Популярные модели цифровых камер: проблема выбора

4 март, 2004 - 00:00Сергей Галушка
Всякому фотолюбителю, который жаждет приобщиться к сообществу пользователей цифровых камер, предстоит определиться с одним из важнейших вопросов. От того, как он будет решен, обычно зависит последующая деятельность фотографа, и более того -- это накладывает серьезный отпечаток на его творческий подход, методы самовыражения и профессиональные навыки. Речь идет, разумеется, о выборе цифровой камеры, той самой "рабочей лошадки", вместе с которой новичку предстоит осваивать премудрости фотографии, энтузиасту -- искать собственный взгляд через объектив на окружающий мир, а профессионалу -- выполнять свои прямые обязанности.

Технические характеристики цифровых камер
У каждого зрелого фотографа есть личный список требований, выдвигаемых к приобретаемой камере. И такие параметры, как разрешение, искажения или уровень шума матрицы, которые авторы тестирований очень любят измерять и сравнивать у разных моделей камер, иногда стоят в нем далеко не на первом месте. Да, все это, безусловно, важно, но ведь никто не отменял не менее существенные характеристики, например надежность, эргономику, наличие необходимых специфических функций, совместимость, наконец -- просто субъективное ощущение того, как фотокамера "лежит в руке".

Для новичка же выбор еще больше осложняется, так как понять, что именно ему нужно в первую очередь в рабочей камере, он пока не успел. Недаром таким пользователям советуют для начала опробовать свои силы на относительно недорогих фотоаппаратах начального уровня, так называемых "цифромыльницах", чтобы потом, определившись, выбирать следующую камеру более осознанно.

Поэтому, готовя данный обзор, мы не задавались целью предоставить читателю все возможные факты для выбора камеры. Мы просто хотим познакомить вас с наиболее популярными моделями цифровых фотокамер, которые появились на рынке с момента нашего последнего обзора, -- как с их техническими характеристиками, так и с нашими личными впечатлениями от "общения" с ними. А размещенный в этом же номере материал Алексея Гвозденко о выставке PMA 2004 позволит вам немного заглянуть в будущее, чтобы решить, стоит ли делать выбор прямо сейчас или же имеет смысл еще слегка подождать.


Профессиональные камеры

Canon EOS 10D

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Canon EOS 10D
Данный аппарат пришел на смену Canon EOS D60 и, в основном, предназначен для студийной и "неэкстремальной" репортажной съемки. По внешнему виду, габаритам и массе EOS 10D мало чем отличается от D60, разве что более округлыми стали формы корпуса из магниевого сплава и слегка изменилось расположение некоторых управляющих элементов.

Быстрее и точнее начал работать автофокус, особенно это ощущается в условиях плохой освещенности, что делает аппарат достойной альтернативой более дорогим камерам EOS. Значительно снизилась инертность срабатывания затвора, улучшена эффективность шумоподавления при съемке с длительными выдержками, расширены диапазоны настроек параметров RAW.

Размеры сенсора в новой камере остались такими же, как и в D60, доступна функция очистки. В аппарате использован 7-точечный автофокус с подсветкой выбранной зоны фокусировки. В режиме следящего автофокуса система может сопровождать движущийся объект, приближающийся со скоростью 50 км/ч, до расстояния 8 м. Более достоверными и стабильными стали режимы экспозамера, в них используется 35-зонный оценочный метод. В целом же общее впечатление от камеры можно сформулировать следующим образом -- менее инерционна и более послушна, чем ее предшественница. Модель показывает высокую скорость съемки -- до 3 кадров/с (в сериях по 9 изображений с максимальным размером кадра).

В EOS 10D поддерживается то же управление балансом белого, что и в других профессиональных цифровых моделях Canon. Помимо стандартных и пользовательских настроек, предусмотрен выбор цветовой температуры в градусах Кельвина, возможен брекетинг по балансу белого.

Усовершенствования коснулись и 1,8-дюймовой LCD-панели. Она допускает 5 степеней яркости, расширен угол ее обзора. При просмотре кадров разрешается 10-кратное увеличение снимка. Заметим, что LCD-монитор позволяет видеть отснятые кадры и сопутствующие данные (выдержку затвора, значение диафрагмы, режим экспозиции и гистограмму), и его нельзя использовать в качестве видоискателя. Зато в оптическом видоискателе отображается вся информация, необходимая для съемки: точки автофокусировки, значения выдержки, диафрагмы и компенсации экспозиции, показания счетчика кадров в серии и число снимков, которые еще возможно разместить на CF-карте при текущих настройках.

Аппарат совместим со всеми объективами Canon серии EF (коэффициент пересчета 1,6x), оснащен встроенной интеллектуальной вспышкой (ведущее число 13), управляемой по популярной ныне технологии E-TTL. Помимо обычного разъема типа "башмак" для подключения фирменных вспышек Canon, устройство снабжено специальным синхроконтактом.

EOS D10 комплектуется ионолитиевым батарейным блоком BP-511. Для обеспечения продолжительной автономной съемки опционально поставляется устройство BG-ED3, объединяющее две такие батареи и одновременно выполняющее функции удобной ручки при съемке с вертикальной ориентацией аппарата.

Теперь несколько слов о качестве снимков. Для наших тестов мы выбрали объектив Canon Zoom EF 24--70 мм с постоянной светосилой по всему диапазону трансфокации -- F2,8. Впечатляет качество портретной и предметной съемки --естественная цветопередача с плавными градиентами, отличная проработка деталей. Изображения выглядят объемными и пластичными. На низких уровнях светочувствительности матрицы шумы не беспокоят вообще, а начинают проявляться при выставлении значения свыше ISO 800.


Olympus E-1

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Olympus E-1
Честно признаемся, что ожидая в гости заочно любимую Olympus E-1, мы больше всего боялись разочарования, поскольку симпатия к этому аппарату последние два года умело подогревалась волнующими обещаниями производителя. У Olympus, по сути, ранее отсутствовал опыт изготовления цифровых "зеркалок" со сменной оптикой, сроки выхода готового продукта неоднократно переносились... Однако разочарования не наступило. С первых минут более тесного знакомства стало ясно, что мы имеем дело с настоящим зрелым профессиональным продуктом.

