PortalPlayer: триумфатор или заложник успеха iPod?

10 декабрь, 2004 - 00:00Александр Москалюк Несмотря на обилие flash-плееров, на рынке цифровой музыки того времени Фаделл считал выпуск устройств с жестким диском весьма существенным шагом вперед -- объемы памяти вырастали в тысячи раз и позволяли меломану хранить полноценные музыкальные коллекции вместо нескольких треков. В пик популярности Napster Фаделл также предположил, что привязка к плееру онлайн-магазина по продаже музыки поможет увеличить прибыль, получаемую с каждого покупателя, и даст возможность компании развивать бизнес даже тогда, когда продажи плеера пойдут на спад.

Экипировка портативного устройства жестким диском достигается за счет интеграции мультимедиафункций на специализированном чипе. И такой процессор существует, утверждал в своих презентациях Тони Фаделл. Начинающая фирма PortalPlayer со штатом в 134 сотрудника в тот момент разрабатывала мультимедиачипы и даже предлагала ряд пробных концепт-дизайнов, среди которых и мультимедиаплеер размером с сигаретную пачку. Подобный процесс типичен для компаний Силиконовой Долины, пытающихся стать в один ряд с Intel, разрабатывая новые чипы и передавая права на их производство азиатским фабрикам. Пожалуй, наиболее известной fabless-компанией является Rambus.

К PortalPlayer, не так давно совершившей первичную эмиссию акций (IPO -- Initial Public Offering), сегодня привлечено весьма большое внимание. Не последнюю роль в обретении компанией звездного статуса на Уолл-стрит сыграли Apple Computer и лично Тони Фаделл, который сегодня занимает должность директора группы iPod в Apple. Плеер iPod в момент разработки стал личным проектом Стива Джобса (Steve Jobs), а PortalPlayer ввиду ограниченных возможностей пришлось сфокусироваться на Apple и прекратить деловые отношения с другими клиентами, среди которых были и такие известные, как Teac и IBM.

Первый вариант конструктива плеера iPod принадлежал инженерам PortalPlayer, видевшем в MP3 устройстве всего лишь возможность продать больше чипов. По словам Фаделла, прототип был непривлекательным и изобиловал множеством кнопок, а также массой ограничений, среди которых, например, то, что количество композиций в плей-листе не могло превышать десяти. Тем не менее даже он привлек дюжину клиентов, работавших с PortalPlayer над созданием собственных плееров. IBM, скажем, планировала внедрить в такой цифровой плеер свои жесткие диски, и для Голубого Гиганта возможность выйти на рынок с цифровым плеером означала всего лишь увеличение продаж миниатюрных винчестеров.

Сегодня компания PortalPlayer вызывает повышенный интерес, и не в последнюю очередь, конечно же, в силу сверхпопулярности продукта Apple iPod. Стоит отметить, что в 2003 г. объемы продаж этого разработчика чипов составили всего 20,9 млн долл., в нынешнем году прогнозируется 47,8 млн долл., но при этом такой заработок по-прежнему не компенсирует трат.

Первичную эмиссию акций руководство компании совершило в добрых традициях бума доткомов -- без единого цента прибыли. Рынок, впрочем, отреагировал на приход нового игрока весьма доброжелательно -- при планируемой цене в $11--13 акции PortalPlayer (которая на Nasdaq котируется как PLAY) на момент написания данной статьи достигли $31,16. К концу этого года руководство компании надеется снизить убытки до 5 млн долл., а к концу следующего -- выйти на прибыль.

Надежды, безусловно, весьма оптимистические, если учесть тот факт, что именно в 2004 г. плеер iPod пережил пик своей популярности. Apple продолжает модифицировать продукт, не так давно добавив возможность просмотра цифровых фото, однако повторить успех первоначальной версии iPod будет весьма трудно. Не в последнюю очередь из-за того, что устройства за $300--500 современные потребители покупают не так уж и часто, а после такого приобретения не испытывают острого желания всеми путями заполучить более новую версию.

Кроме того, маржа прибыли PortalPlayer ставится под сомнение многими, кто лично работал со Стивом Джобсом, компания которого сегодня является основным заказчиком первой. Почти 93% заказов PortalPlayer приходится на Apple, оставшиеся -- на такие компании, как Philips Electronics, RCA, Samsung и Virgin Electronics. Что касается стиля руководства главы Apple, то все отмечают, что он весьма жесткий и предполагает максимальное сокращение расходов на закупки компонентов и производство выпускаемых устройств.

Ко всему прочему, компании приходится конкурировать не только с такими же небольшими игроками, как она сама (Sigmatel и Telechips), но и с гигантами индустрии, которых все больше и больше начинает интересовать данный сегмент. В ряду последних в первую очередь называют Intel и Texas Instruments.

Для укрепления собственных позиций в ближайшее время PortalPlayer планирует диверсифицировать свой бизнес и предложить ряд новых полупроводниковых продуктов, в частности для фотоиндустрии и для зарождающегося сегмента портативных видеоплееров.

Рынок MP3 плееров является сегодня одним из самых горячих и быстрорастущих. Аналитики из IDC прогнозируют почти десятикратный рост продаж устройств со встроенными жесткими дисками -- до 25,46 млн штук к 2008 г., тогда как в прошлом году их было продано лишь 2,67 млн. Что касается финансового аспекта, то объем продаж в этом сегменте в 2003 г. составил 811 млн долл., а в нынешнем достигнет отметки в 2,3 млрд долл.