Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

24 июнь, 2009 - 13:51Євген Куліков

Специалисты утверждают, что системы класса Business Intelligence, или, как их еще называют, средства поддержки принятия обоснованных управленческих решений, словно созданы для борьбы с последствиями спада в экономике. О реальном положении дел в данном сегменте рассказывают компании, продвигающие подобные продукты.

Артем Воевода

консультант по продажам компании Oracle в Украине

Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

По сути, на сегодня объем рынка решений Business Intelligence в Украине значительно меньше того, каким он должен быть в стране такого масштаба. Вызвано это прежде всего тем экономическим подъемом, который наблюдался в последние годы, и, как следствие, отсутствием острой необходимости у бизнеса внедрять какие-то технологии для повышения эффективности управления предприятием. Когда доходы растут быстрыми темпами, о подобных вещах думают не многие. Однако с приходом кризиса ситуация резко изменилась.

Кому-то новые экономические реалии приносят убытки и разорение, а кому-то – открывают дополнительные возможности и перспективы. Компании, рассчитывающие его пережить, должны в первую очередь оптимизировать свои расходы и позаботиться о кризисном управлении. Однако никакой, даже самый хороший, менеджмент не может эффективно работать без оперативной и точной информации, без средств бизнес-анализа. Те, кто заранее побеспокоился о внедрении BI-решения, теперь имеют в своем распоряжении инструмент, позволяющий своевременно реагировать на вызовы рынка. Другие сейчас активно выбирают BI-платформу. Основные потребители таких систем – банковский сектор, сети розничной торговли, государственные компании и др.

Решения Oracle в области BI отличаются гибкостью, высокой функциональностью, производительностью и быстротой внедрения. Они могут применятся на предприятиях самого разного масштаба. Наиболее востребованные BI-средства на сегодня: БД Oracle, отлично подходящая для построения хранилища данных необходимого объема; OLAP-опция и Essbase-сервер для обработки многомерных данных; опция БД Oracle Data Mining, предназначенная для прогнозирования и статистической обработки значительных объемов информации; Business Intelligence Publisher – средство для построения регламентной отчетности; BI Suite Suite Enterprise Edition Plus и его аналог для небольших компаний BI Suite Standard Edition One, которые представляют собой мощные графические BI-инструменты на базе веб-технологий, ориентированные на конечного пользователя.

Руслан Костецкий

представитель SAS Institute в Украине

Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

Вопрос оценки рынка бизнес-аналитики скорее качественный, поскольку количественные параметры в денежном эквиваленте из-за несовершенства методов подсчета не отразят полноты картины. Процентная оценка в данном случае также не будет репрезентативной. Поэтому я предлагаю сфокусировать внимание на других вещах, а именно – на возможности покупки решений класса Business Intelligence и побудительных мотивах организаций, нуждающихся в подобных системах. Так мы сможем составить некоторое представление об этом сегменте.

Средства BI постепенно становятся стандартом при подготовке корпоративной отчетности и более широко используются в крупных компаниях. Определенные предприятия уже смогли оценить эффект от их применения. В основном это банки, телеком, страховики и управляющие структуры. Думаю, что BI превращается в обязательный компонент корпоративных аналитических и информационных систем, которые во многих случаях только начинают создаваться. Поэтому могу оценивать рынок как перспективный для средних и крупных компаний на период от трех до восьми лет.

С наступлением кризиса спрос на подобные решения замер, и такая ситуация длилась около шести месяцев. Сейчас активность рынка восстанавливается, и те, кто на нем остался, продолжают свои проекты повышения эффективности бизнеса, в том числе и с использованием систем бизнес-аналитики.

В продуктовой линейке SAS Institute рынком востребованы BI-инструменты, интегрированные с методологией подготовки отчетности в компаниях разных секторов. Заказчик зачастую приобретает не просто BI, а готовые решения для реализации конкретной бизнес-задачи. В случае, когда речь идет о целостной информационной платформе с наличием BI-инструментария, SAS также есть что предложить.

Александр Новохацкий

коммерческий директор «SAP Украина»

Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

Спрос на BI-решения со стороны украинских заказчиков в 2009 г. значительно увеличился под влиянием двух ключевых факторов. Первый из них – это рыночная тенденция, касающаяся главным образом компаний, которые на протяжении нескольких последних лет охватили информационными системами основные процессы хозяйственной деятельности. Сегодня перед компаниями стоит задача получения оперативной, многогранной аналитической информации о состоянии бизнеса и рынка, тенденциях ее изменения. Второй – короткие сроки реализации BI-проектов, их сравнительно невысокая стоимость и быстрая окупаемость.