Модель заключена в прочный, но одновременно легкий брызгозащищенный корпус из магниевого сплава, снабженный байонетом Four Thirds для объективов Zuiko Digital. Масса аппарата составляет всего 660 г -- своеобразный рекорд для профессиональных SLR-камер, использующих сменную оптику.

Эргономика камеры великолепна: отличная "ухватистость", прорезиненные рифленые вставки, антибликовый скос панели со служебным экраном. LCD-монитор покрыт легкосъемной пластиковой крышкой, репитер диафрагмы расположен внизу справа под байонетом, переключение режимов автофокуса -- с противоположной стороны объектива.

Камера комплектуется ионолитиевым аккумулятором BLM-1 (емкостью 3400 мА·ч), его полного заряда нам с лихвой хватало на день интенсивной работы в фотолаборатории.

Инновационная ультразвуковая система SSWF (SuperSonic Wave Filter) улавливает пыль и прочие мелкие частицы на специальную липкую ленту путем создания сверхвысокой скорости вибрации воздуха внутри аппарата. Насколько она эффективна -- сегодня сказать довольно трудно, но стоит отметить, что тестовый образец, который побывал у нас в лаборатории, исколесил практически всю Европу -- и, тем не менее, каких-либо загрязнений матрицы не наблюдалось.

Аппарат оборудован 5,5-мегапиксельным CCD-сенсором стандарта 4/3, созданным по технологии FFT (Full Frame Transfer). В сравнении с Interline Transfer (IT), применяемом в современных матрицах, FFT дает возможность задействовать большее число фотодиодов и трансферных каналов, а следовательно, имеет лучшее соотношение сигнал/шум и обеспечивает более широкий динамический диапазон, благодаря чему даже при съемке с высокими выдержками на изображении достигаются максимум деталей и минимум шумов.

Система снабжена износоустойчивым затвором, рассчитанным, по заверениям Olympus, как минимум на 150 тыс. срабатываний; высокоскоростной 3-точечной TTL-системой автофокусировки, имеется подсветка автофокуса. Поддерживается ручной и автоматический выбор зоны AF.

Для экспозамера в Olympus E-1 предусмотрена трехзонная сенсорная матричная система. Фотограф может выбрать либо фирменный традиционный ESP (Electronic Spot metering), либо центрально-взвешенный, либо точечный способ замера. Возможно также изменять шаг компенсации экспозиции -- 1/3, 1/2 или 1 EV.

Аппарат имеет слот для карт памяти типа CompactFlash, поддерживает CF емкостью более 2 GB и Microdrive. Камера снимает со скоростью до 3 fps в сериях до 12 снимков независимо от формата (JPEG/TIFF/RAW).

Селекторный диск позволяет выбрать четыре режима: программный, с приоритетом выдержки/диафрагмы и полностью ручное управление. Встроенной вспышки нет. Баланс белого варьируется вручную только в зависимости от цветовой температуры.

Во всех наших тестах камера демонстрировала высокую цветовую насыщенность и деталировку изображений. Качество снимков великолепно. Шумы становятся заметными лишь при светочувствительности матрицы ISO 800 и выше, в целом их уровень такой же, как и у конкурентных моделей. Иногда бывают трудности при выставлении баланса белого при смешанном освещении.


Pentax *ist D

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Pentax *ist D
*ist D -- самый миниатюрный в мире цифровой зеркальный аппарат со сменной оптикой. Пользоваться им, как нам показалось, необычайно просто, все продумано до мелочей, каждый элемент и опция работают именно так, как ожидаешь. Переключение основных режимов съемки -- зеленая зона, программный, полностью ручной, с приоритетом выдержки/диафрагмы, ручная выдержка -- производится с помощью специального селекторного диска слева на верхней панели. Под ним находится дополнительный, позволяющий устанавливать различные способы замера экспозиции -- точечный, центрально-взвешенный, матричный (16 зон).

К издержкам компактности можно отнести несколько неудобную кнопку-джойстик -- не для крупных пальцев. Такое впечатление, что данный элемент перекочевал в этот аппарат непосредственно из фирменных цифровых мыльниц. Карта памяти вставляется довольно-таки трудно -- держать ее нужно только за торцы, иначе она идет под наклоном и не попадет в направляющие разъема.

Под объективом слева находится переключатель режимов фокусировки -- ручной, следящий и обычный (однократный) автофокус. Чуть выше -- кнопка для ручной установки баланса белого.

Аппарат позволяет вести однокадровую, непрерывную и автосъемку (с задержкой 2 или 12 с), допускает и управление с пульта ДУ. Скорость непрерывного режима съемки составляет 2,6 кадра в секунду в сериях до 6 снимков (при выключенной функции подавления шумов).

На наш взгляд, аппарат снабжен довольно посредственным 1,8-дюймовым LCD-монитором, во всяком случае, с его помощью тяжело получить адекватное представление о качестве полученного снимка.

В камере используется 11-точечная система автофокусировки SAFOX VIII, при этом допускается выбирать нужную точку вручную. Для переключения режимов автофокуса -- точечный, многоточечный (ручной выбор зоны и автоматический) -- имеется кольцо, окаймляющее кнопку-джойстик.

Для детальной настройки камеры есть довольно простое меню. Здесь можно создать три предварительных набора персональных предпочтений, варьировать насыщенность, резкость и контраст изображений, блокировать зеркало в верхнем положении для очистки матрицы и выполнять ряд других функций.

Аппарат оборудован многорежимной встроенной вспышкой (ведущее число 11), при этом выдержка синхронизации составляет 1/150 с.

Во всех наших тестах с объективом FA J 18--35 мм AL камера продемонстрировала уверенную и быструю автофокусировку в разных условиях освещенности (имеется подсветка автофокуса).

Pentax *ist D составил достойную конкуренцию таким моделям, как Canon EOS 10D, Olympus E-1, причем не только по функциональности (кстати, по этому параметру он даже превосходит некоторых своих соперников), но и по качеству снимков.

