Полтавский ГОК: реалии внедрения ERP-системы

27 сентябрь, 2006 - 15:51Александр Черников

На территории Полтавского горно-обогатительного комбината (ГОК), расположенного в г. Комсомольске Полтавской области, 5 сентября состоялся семинар, на котором были рассмотрены результаты проекта внедрения и годовой эксплуатации ERP-системы «IT-Предприятие».

Выступавшие на нем представители ГОКа, центрального и регионального офисов корпорации «Информационные технологии» касались различных аспектов, связанных с данным вопросом. Открывая мероприятие, председатель руководящего комитета ERP-проекта, финансовый директор Николай Горошко отметил, что за прошедший год система прочно вошла в повседневную жизнь комбината и стала связующим звеном для всех его служб. Начальник Управления автоматизированных систем Александр Погорелов рассказал о построении IT-инфраструктуры предприятия – к настоящему моменту проложено более 27 км оптоволоконных каналов связи и создана кампусная сеть с охватом всей его территории.

Полтавский ГОК реалии внедрения ERP-системы
С края карьера ползающие внизу, на глубине 300 м, огромные карьерные самосвалы кажутся детскими игрушками. Их истинный размер и мощь ощущаешь только в непосредственной близости

Более подробно хотелось бы остановиться на необычном отчетном докладе руководителя данного проекта Наталии Нуркановой, которая также является заместителем председателя руководящего комитета и заместителем генерального директора по информационным технологиям, фактически выполняя функции IТ-директора (или CIO) предприятия.

В отличие от выступлений сейл-менеджеров, зачастую презентующих корпоративные системы, не имея ни малейших практических навыков, в этом случае речь шла о реальной, повседневной и, в общем-то, достаточно рутинной работе огромного предприятия, задавшегося целью организовать у себя «учет и контроль». Вот что она рассказала.

В августе 2005 г. исполнился год с того момента, как внедряемая на Полтавском ГОКе ERP-система «IT-Предприятие» начала эксплуатироваться в штатном рабочем режиме. Данному вопросу на комбинате всегда придавалось большое значение. Следует отдать должное его руководству, которое придерживается весьма прогрессивных взглядов в отношении информационных технологий, так как и до начала проекта здесь существовала (и сохраняется сейчас) достаточно мощная структура, используемая и в производственных процессах, и во всех центральных звеньях учета на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) и различных систем АСУ ТП.

Появление на украинском рынке ERP-систем вызвало к ним интерес, и в течение довольно долгого времени продукты данного класса изучались прежде всего с точки зрения соответствия их возможностей задачам существующих на предприятии бизнес-процессов. Было четкое понимание того, что их необходимо автоматизировать, и они должны стать элементами единого информационного пространства.

Полтавский ГОК реалии внедрения ERP-системы
Наталия Нурканова: «Перед нами стояла задача – весь учет с начала 2006 г. вести в системе "IT-Предприятие", и в рамках первого проекта работники комбината с ней справились, хотя это было совсем не просто». Справа – генеральный директор корпорации «Информационные технологии» Олег Щербатенко

В первую очередь намечалась автоматизация управления производством, финансами, персоналом, материальными потоками, закупками, продажами, качеством продукции, а также расчет себестоимости. Без преувеличений можно сказать, что такой перечень для любой фирмы, которая только начинает осваивать современные методы управления, достаточно велик.

Основная цель проекта – повышение эффективности работы предприятия за счет реорганизации существующих принципов ведения хозяйства, увеличение достоверности и оперативности ввода и обработки данных, влияющих прежде всего на такие глобальные показатели, как прибыль компании и себестоимость продукции.

С учетом этих требований и велось исследование отечественного рынка ERP-систем. Критерии отбора поставщика были приняты следующие: опыт внедрения своих продуктов в СНГ, профессиональный уровень команды, степень непосредственного участия разработчиков системы в процессе настроек, соответствие украинскому законодательству и поддержка, высокая гибкость ПО, полнота набора необходимой функциональности. Ну и, конечно, немаловажным был финансовый вопрос: стоимость самой системы и оплата услуг по ее внедрению.

В конечном итоге, по совокупности этих критериев предпочтение было отдано «IT-Предприятию». Соответственно с ее разработчиком, киевским НПП «Информационные технологии», представители ГОКа определили основные положения структуры управления проектом, согласовали и подписали техническое задание, устав проекта, и разработали рамочный план организационно-технических мероприятий.

Кроме этого, прежде чем выделить средства на приобретение системы, руководство комбината проанализировало возможные риски с учетом имеющейся IT-инфраструктуры и планов ее дальнейшего развития, а также уровень подготовки пользователей. Впрочем, на начальном этапе большинство рисков оценивались как минимальные.

Ввод модулей системы предполагался в две очереди, или, фактически, к выполнению намечались два последовательных проекта. Первый предусматривал автоматизацию бизнес-процессов управления финансами, материальными потоками и продажами. Такой подход диктовался необходимостью получить действенную систему документооборота по материальным и финансовым потокам, а также организовать контроль основных средств, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и готовой продукции.

Кроме того, в ходе его выполнения необходимо было обеспечить параллельную работу двух систем учета – по украинскому и международному (GAAP) стандартам, поскольку планировалось IPO – первичное размещение акций комбината на Лондонской фондовой бирже.

На предварительном этапе оценивались необходимые для выполнения проекта ресурсы – человеческие, технические, временные и финансовые. Согласно принятому уставу, в ходе внедрения системы на связанные с этим процессы отводилось не менее половины рабочего времени будущих пользователей.