Если говорить об инструментарии для бизнес-аналитики компании SAP, то тут можно выделить несколько функциональных направлений, особенно актуальных для наших заказчиков. Это информационные панели руководителя, так называемые dashboards; отчетность «по запросу» (ad-hock); стандартизированная корпоративная отчетность, такая, например, как Crystal Reports; решения по бюджетированию и консолидации.

Основных потребителей можно разделить по двум критериям: сегментам рынка и роли менеджмента внутри организации. В первом случае решения Business Intelligence наиболее востребованы в финансовых учреждениях – в банковской сфере, страховых компаниях, телекоммуникационной отрасли и розничной торговле. Что касается второго, то сегодня четко просматривается тенденция возврата собственников бизнеса к непосредственному участию в руководстве компаниями. Это новый сегмент пользователей решений данного класса. Кроме того, кардинально возросли требования к оперативности, достоверности и качеству аналитической информации со стороны управленцев. Если ранее отчетность для них готовили помощники или сотрудники соответствующих департаментов, то теперь наблюдается заинтересованность самих топ-менеджеров в получении информации о ключевых показателях бизнеса и их динамике в интерактивной форме с возможностью самостоятельного исследования данных. И конечно же, классическими пользователями BI-решений являются сотрудники аналитических и финансовых департаментов.

Константин Хрущелев

менеджер по продуктовому маркетингу серверов и средств разработки «Майкрософт Украина»

Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

Рынок решений Business Intelligence в нашей стране пока только формируется. Деловой информации у компаний накоплено много, есть необходимость в том, чтобы ее правильно использовать, и мы видим большой интерес к BI со стороны клиентов. Основной же нашей проблемой на данном этапе является, по сути, отсутствие партнеров, способных выстроить для заказчика бизнес-аналитику как законченное решение, что называется, «под ключ». Внедрить технологическую платформу – базу данных, систему визуализации и т. п. – не проблема. Но затем клиент вынужден либо настраивать Balanced Scorecard (система сбалансированных показателей), KPI (Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности), отчетность и пр. своими силами, либо прибегать к помощи зарубежных компаний, обладающих опытом в определенной отрасли. Спрос рождает предложение, поэтому приход зарубежного отраслевого опыта к нам в страну неизбежен. Я считаю это вопросом времени.

Интерес к системам бизнес-аналитики постоянно растет. Вследствие экономического спада и снижения спроса компании стремятся выделить наиболее перспективных клиентов, достичь максимальной эффективности своих операций, определить направления для инвестиций с максимальной отдачей и т.п.

Если говорить о наиболее востребованном инструментарии, то в основном это Reporting & Analytics, хотя есть интерес и к Data Mining, выявляющему закономерности и взаимосвязи в массивах неструктурированных данных.

Основные потребители Business Intelligence в Украине – телекомы, банки, торговые сети, логистические и дистрибьюторские компании.

Дмитрий Гудков

представитель департамента ПО направления Information Management «IBM Украина»

Поможет ли бизнес-аналитика справиться с влиянием кризиса?

Оценить объем рынка трудно – к сожалению, мне не встречались какие-либо системные исследования рынка Business Intelligence в Украине. Однако можно смело утверждать, что он развивается, несмотря на кризис, а возможно даже и благодаря ему – сейчас как никогда акцентируется внимание на достоверной оценке состояния бизнеса и тщательном его анализе. Спрос на BI продолжает расти – это хорошо заметно по количеству посетителей наших мероприятий, посвященных бизнес-аналитике. Например, Cognos Finance Forum, прошедший в апреле этого года, собрал более ста представителей украинских компаний – это больше, чем когда-либо.

Среди украинских заказчиков, обращающихся к партнерам IBM за решениями в области BI, сегодня наиболее востребованы инструменты IBM Cognos для планирования и бюджетирования, а также для составления аналитических запросов бизнес-пользователей к корпоративным системам. Есть также довольно большой интерес к решениям смежным с «чистыми» BI: индустриальные модели данных, ETL-средства, а также инструменты для очистки данных. По мере того как заказчики начинают набираться опыта в построении систем бизнес-аналитики, они все больше и больше уделяют внимание таким решениям.

Основными потребителями BI-систем сегодня, как и раньше, остаются клиентоориентированные компании: банки, розничная торговля, телекоммуникационные операторы. В то же время появился интерес у производственных предприятий, продукция которых ориентирована на массовый рынок, и которые ищут способы сократить затраты за счет более точного планирования производства, и анализа сбыта и себестоимости.