Система шумопонижения, используемая Pentax *ist D, более "деликатна" по отношению к изображению, чем, например, у Nikon D100, -- отсюда, на наш взгляд, излишняя мягкость снимка. Ее не удастся компенсировать, даже повышая четкость (sharpness) встроенными в камеру средствами. Однако в Adobe Photoshop из такой картинки можно сделать качественный по резкости снимок.

К цветопередаче нет никаких претензий. Все фото, получаемые с помощью Pentax *ist D, выглядят необычайно пластичными. Аппарат обеспечивает плавные цветовые переходы, выразительные детали, отличную проработку элементов изображения как на темных, так и на светлых участках снимка.

Шумы на фото становятся заметными лишь при выставлении значения светочувствительности матрицы ISO 800 и более, тем не менее даже при ISO 1600 с ними вполне можно мириться. К системе автоматического определения баланса белого особых претензий нет.


Камеры для творческой съемки

Canon EOS 300D

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Canon EOS 300D
Хорошо известно, что в мире существует довольно большая армия поклонников пленочных зеркальных аппаратов Canon. Естественно, многие из них уже давно подумывают о переходе на "цифру", но при этом все же не хотят отказываться от накопленного за годы съемок арсенала объективов. Пожалуй, в первую очередь для них в конце прошлого лета Canon выпустила модель EOS 300D. Новинка позиционировалась как зеркальная любительская 6-мегапиксельная фотокамера со сменной оптикой, да еще и совместимая с линейкой объективов EF от пленочных аппаратов, и все это -- по неслыханно низкой доселе цене.

Инженеры Canon постарались максимально сохранить в данной модели сходство управления с аналогичными пленочными аппаратами, так что их владельцам переходить на "цифру" будет легко и комфортно. Корпус аппарата изготовлен из пластика с серебристым покрытием. Хотя это и традиционный для Canon вариант исполнения, но по опыту знаем, что он не самый долговечный.

EOS 300D поддерживает ряд технологий, отлаженных и хорошо зарекомендовавших себя в других цифровых моделях: например 7-точечную высокоскоростную автофокусировку (доступна однократная, следящая и ручная), съемку сериями со скоростью 2,5 кадра в секунду, 35-зонный экспозамер (кроме матричного, аппарат обеспечивает центрально-взвешенный и точечный замер).

Камера оснащена 6,3-мегапиксельным CMOS-сенсором, который, по заявлению Canon, практически ничем не отличается от датчика старшей модели EOS 10D. Для обработки изображений используется все тот же процессор DIGIC.

Основные режимы работы устройства устанавливаются с помощью селекторного диска на верхней панели: здесь доступны такие сюжеты, как Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Ночной портрет, Зеленая зона, а также съемка с принудительным отключением вспышки.

Диапазон выдержек камеры составляет 1/4000--30 с, x-синхронизация производится при скорости затвора 1/200 с. Возможна одновременная запись в форматах RAW и JPEG. Помимо цветового пространства sRGB, имеется Adobe RGB.

1,8-дюймовый LCD-монитор и дополнительная монохромная панель прикрыты цельным прозрачным пластиком. Байонет под объектив выполнен из металла.

В KIT-наборе вместе с камерой поставляется специально разработанный новый объектив EF-S 18-55 мм 1:3,5--5,6, но он, мягко говоря, разочаровал. Минимальное значение диафрагмы -- 3,5--5,6, что по нынешним меркам маловато. Сам объектив довольно "темный", качество получаемого изображения в плане резкости оставляет желать лучшего. Вначале мы даже грешили на матрицу, но при смене штатного зума на отнюдь не элитную фирменную оптику 28--80 мм обнаружили, что картинка стала намного приятнее.

Автофокус работает достаточно уверенно даже в сложных ситуациях и при низкой освещенности. Имеется и режим ручной фокусировки, что представляется нам очень полезным, особенно в сочетании с репетиром диафрагмы.

Аппарат очень быстро готовится к работе. Запись снимков в формате JPEG также проходит довольно живо, а вот при сохранении изображений в RAW даже на некоторое время блокируется съемка.

При съемке со вспышкой аппарат, как и модели PowerShot S50/G5, поддерживает установку экспозиции по предварительному световому импульсу. Порадовала функция ручной выдержки (Bulb).

К качеству снимков никаких претензий нет. В инструкции честно предупредили о возможных шумах при задании больших значений светочувствительности и при повышенной температуре окружающей среды, но даже эти артефакты при детальном рассмотрении не так сильно бросались в глаза, как мы того ожидали. Изображения, получаемые посредством EOS 300D, выглядят объемными и реалистичными -- цветопередача великолепная, деталировка высокая.


Fujifilm FinePix S7000 Zoom

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Fujifilm FinePix S7000 Zoom
FinePix S7000 Zoom пришла на смену модели Fujifilm S602 Zoom. В ней нашла применение новая матрица четвертого поколения Super CCD HR, основным достоинством которой является возможность получения изображений увеличенного размера -- до 12 млн. пикселов (6 млн. эффективных). Фотокамера оборудована мощным объективом Super-EBC Fujinon Lens с 6-кратным оптическим увеличением (диафрагма 1:2,8--3,1, фокусное расстояние 35--210 мм в эквиваленте для 35-миллиметровых камер). Аппарат позволяет производить макросъемку в режиме SuperMacro с расстояния 1 см, однако привлекательность этой функции снижается из-за необходимости применять только короткий фокус и невозможности сильно "прикрыть" диафрагму.

Эргономически модель выполнена очень удачно: легкий корпус из ударопрочного пластика усилен конструкционными элементами из магниевого сплава. Многие настройки камеры можно выполнять с помощью кнопок, не прибегая к меню. На верхней панели устройства расположен селекторный диск, посредством которого задается нужный режим экспонирования (включая ручную установку). Здесь же находятся кнопки для выбора режима работы вспышки, серийной съемки и компенсации экспозиции.

