем сегодняшнем обзоре.


Зарубежные лидеры

Несмотря на то что международными лидерами по продажам портативных ПК остаются компании Dell и Toshiba (данные DisplaySearch), на украинском рынке первая из них представлена не очень широко. Зато ноутбуки Toshiba хорошо известны каждому, кто хоть раз сталкивался с лэптопами. Популярность этой марки во многом связана с тем, что модельный ряд ноутбуков весьма широк: они позиционируются поставщиками во всех рыночных сегментах. По данным Татьяны Криваль, вице-президента "ДКТ", в настоящее время Toshiba занимает до 35% местного рынка портативных ПК.

Достаточно устойчивым спросом пользуются ноутбуки Hewlett-Packard. Удачная ценовая и партнерская политика, а также хорошо отлаженный сервис сделали свое дело: сегодня в Украине, по разным оценкам, HP имеет долю в 25--30%. Правда, в результате слияния с Compaq новая объединенная компания со следующего года прекратит поставки ноутбуков под торговой маркой HP во все страны, кроме США. В Украине линейка HP будет заменена обновленным модельным рядом Compaq, у которой есть все шансы значительно расширить свое присутствие на рынке.

Справедливости ради стоит отметить, что Compaq, несмотря на более поздний старт в Украине, за 1,5--2 года увеличила свою долю, по оценкам местных операторов, примерно до 15%. Ноутбуки Presario, переориентированные на американский рынок и со следующего года не доступные отечественному потребителю, будут заменены серией EVO. Позиции Compaq традиционно сильны на рынке начального уровня, ультрапортативных ноутбуков и в сегменте all-in-one, где вместе с Compaq активно работает Sony. Причем японский гигант вообще не позиционирует свою продукцию в эконом-классе, делая упор на мощные мультимедийные аппараты для работы с графикой, видео, звуком и оснащенные всей необходимой для этого периферией.

В сегменте бизнес-моделей Sony конкурирует с IBM. Обе марки, по мнению пользователей, обладают достаточным запасом надежности, несмотря на относительную дороговизну, так что выбор модели -- это, скорее, вопрос предпочтения брэнда, чем разница в качестве.

Принимая во внимание нынешние тенденции, в 2003 году предпочтения реселлеров будут отданы, скорее всего, Compaq+HP, Toshiba и Sony/IBM, на которые в сумме придется около 70--80% предложений.


Отечественный авангард

Популяризация портативной техники вызвала рост интереса к ней со стороны отечественных производителей. По мнению Леси Униат, директора департамента компьютерных систем "Версия", структура продаж компании такова, что на каждые 5 десктопов сегодня приходится 1 ноутбук. Следующий год оценивается еще более оптимистично: доля лэптопов в продажах компьютерной техники "Версия" может увеличиться до 40%, при том что прибыль от реализации портативных ПК останется более высокой, чем от настольных.

Главный козырь украинских брэндов -- по-прежнему относительно низкая цена, располагающая к покупкам мощных и укомплектованных аппаратов. По словам Сергея Кравченко, маркетинг-менеджера "Квазар-Микро", на ноутбуки среднего класса стоимостью от $1500 до $2000 приходится половина всех продаж портативных ПК компании.

Еще одним немаловажным фактором является качественная и оперативная сервисная поддержка, которая у местных брэндов может быть лучше за счет того, что они сами контролируют качество работы своих сервис-центров и спектр оказываемых ими услуг. В частности, уже сегодня "Версия" предлагает своим покупателям бесплатную пожизненную модернизацию ноутбука (клиент платит только за комплектующие), а также программу зачета стоимости при покупке более мощной модели.


Проблемы и надежды

И все же рынок растет не так быстро, как мог бы. Настольный ПК в комплектации Pentium IV 1--1,2 GHz с оперативной памятью 256 MB, HDD 30 GB и ЖК-монитором 15" обойдется ненамного дешевле ноутбука аналогичной конфигурации. В то же время лэптопы в Украине покупают в незначительных количествах: в 25--30 раз меньше, чем настольных ПК.

Отечественные поставщики видят корни проблемы в двух рыночных особенностях. Во-первых, сильно мешает по-прежнему устойчивый стереотип дороговизны и технического несовершенства ноутбуков. Во-вторых, очень часто желание купить лэптоп останавливает его более закрытая по сравнению с настольными ПК архитектура, которая не позволяет проводить модернизацию самостоятельно, в то время как усовершенствовать десктоп на уровне внутренних компонентов сегодня может даже школьник. При том что рынок уже давно предлагает конструкторы конфигурации и комплектующие в розничной продаже, широким слоям потребителей об этом мало что известно. Фактическое отсутствие цивилизованного местного рынка компонентов для ноутбуков весьма сильно тормозит рост спроса.