Но в условиях их постоянной загруженности это могло стать одним из самых больших рисков, и тогда было приняло решение выделить дополнительные средства на создание специальной группы координаторов проекта – такого подразделения в практике Полтавского ГОКа ранее никогда не существовало.

В их обязанности входило описание процессов после непосредственного изучения определенной предметной области, всестороннее апробирование настроек на тестовых примерах и последующее привлечение пользователей к участию в опытной эксплуатации. При выполнении этой задачи проводились опросы с учетом образования и опыта по выбранным направлениям автоматизации.

Таким образом, довольно быстро сформировалась первая группа специалистов, и именно из нее в настоящее время подбираются будущие проектировщики и аналитики для моделирования и оптимизации бизнес-процессов по второму проекту.

Конечно, не все делалось самостоятельно: в проекте внедрения корпоративной информационной системы на Полтавском комбинате приняли участие четыре стороны – непосредственно заказчик, поставщик системы (НПП «Информационные технологии»), его региональный внедренческий центр «Информационные технологии – Центр», а также привлеченная в качестве консультанта по вопросам автоматизации учета по международным стандартам компания Deloite & Touche.

Пришлось разрабатывать и систему доступа к информации, поскольку она строго контролируется международными аудиторами согласно требованиям предоставления необходимых данных при выходе на IPO. Поэтому вопрос о защищенности информации и ее сохранности был выделен на комбинате в отдельный подпроект, который продолжает развиваться.

На первых порах выдержать такие нормы было трудно – из-за отсутствия опыта запуска подобных систем и подготовленных специалистов на ГОКе. В настоящее время уже можно говорить о тенденции понимания исполнителями значимости освоения методологии управления проектами.

Исходя из практики украинских предприятий, можно было бы сказать, что ERP-система на Полтавском ГОКе уже полностью внедрена. Однако здесь считают, что в полном объеме все ресурсы, заложенные в ней, еще не используются и говорить об этом пока рано.

Наталия Нурканова подчеркнула, что в целом, несмотря на описываемые успехи, самое сложное еще впереди. «Чем больше соприкасаешься с областью внедрения корпоративной информационной системы, тем больше понимаешь, насколько четко и своевременно должны выполняться функции занесения и обработки информации», – отметила она.

Много проблем приходится решать в сфере обучения специалистов методологии ведения проектов. Как и на всех предприятиях СНГ, поиск менеджеров, способных выполнять данную работу (самостоятельно вносить предложения, изыскивать оптимальные варианты и организовывать соответствующие процессы) является серьезной проблемой.

Поводя итоги первого года эксплуатации, пока невозможно дать какую-то определенную оценку данного проекта, так же как и делать выводы о его эффективности. Результаты в какой-то степени станут ощутимы только после полного внедрения второй очереди и освоения всех возможностей второго проекта, когда будут автоматизированы управление производством, персоналом, закупками и расчет себестоимости.

Весной нынешнего года стартовал и второй проект, в который входит автоматизация бизнес-процессов по производству и техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

Уже сейчас можно сказать, что он будет несколько иным. Главное отличие состоит в оптимизации бизнес-процессов с учетом работы всего комбината. Так, в него включатся участки, где заняты механики, электромеханики, другие звенья технологического персонала. Параллельно рассматривается организация труда – с учетом изменений ранее выполняемых функций целым рядом структурных подразделений. Передача второго проекта автоматизации в промышленную эксплуатацию намечена на начало 2007 г.

Свое выступление Наталия Нурканова закончила так: «Можно сказать одно: подобный проект заставляет компанию провести как можно более полную инвентаризацию на всех участках работы, выявить слабые места, и, как бы это громко ни звучало, по сути, внедрить новую корпоративную культуру, для которой также необходимо перекраивать многие понятия, отношения и функции, до сих пор в той или иной форме существующие на предприятиях нашей страны».

Кто есть кто

ОАО «Полтавский ГОК»– одно из крупнейших предприятий горно-добывающей промышленности Украины и СНГ, занимающее территорию более 54 км2 и осуществляющее полный технологический цикл – от добычи сырой руды до изготовления железорудных окатышей (подготовленного сырья для металлургических заводов). Каждая вторая тонна данной продукции в Украине производится здесь: текущий годовой объем производства — более 7 млн тонн. Комбинат – основной экспортер этого сырья в Европу. В настоящее время предприятие разрабатывает два месторождения, суммарные запасы которых составляют около 1,6 млрд тонн железистых кварцитов, а на третьем ведутся подготовительные работы для строительства карьера.

Полтавский ГОК реалии внедрения ERP-системы

Полтавский ГОК был создан в 1970 г. как государственное предприятие, а в 1994 г. преобразован в открытое акционерное общество «Полтавский ГОК».

«IT-Предприятие», разработчик – корпорация «Информационные технологии») – это полнофункциональная ERP-система, предназначенная для комплексной автоматизации промышленных предприятий и холдинговых структур. Она позволяет оптимизировать бизнес-процессы комбината и включает модули для управления: производством (MRPII, MES, APS), финансами, бюджетирования и контроллинга, цепочками поставок, качеством, ремонтами, а также для бухгалтерского и налогового учета, управления персоналом и расчета зарплаты, OLAP-анализа и т. д.

С системой «IT-Предприятие» в Украине работают НПК газотурбостроения «Зоря»–«Машпроект» (г. Николаев), ЗАО Никопольский завод бесшовных труб «Нико Тьюб», ОАО «Кременчугский колесный завод», ЗАО «Росава» (г. Белая Церковь), ОАО «Азот» (г. Черкассы) и ряд других компаний.