Стационарный LCD-экран снабжен защитным фильтром. Имеется разъем типа "горячий башмак" для крепления внешних вспышек. Допускаются три вида высокоскоростной непрерывной съемки. В этом аппарате впервые применен передовой, на наш взгляд, способ записи отснятых серий -- есть возможность вести непрерывное фотографирование (до 40 кадров), при котором запишутся 5 последних снимков, сделанных до снятия пальца с кнопки Спуск.

Среди других особенностей Fujifilm FinePix S7000 Zoom -- быстродействующая система фокусировки. При ручной наводке фокусное расстояние изменяется с помощью кольца на объективе. В аппарате предусмотрено комбинированное управление трансфокацией (кольцом на объективе или кнопками W и T под большим пальцем на задней части корпуса). Огорчает ощутимая задержка срабатывания затвора, как минимум в два раза большая, чем у многих камер такого класса.

Fujifilm FinePix S7000 Zoom продемонстрировал отличные показатели по энергосбережению, однако достигаются они частично за счет снижения оперативности работы. Устройство слишком быстро переключается в режим сна при простоях, причем увеличить некоторые интервалы "засыпания" нельзя.

Вызывает уважение точная экспоавтоматика камеры. При съемке со сложным освещением кадры правильно экспонируются даже в полностью автоматическом режиме. Качественно функционирует встроенная вспышка, обеспечивая хорошую проработку переднего и заднего планов.

Все фотоснимки и видеоролики записываются на карты памяти xD-Picture или CompactFlash Type II. Форматы записи фотоснимков -- JPEG и RAW. Естественно, формат RAW дает наилучший результат, однако использовать его приходится еще и для получения картинок, лишенных заметных артефактов сжатия, -- даже в режиме Fine файлы в JPEG ощутимо уступают RAW по качеству.

Камера отличается хорошей проработкой деталей кадров на контрастных сюжетах, но минимальное значение чувствительности матрицы великовато -- ISО 200. Также хотелось бы иметь больший интервал задания чувствительности: для полноразмерных изображений он составляет ISO 200--400, установить значение ISO 800 возможно только для снимков "половинного" размера.

В наших тестовых съемках с источниками освещения, имеющими различную цветовую температуру, как автоматический баланс белого, так и предустановки работали не очень точно, но его настройка по серой карте позволила получить правильную цветопередачу. Детализация шестимегапиксельных кадров не вызывает нареканий. Режим записи интерполированного до 12 млн. пикселов изображения хорош разве что тем, что при нем можно без дополнительной обработки получать отпечатки до 30 40 см.


Minolta Dimage A1

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Minolta Dimage A1
Данный аппарат унаследовал все лучшие черты популярной модели Dimage 7Hi. Корпус камеры сделан из магниевого сплава и имеет эргономичный выступ с шероховатой прорезиненной отделкой, препятствующей выскальзыванию из рук.

В модели использована усовершенствованная система трехмерного автофокуса, позволяющая с высокой степенью надежности удерживать резкость на объекте съемки. За счет такого предикативного управления фокусировкой существенно уменьшено время задержки спуска. Пространственный автофокус состоит из 11 зон. Сам процесс наведения на резкость происходит очень тихо благодаря специальному шаговому мотору.

В аппарате применена фирменная технология защиты от вибрации Anti-Shake. Впервые в фототехнике оптическая стабилизация снимка происходит не за счет снабжения отдельных линз объектива гироскопическими системами, а путем соответствующего смещения матрицы. Включение этой функции осуществляется нажатием специальной кнопки-индикатора, расположенной на задней панели.

Обработку изображений Dimage A1 проводит с помощью нового фирменного процессора LSI. Применение алгоритмов CxProcess II обеспечивает высокую четкость снимка и точную передачу цветов. Кстати, в отличие от своих предшественниц, камера работает с 14-битным цветом.

Объектив модели оборудован двухфокусной макросистемой, позволяющей выполнять макросъемку при крайних положениях трансфокатора. К слову, трансфокация производится проверенным методом -- путем вращения специального прорезиненного кольца объектива.

Аппарат допускает три режима замера экспозиции (матричный 300-сегментный, центрально-взвешенный и точечный), дает возможность осуществлять брекетинг по экспозиции, контрасту, цветовой насыщенности и фильтру. Доступна гистограмма в реальном времени, таким образом удается оценить влияние выбранных параметров на картинку еще до момента съемки. Изображения на LCD-дисплее и LCD-видоискателе могут автоматически переключаться при поднесении/удалении аппарата к лицу.

Модель демонстрирует отличный динамический диапазон -- даже шире, чем у ближайших конкурентов, хорошую цветопередачу, неплохую проработку деталей на темных и светлых участках снимка. Система оптика--матрица обладает высокой разрешающей способностью. При более пристальном изучении снимков можно обнаружить некоторые артефакты, очевидно, вызванные алгоритмами обработки изображений, однако они в целом не портят общего положительного впечатления от камеры.


Olympus Camedia C-5060 Wide Zoom

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Olympus Camedia C-5060 Wide Zoom
Эта камера пришла на смену хорошо зарекомендовавшей себя модели Olympus Camedia C-5050 Zoom. Рассмотрение новинки начнем с LCD-дисплея -- он способен подниматься по вертикали на угол до 180°, а в верхнем положении разворачиваться вокруг своей оси на 270°, обеспечивая при этом бoльшую свободу при выборе точки фотографирования.

Для новой модели был полностью переработан объектив. Максимальная светосила объектива C-5060 Wide Zoom вполне традиционна -- F2,8, зато теперь достигается 4-кратное оптическое увеличение картинки.

Камера допускает применение двух видов карт памяти -- xD-Picture Card и CompactFlash I/II (в том числе Microdrive). Питание осуществляется от ионолитиевой батареи PS-BLM1 емкостью 1500 мА·ч.

По всем параметрам камера очень похожа на свою предшественницу. Она также заключена в металлический корпус, оснащена микрофоном, динамиком, подсветкой автофокуса, "интеллектуальной" встроенной вспышкой. Помимо этого, имеется разъем типа "горячий башмак" для подключения внешних вспышек.

При необходимости Camedia C-5060 Wide Zoom способна отобразить на LCD-мониторе метки автофокуса или линии "золотого сечения", гистограмму картинки в реальном времени или даже специальную сетку распределения яркости по кадру(!).