Альтернативой для пользователей наряду с отечественными устройствами может стать рынок second-hand, который объединяет восстановленные, бывшие в употреблении и морально устаревшие ноутбуки. Причем если дистрибьюторам А-брэндов удается более или менее мирно уживаться с местными производителями -- "МКС", "Версией" и "Квазар-Микро" -- в силу различий позиционирования, то бороться с вторичным рынком и тем, и другим гораздо труднее, и тому есть два объяснения. Во-первых, оборот подержанных устройств очень слабо контролируется крупными поставщиками, и мало кто из них занимается этим бизнесом. Большинство дистрибьюторов ограничиваются высказыванием опасений о том, что вторичный оборот сильно мешает продажам новых устройств, а тем временем объем реализации second-hand в Украине, по оценкам специалистов "Квазар-Микро", составляет 25--30% рынка. Во-вторых, своим существованием вторичный рынок во многом обязан все тем же дистрибьюторам А-брэндов, которые невольно являются его основной подпиткой.

Покупателей не отталкивают даже технические проблемы, присущие ноутбукам second-hand, как то севший аккумулятор или превышение нормы выгоревших пикселов на ЖК-экране. Главный фактор притяжения -- низкая цена -- остается решающим. Есть, правда, и совершенно уникальный сегмент, где бывшие в употреблении аппараты часто являются дефицитным товаром, -- это ноутбуки Apple. Достать подержанный iBook или PowerBook по приемлемой цене, по мнению Олега Лахоцкого, главного менеджера WEGA Distribution, -- настоящая удача. Как и на рынке PC-устройств, здесь устойчивым спросом пользуются бюджетные модели, которые чаще покупают для дома и офиса и реже -- для профессиональной работы с графикой и видео. Есть и рынок high-end-аппаратов, но продается их примерно в 2 раза меньше, чем начального класса.

С другой стороны, развитие рынка может стимулировать и активная позиция других брэндов, например ASUS. По словам Юрия Литвинюка, технического директора "Технопарка", спрос на ноутбуки этой марки растет из года в год, несмотря на то что в сегменте low-end ASUS практически не представлена. К поставкам портативных ПК ASUS с ноября текущего года приступила и DataLux, что, безусловно, отразится на популярности этой марки среди ресселеров в следующем году.

Наиболее ожидаемой потребителями тенденцией является стремительное удешевление ноутбуков. Однако их поставщики в один голос утверждают, что ждать кардинального снижения цен до отметки ниже $1000 бессмысленно. Даже в категории low-end падение розничной стоимости лэптопов более чем на $100 в ближайшие месяцы вряд ли произойдет. Политика ценового регулирования такова, что для каждого из сегментов поставляются новые, более совершенные, модели и продаются по тем же ценам, что и их менее мощные предшественники. Последние снимаются с производства и уходят на вторичный рынок.

Наряду с сегментом ноутбуков ожидается и рост рынка аксессуаров для них. По словам Игоря Рисмана, руководителя отдела портативных систем "МУК", сегодня в продажах компании примерно на 30 ноутбуков приходится 1 dock-станция, но в обозримом будущем спрос на аксессуары должен повыситься. Будет расти и популярность периферийных устройств -- портов-репликаторов, внешних приводов, портативных HDD и пр.

Широкое распространение ноутбуков и рост культуры пользования портативными устройствами рано или поздно должны будут привести к формированию полноценного рынка комплектующих. Пока, считает Сергей Цыбульский, директор по маркетингу и продажам "Юнитрейд", рынок не достиг критической точки насыщения, за которой неизбежно последует образование сегмента компонентов.

Среди технических перспектив почти все из высказавшихся по этому поводу поставщиков отметили рост спроса на ноутбуки с размером диагонали экрана 16 дюймов и плавный переход моделей, обладающих большими размерами и массой до 5 кг, в разряд desknote.

Существенным улучшениям подвергнется система энергопотребления ноутбуков, которая будет серьезно модернизирована и позволит более эффективно расходовать ресурс аккумуляторов.

Желание многих пользователей компьютерной техники избавиться от проводов в ближайшее время, по мнению Геннадия Буха, директора по продажам компании "ДКТ", может привести к росту потребности в беспроводных технологиях для портативных ПК. В частности, это касается решений на базе протоколов Wi-Fi и Bluetooth, которые позволяют без использования кабелей работать в локальной сети и подключать к ноутбукам беспроводные периферийные устройства.

Стремление поставщиков сотрудничать с клиентами на постоянной основе косвенно свидетельствует о постепенном насыщении рынка. Как показывает практика, это неизбежно приводит к жесткой ценовой борьбе за каждого клиента, как происходит, например, в сегменте настольных ПК. Крупные местные поставщики, хорошо это понимая, все больше внимания уделяют индивидуальным программам сервисного обслуживания, которые в ряде случаев приносят ничуть не меньшую прибыль.