Полупроводниковая индустрия: основные тенденции

14 октябрь, 2004 - 23:00Алексей Гвозденко
По мнению экспертов Gartner, сейчас в полупроводниковой индустрии можно выделить пять ключевых тенденций, которые в будущем приведут к довольно значительной ее трансформации.

Первая и наиболее фундаментальная из них -- это закон Мура, то есть постоянное повышение степени интеграции компонентов, обеспечивающее увеличение их быстродействия и расширение функциональности при одновременном уменьшении энергопотребления и стоимости. Однако тенденция эта имеет еще и другую сторону -- быстрый рост расходов на проектирование микроэлектронных устройств в сочетании с необходимостью оперативно реагировать на требования рынка. Как следствие, аналитики видят смысл в консолидации полупроводниковой индустрии, поскольку сейчас в ней насчитывается слишком много игроков. Так, если в середине 80 х годов здесь работало около 120 фирм, то в прошлом году -- порядка 550. Высказывается предположение, что в течение предстоящих десяти лет это количество сократится приблизительно на 40%.

Вторая тенденция -- увеличение стоимости полупроводникового производства. Из-за него компаниям для достижения рентабельности необходимо доводить выпуск чипов до очень больших объемов, причем весьма желательно, чтобы изготовляемые чипы были стандартизованными. Таким образом, мы имеем еще один фактор, способствующий сокращению числа полупроводниковых фирм, однако специалисты Gartner особо подчеркивают, что подобный процесс не приведет к подорожанию микроэлектронных устройств, поскольку рассматриваемый сегмент индустрии является капиталоемким и высококонкурентным.

Третья тенденция -- стремительное повышение роли потребительского сектора. По оценкам IDC, к 2013 г. свыше половины продаж полупроводниковых компонентов будет приходиться на изготовителей устройств для массового потребителя. Однако сектор этот имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, он очень непредсказуем. Еще одной его чертой является невысокий уровень прибыльности, причем удельный вес той или иной продуктовой категории может быть крайне малым. Плюс ко всему темпы роста оборота сдерживаются уменьшением числа микросхем в расчете на одно устройство из-за постоянной их интеграции.

Четвертая тенденция -- это возрастание роли поставщиков услуг вслед-ствие объединения самого разнообразного оборудования в локальные и глобальные сети. Объемы продаж услуг становятся настолько большими, что провайдеры начинают продвигать устройства под собственными марками и принимать активное участие в их проектировании (яркой иллюстрацией может служить, к примеру, рынок мобильной связи).

Ну и последняя, пятая тенденция напрямую связана с передовыми технологиями. Как известно, развитие отрасли на протяжении долгого времени происходило эволюционным путем. Однако, как считают специалисты Gartner, на подходе сейчас несколько новых технологий, которые способны изменить ее радикальным и непредсказуемым образом. К их числу относятся струйная печать микроэлектронных схем, светоиспускающие полимеры, углеродные нанотрубки, молекулярные транзисторы и логические элементы на основе белков и ДНК.

Но все это -- дело все-таки достаточно отдаленного будущего. На нынешний же год Gartner прогнозирует 27,4%-ное увеличение оборота в сравнении с 2003 г., до 226 млрд. долл. Ее аналитики отмечают, что в конце второго квартала наблюдались некоторые процессы, насторожившие производителей, такие, как увеличение объемов складских запасов полупроводниковых устройств, но в условиях рыночного роста в этом нет ничего страшного (другое дело, если бы роста не было или, хуже того, происходил бы спад -- тогда компаниям действительно пришлось бы готовиться к очень тяжелым временам).

"Руководителей полупроводниковых фирм начали беспокоить перспективы нового спада -- притом, что до сих пор дают о себе знать последствия серьезнейшего кризиса 2001 г., -- комментирует ситуацию Ричард Гордон (Richard Gordon), вице-президент Gartner по исследованиям. -- Классические признаки приближения к пику продаж -- накопление рыночных запасов, рост прогнозов по капитальным инвестициям, снижение стоимости устройств, -- которые в прежние годы в аналогичных условиях просто привлекли бы к себе определенное внимание, сейчас заставили менеджеров серьезно понервничать".