Удобно, что в режиме просмотра изображений доступно редактирование в формате RAW, легко изменять качество, варьировать баланс белого, резкость и сохранять результат в новый файл. После установки нужных параметров сам процесс пересчета может занимать более минуты.

Несмотря на сравнительно крупные габариты оптики, модель весьма живо готовится к работе. Трансфокация объектива выполняется хоть и неспешно, но зато с минимальными шумами, скорость автоматической наводки на резкость значительно зависит от контрастности объекта, попавшего в зону фокусировки, -- при хорошем освещении она происходит без особых нареканий. Однако в крайнем положении Tele при недостатке света автофокусировка осуществляется медленно и часто неточно, и в этих случаях не спасает даже яркая встроенная лампа подсветки. Виной тому, очевидно, довольно низкая светосила объектива -- F4,8. При значениях светочувствительности сенсора свыше ISO 200 становятся слишком заметны шумы. Порадовала очень гибкая система настройки баланса белого.

В целом модель вызвала у нас весьма приятные впечатления. Учитывая привлекательное соотношение цена/производительность, аппарат можно смело рекомендовать любителям творческой съемки.


Sigma SD9

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Sigma SD9
Малоизвестная ранее фирма Foveon и никогда не производившая цифровые аппараты компания Sigma совместно создали фотокамеру, которая не только потеснила продукцию лидеров фотоиндустрии, но и изменила наше представление о стандартах качества цифровых изображений. О сенсоре Foveon X3 мы уже писали ("Компьютерное Обозрение", # 7, 2002, itc.ua/9071), он был выпущен в феврале 2002 г., а спустя полгода вышел в свет первый цифровой фотоаппарат -- Sigma SD9, использующий эту революционную технологию.

Аппарат заключен в массивный, немного угловатый корпус. Управляющее колесо, расположенное соосно с кнопкой Спуск, применяется для изменения параметров в режиме приоритета диафрагмы, а также для переключения различных опций. Имеются отдельные кнопки для экспокоррекции, блокировки автоэкспозиции, установки разрешения кадра, выбора чувствительности матрицы (доступны значения ISO 100, 200 и 400 без возможности автоустановки) и переключения способа экспозамера (восьмизонный, центрально-взвешенный, точечный). В целом размещение органов управления выглядит несколько сумбурным, хотя и не мешает оперативности работы с аппаратом.

Оптический видоискатель также отличается оригинальностью: в нем показывается не только та часть сцены, которая отобразится на матрице, но и дополнительная область (она выделена тонированием), соответствующая разнице между кадром 24 x 36 мм и размерами сенсора. Названный в руководстве аппарата "спортивным", видоискатель позволяет фотографу следить за движущимися объектами, предвидя их появление в кадре.

Для просмотра полученных снимков применяется размещенный на задней панели аппарата цветной LCD-экран с достаточно посредственными по сегодняшним меркам характеристиками. Аппарат не имеет встроенной вспышки, однако "горячий башмак" позволяет установить внешнюю.

Проблему загрязнения сенсора разработчики попытались решить путем введения в оптическую систему камеры дополнительного элемента -- плоскопараллельной пластинки с просветлением, закрывающей матрицу. Если предположить, что это не влияет на качество изображений, то такой подход заслуживает похвалы и в будущем может стать примером для подражания.

Нельзя не сказать о том, что при автономной работе аппарат использует два типа батарей (неперезаряжаемые литиевые элементы типа CR-123A и источники AA), устанавливаемых одновременно в разные отсеки. Это удорожает эксплуатацию модели.

Ну и, пожалуй, самый серьезный недостаток -- камера не поддерживает форматы файлов TIFF и JPEG, единственный способ сохранения данных -- запись в виде "цифрового негатива" X3F (RAW). Такой подход значительно снижает оперативность работы с аппаратом: необходимость применения "родного" ПО для просмотра и конвертирования файлов на порядок увеличивает промежуток времени между получением снимка и его использованием.

Однако взглянув на результат, можно забыть о неудобствах при обработке изображений -- столь четких и детализированных кадров не дает практически ни одна фотокамера с матрицей другой конструкции. После первой тестовой съемки мы с восхищением рассматривали полученные снимки -- каждый пиксел был информативен, а качество увеличенных фрагментов визуально неотличимо от качества целых кадров. Чуть хуже дело обстоит с цветовой насыщенностью -- у большинства кадров она несколько понижена в сравнении с реальными объектами. В этом случае выход один -- искусственное усиление насыщенности при постобработке.

Не вызвала особого восторга и работа восьмиточечного экспозамера -- во многих случаях кадры, полученные в сложных условиях освещенности без экспокоррекции, были далеки от идеальных.

Несколько слов по поводу "шумности" изображений. Порадовали тесты при ISO 100 на выдержках короче 1/15 с. Зато в других условиях шумы начинают загрязнять картинку. При ISO 200 становится заметной неравномерная фиолетово-желтая пятнистость изображения, которая усиливается при повышении чувствительности до ISO 400.

И все же нельзя забывать, что Sigma SD9 -- первое устройство в своем классе, и оно не лишено недостатков, свойственных всем "пионерам". А не так давно был выпущен следующий аппарат с трехслойным сенсором, Sigma SD10. Будем надеяться, что в нем учтены и исправлены все огрехи "первенца".


Sony Cyber-shot DSC-F828

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Sony Cyber-shot DSC-F828
DSC-F828 -- первый серийно выпускаемый аппарат с сенсором, содержащим 8 млн. эффективных светочувствительных элементов. В конструкции матрицы впервые применен четырехцветный массив светофильтров. Вместо классической байеровской мозаики RGGB, содержащей фильтры трех цветов, применяется расширенный набор -- RGBE, в котором половина зеленых составляющих (Green) заменена элементами изумрудного цвета (Emerald). По утверждению компании Sony, такой сенсор позволяет не только передать более широкий диапазон цветовых оттенков, но и улучшить зрительное восприятие снимков за счет высокоточного цветового баланса.

В DSC-F828 установлен светосильный "цейсовский" зум-объектив, рассчитанный на семикратную трансфокацию (28--200 мм в эквиваленте для 35-миллиметровых камер). Изменен механизм зумирования -- фокусное расстояние регулируется поворотом широкого кольца на объективе, что значительно повышает оперативность работы. Другим более узким кольцом выполняется наводка на резкость в ручном режиме. Автоматическая фокусировка производится быстро и точно даже при пониженной освещенности благодаря высокой светосиле оптики. В широкоугольном положении объектива на снимках становится заметной бочкообразная дисторсия изображения -- явление, характерное для всех широкоугольных зумов.

Очень понравились качественное исполнение и продуманный дизайн корпуса. Выполненный из прочного металла, он достаточно увесист и так же, как и у F717, состоит из двух основных блоков, оптического и управляющего. К эргономике аппарата претензий почти нет.

Возможность поворота управляющего блока, на котором расположены внешний дисплей и электронный видоискатель, позволяет фотографировать, не поднося аппарат к лицу, но только при горизонтальном кадрировании. Внешний дисплей, имеющий защитный фильтр, не слишком точно передает светлые участки изображения. Камера очень быстро готовится к работе и имеет малую задержку срабатывания затвора. Устройство снабжено "горячим башмаком" для подключения внешних вспышек, у него также экономная система энергосбережения.

В плане функциональности модель наверняка удовлетворит запросы самого требовательного пользователя. Отличительной особенностью F828 по сравнению с его предшественницей является поддержка двух типов карт памяти -- традиционного для Sony Memory Stick и наиболее популярного в профессиональных цифровых устройствах стандарта CompactFlash.

Камера предлагает традиционный набор предустановок баланса белого для естественного и искусственного освещения. Имеется возможность настраивать его вручную по эталонному объекту.

Тесты, в которых участвовали также DSC-F717 и Nikon 5700, выявили у DSC-F828 заметно лучшую цветопередачу оттенков красного и малинового, а при минимальном значении ISO и выдержках от 1/15 до 1/4 с у аппарата была наименее шумная картинка. При ISO 200 и 400 камера, наоборот, показала самый высокий из всех трех устройств уровень шумов. Мы также обратили внимание на хроматические эффекты по краям кадров, снятых с использованием контрового освещения. Зато высокое разрешение позволило получить заметно более детализированные отпечатки в формате 20 x 30 см.

В целом камера хорошо зарекомендовала себя в работе и произвела впечатление надежного устройства, которое выдержит не один год службы и может применяться для самого широкого круга фотографических задач.


Камеры с 10-кратным и выше оптическим зумом

Fujifilm FinePix S5000

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Fujifilm FinePix S5000
Камера S5000 пополнила потребительскую линейку Fujifilm FinePix. Устройство заключено в компактный черный пластиковый корпус, стилизованный под "зеркалку". Эргономика модели выше всяких похвал: удобный выступ для лучшего захвата, прорезиненная отделка, простое кнопочно-дисковое управление.

1,5-дюймовый LCD-дисплей устройства защищен жестким прозрачным пластиком. Кнопкой F, расположенной под глазком видоискателя, можно вызвать специальное меню Photo Mode, служащее для оперативной смены светочувствительности матрицы, размерности снимков и установки нескольких цифровых фильтров.

Слева на верхней панели имеется специальный переключатель для быстрого задания типа фокусировки (ручная, автоматическая следящая или обычная). Приятно, что разработчики снабдили S5000 подсветкой автофокуса, так необходимой для работы в условиях недостаточной освещенности.

Кроме автоматического режима, возможна съемка с приоритетом выдержки/диафрагмы, программным замером экспозиции и даже с использованием ручных настроек. Предусмотрены и стандартные сюжеты -- Портрет, Пейзаж, Спорт и Ночная сцена.

Доступны также и другие необходимые для полноценного творчества функции: поддержка формата RAW, управление мощностью импульса вспышки, выбор способа замера экспозиции и баланса белого, брекетинг, серийная съемка, макро- и видеорежимы, запись голосовых комментариев, возможность использования дополнительных насадок. К особенностям данной камеры следует отнести и получение интерполированных 6-мегапиксельных снимков размером 2816 2120.

Аппарат довольно медленно готовится к работе, у него небыстрый автофокус, но зато система трансфокации объектива весьма "шустрая". Кроме того, камера демонстрирует сравнительно малую задержку спуска затвора и хорошую скорость записи снимков. Кадры на улице получаются слегка перенасыщенными по цветопередаче, зато при съемке в помещении со вспышкой наблюдается небольшое смещение в холодные тона. Явления дисторсии при наименьшем фокусе минимальны. К сожалению, практически на всех снимках заметен довольно высокий уровень шумов.


Minolta Dimage Z1

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Minolta Dimage Z1
Dimage Z1 -- камера от Konica Minolta, имеющая компактный и вместе с тем весьма эргономичный корпус футуристического дизайна. 10-кратный объектив этого фотоаппарата как две капли воды похож на оптику Olympus, используемую в современных моделях серии Camedia Ultra Zoom, -- его подвижная часть точно так же "тревожно" вибрирует при легком покачивании устройства. Кроме того, очень схожи их технические характеристики (см. таблицу), к примеру в режиме SuperMacro можно снимать с расстояния 4 сантиметра.

Dimage Z1 оборудован довольно надежным и быстрым автофокусом. В режиме Rapid AF наводка на резкость происходит примерно за 0,3 с, время задержки спуска затвора, по заявлению разработчиков, составляет всего 0,06 с. Поддержка фирменной технологии CxProcess II обеспечит улучшение цветопередачи, контраста и резкости изображения, а также уменьшение шумов.

Судя по всему, в целях экономии камеру оснастили только одним LCD-монитором. При выборе режима "глазного" дисплея происходит следующее: экран на задней панели закрывается шторками и одновременно открывается призма, через которую изображение из единственного монитора демонстрируется в видоискателе. В целом, оригинальное решение. Кстати, есть еще одна интересная особенность дисплея -- в темноте его яркость автоматически повышается.

Помимо покадрового фотографирования, аппарат поддерживает режимы видео и высокоскоростной непрерывной съемки до 10 кадров/с, правда, размеры снимка при этом будут уменьшены до 1280 960.

Удобный рифленый диск позволяет оперативно переключать режимы управления камерой. Мощная встроенная вспышка при широкоугольной съемке обеспечивает зону покрытия свыше 4 м. Сверху у камеры имеется "горячий башмак" для подключения фирменных внешних вспышек Konica Minolta.

Устройство поддерживает мультисегментный, центрально-взвешенный и точечный режимы замера экспозиции. Гистограмма отснятого изображения поможет узнать, насколько корректно распределяется свет в пределах сцены, чтобы при необходимости переснять ее. Для различных типов освещения предусмотрено множество вариантов установки баланса белого.

Качеством изображений аппарат не удивил, хотя особенно и не разочаровал. К сожалению, нередки ошибки при захвате точки белого, многие снимки грешат прохладными оттенками, часто не хватает деталировки.


Olympus Camedia C-750 Ultra Zoom

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Olympus Camedia C-750 Ultra Zoom
Эта модель появилась в результате ряда экспериментов Olympus в сегменте камер с длиннофокусными объективами. По своим функциям она мало чем уступает своим старшим "собратьям" в семействе Camedia.

Так, традиционно поддерживаются digital ESP и точечный способ замера экспозиции, допускается ручная фокусировка, помимо автоматической, включены шесть предустановок баланса белого, семь режимов встроенной вспышки. Кроме того, регулируется мощность импульса вспышки.

Устройство оснащено двумя цветными электронными видоискателями (0,44- и 1,5-дюймовым). При необходимости LCD-монитор отключается.

Камера позволяет отображать гистограмму изображения в реальном времени. В режиме My Mode могут быть сохранены четыре серии различных пользовательских настроек. Функция Noise Reduction поможет уменьшить шумы при съемке с длительными выдержками. Режим SuperMacro обеспечит фотографирование мелких объектов с расстояния от 3 см.

Помимо покадровой и серийной, легко снимать короткие видеоролики со звуком в формате QuickTime Motion JPEG.

Аппарат поддерживает режим следящего автофокуса, имеет достаточно быструю систему трансфокации, но, увы, не обеспечивает подсветку при автофокусировке в условиях плохой освещенности.

Корпус Camedia C-750 UZ полностью выполнен из металла. Конструкция объектива несколько "хлипковата" -- его выдвигающаяся часть чутко реагирует практически на любую вибрацию камеры, а значит, использовать аппарат без штатива при съемке с высокими коэффициентами увеличения весьма затруднительно.

Не помешала бы камере и подсветка автофокуса для более точного наведения на резкость при низком освещении. И все же по качеству изображений рассматриваемая модель Olympus продолжает лидировать в данном классе аппаратов. Возможно, ее позиции несколько потеснят новинки, представленные на PMA 2004, но поживем -- увидим.


Panasonic Lumix DMC-FZ10

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Panasonic Lumix DMC-FZ10
Данная модель -- одна из самых горячих новинок в нашем обзоре. Пластмассовый черный корпус выполнен в строгом "леечном" дизайне. Для удобного удержания камеры в руке в правой части устройства имеются специальные выступы с прорезиненным покрытием. Непропорционально большой металлический тубус мощного объектива Leica DC Vario-Elemarit с системой оптической стабилизации изображения придает DMC-FZ10 весьма солидный вид.

Камера довольно проста в управлении. Переключение основных режимов -- Программный, Ручной/Приоритет выдержки/диафрагмы, Макро, Портрет, Спорт, Проводка, Ночной портрет, Видео, Воспроизведение -- выполняется посредством селекторного диска на верхней панели. На задней панели имеется джойпэд для навигации по системному меню и оперативного введения поправок в экспозицию, переключения режимов таймера (2 или 10 с) и вспышки. При желании легко высветить гистограмму снимаемого изображения в реальном времени либо сетку "золотого сечения".

Встроенная вспышка несколько "жестковато" открывается после нажатия специальной кнопки на задней панели, есть возможность регулировки мощности ее светового импульса. Камера оборудована также разъемом типа "горячий башмак", чтобы подключать внешние вспышки (синхроконтакт для применения студийных приборов не предусмотрен).

Имеется встроенный микрофон. Подсветка автофокуса отсутствует. Слева на тубусе объектива расположен переключатель способа фокусировки (автоматическая, ручная).

Аппарат допускает точечную наводку на резкость, поддерживает режим непрерывной автофокусировки, позволяет осуществлять автобрэкетинг по экспозиции. Скорость серийной съемки варьируется в пределах от 2 до 7 кадров/с в зависимости от размера снимков.

Несмотря на инерционную оптику, камера очень быстро готовится к работе, оперативно наводится на резкость, имеет высокоскоростную систему трансфокации объектива и относительно малую задержку срабатывания затвора. Модель продемонстрировала нейтральную цветопередачу, точную экспозицию, отличную прорисовку деталей как в тенях, так и на светлых участках. На снимках хорошо передаются глубина и цвет неба, полутона белого.

Однако ряд недостатков несколько портит общее приятное впечатление от камеры. Так, у нее сильная дисторсия объектива в широкоугольном положении, а при длинном фокусе заметно усиливаются хроматические аберрации. Весьма неудобно близкое соседство штативного гнезда и батарейного (карты памяти) отсека -- для замены носителя приходится снимать аппарат со штатива. Увы, не поддерживаются форматы записи изображений TIFF и RAW. Макрорежим предусмотрен только для короткофокусного расстояния объектива. Определенные неудобства возникают из-за отсутствия поворотного дисплея и невозможности установки фильтров непосредственно на объектив (только на бленду).


Panasonic Lumix DMC-FZ2

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Panasonic Lumix DMC-FZ2
Данная камера пришла на смену популярной модели DMC-FZ1. Она включает ряд дополнительных функций. Так, по сравнению с FZ1 добавлены режимы съемки с приоритетом выдержки/диафрагмы, тонкая настройка баланса белого и регулировка цветовой насыщенности. Но давайте обо всем по порядку.

Panasonic Lumix DMC-FZ2 имеет весьма симпатичный дизайн. Серебристый цвет пластикового корпуса удачно гармонирует с черной прорезиненной вставкой. Большинство важных функций -- управление вспышкой, изменение фокусного расстояния, работа с экраном и меню, установка сюжетных режимов съемки (Упрощенный, Нормальный, Макро, Спорт, Пейзаж, Ночной портрет и Видео) -- могут переключаться в одно касание с помощью соответствующих кнопок и селекторного диска. Электронный видоискатель для удобства смещен к левому краю задней панели и снабжен диоптрийной подстройкой. Системное меню практично и понятно.

Lumix DMC-FZ2 снабжен 2-мегапиксельным сенсором довольно малых размеров -- 1/3,2", и 12-кратным вариообъективом Leica DC Vario-Elmarit с оптической стабилизацией изображения.

Камера оборудована встроенными микрофоном и динамиком. При желании каждый снимок можно снабдить звуковым комментарием продолжительностью до 10 с. Помимо статичных кадров, DMC-FZ2 способен сохранять озвученное видео размером 320x240 пикселов и скоростью 10 кадров/с, при этом время записи ограничивается только емкостью карты памяти. Из остальных функций стоит выделить наличие цветовых эффектов, выбор способа замера экспозиции (мультизонный и точечный) и серийную съемку.

К существенным минусам следует отнести отсутствие подсветки автофокуса, что неудобно в условиях недостаточной освещенности, а также низкую скорость подготовки к функционированию. Макрорежим не всегда прорабатывается достаточно хорошо, и необходим определенный опыт выбора правильных расстояний. Качество картинки несколько страдает от излишних шумов, но с помощью несложного программного обеспечения это легко поправить.

В целом же камера произвела весьма приятное впечатление. Ее можно рекомендовать для любителей творческой съемки.


Rollei dp3210

Популярные модели цифровых камер проблема выбора
Rollei dp3210
Мода на цифровые фотокамеры, снабженные мощной оптикой, которая позволяет проводить 10-кратное масштабирование изображения, нашла отклик и у Rollei. В начале декабря прошлого года эта компания расширила свой ассортимент "цифровиков", выпустив модель dp3210.

Устройство заключено в массивный пластиковый корпус серебристого цвета. Эргономика модели не вызывает нареканий: аппарат удобно и надежно ложится в руки, расположение элементов управления тщательно продумано.

Для выбора фотографу доступны несколько способов настройки экспозиции: автоматический, ручной, приоритет выдержки/диафрагмы. Есть возможность ручной установки светочувствительности сенсора. Помимо основных режимов съемки (Авто, Видео, Макро), имеется ряд сюжетных программ. В зависимости от условий фотографирования можно выбрать Пейзаж, Портрет, Спорт, Ночная съемка.

Аппарат обеспечивает довольно широкий спектр предустановок баланса белого, имеется возможность ручного захвата. Камера поддерживает функцию отображения яркостной гистограммы, так что после съемки вы сразу же сумеете определить корректность выбранной экспозиции.

Выбор основных режимов работы производится с помощью управляющего диска, расположенного на верхней панели корпуса. Системное меню аппарата продумано и интуитивно понятно, все пункты в нем снабжены поясняющими пиктограммами. Навигация осуществляется посредством дискового джойстика, размещенного на задней панели.

Камера оснащена электронным видоискателем, высококонтрастным большим 2,5-дюймовым TFT-экраном, что очень удобно при установке экспозиции и просмотре полученных снимков. Воспроизводить изображения на мониторе можно как по одному, так и в виде слайд-шоу. Кроме того, легко одновременно отобразить девять уменьшенных копий снимков.

Снимки, сделанные Rollei dp3210, демонстрируют неплохую цветопередачу и деталировку при дневном свете. В случае искусственного освещения на кадрах присутствует некоторая "замыленность", очевидно, вызванная заметным увеличением шумов в синем канале. Макроснимки достаточно объемны и реалистичны.

Аппарат довольно быстро готовится к работе, имеет высокоскоростную систему трансфокации объектива, однако наведение на резкость и запись снимков в память происходят довольно медленно.


Вместо заключения

Наверное, самый неприятный эффект при выборе цифровой фотокамеры создают, как ни странно, темпы технического прогресса в данной области. Срок жизни одной модели на рынке, определяемый производителем, иногда составляет даже меньше года, после чего она снимается с конвейера и замещается новой, более "продвинутой" камерой, да зачастую еще и по более низкой цене. Как же в таких условиях что-нибудь покупать?

Помимо проблемы выбора, "цифровому" фотографу также предстоит решить массу других, подчас не менее сложных. Например, цифровые носители: общеизвестно, что стоимость флэш-карты большого объема может многократно превысить цену полупрофессиональной цифровой камеры. Вместе с тем, отснятые снимки до переноса на ПК все равно нужно где-то хранить, и, учитывая постоянную "гонку мегапикселов", которую не успевают компенсировать даже постепенно снижающиеся цены на флэш-карты, без дополнительных специализированных storage-устройств здесь явно не обойтись.

Наконец, уровень сервиса при печати с цифровых носителей в нашей стране пока еще довольно низок. От приобретения персонального фотопринтера пользователей цифровых камер удерживает немалая стоимость результирующего отпечатка; а в мини-лабах часто случается так, что печатная машина лучше настроена для создания отпечатков с пленки, чем "с цифры", что приводит к неудовлетворительному качеству, да зачастую еще и по более высокой цене.

Но все эти "проблемы роста" временны и не могут каким-либо образом затормозить развитие цифрового фото, ведь преимущества его неоспоримы -- никогда прежде навыки фотографирования не осваивались столь просто, скорость ввода изображений в ПК не была столь высокой, а возможности по редактированию фотоснимков -- столь обширны и разноплановы. И приобретая цифровую камеру уже сейчас, вы сможете приобщиться к увлекательнейшему хобби современности -- фотографии. А учитывая приближающийся летний сезон, традиционно богатый на фотоснимки, остается только пожелать нашим читателям побольше творческих замыслов и удачных кадров.