Почему сложно развивать розничные сети по методу франчайзинга?

7 март, 2008 - 12:53Євген Куліков

Франчайзинг является относительно недорогим и эффективным способом быстрого регионального расширения розничной сети. Поэтому отечественные IT-компании с интересом присматриваются к данной системе. Однако на пути такого развития возникает ряд объективных сложностей, основные из которых – определенная инерционность мышления предпринимателей и острая нехватка квалифицированного персонала на местах. Своим опытом в этой области делятся представители крупнейших торговых сетей.

Анатолий Балюк

глава правления АО «DiaWest – Комп'ютерний світ»

Почему сложно развивать розничные сети по методу франчайзинга?

Нами разработан полный пакет документов для открытия салонов DiaWest по системе франчайзинга. В данном случае мы берем на себя всю организацию. То есть от партнера требуются только деньги и хорошее место под магазин, остальное мы обеспечим. Поскольку, по сути, мы делаем торговую точку «под ключ», стоимость нашей франшизы довольно высока.

Сегодня по такой системе у нас работает пока один магазин. Его торговая площадь – 170 м2, он расположен в здании супермаркета «Декор Сервис» на Петровке (Киев). Мы передали нашим коллегам право использования своего бренда, корпоративные стандарты по внешнему и внутреннему оформлению салона, технологию продаж компьютерной техники, логистику и, конечно же, свой опыт. Франчайзинг нередко называют «бизнесом под ключ». В этом смысле данная торговая точка не исключение – она не менее успешна остальных в нашей сети.

Безусловно, при правильном подходе франчайзинг – достаточно эффективная модель бизнеса, и мы с готовностью рассматриваем все предложения о сотрудничестве. Правда, при этом соискатели проходят довольно строгий отбор, поскольку мы не можем доверить свой бренд ненадежному партнеру. В перспективе мы планируем разработать еще один вариант взаимодействия с более простыми условиями и меньшей франшизой.

Алексей Велета

директор ТС «ГигаБайт»

Почему сложно развивать розничные сети по методу франчайзинга?

На данный момент сеть «ГигаБайт» насчитывает 15 магазинов, шесть из которых работают по франчайзинговой схеме. Все торговые точки в столице и одна в Черновцах являются нашей собственностью. Остальные региональные салоны – в Чернигове, Житомире, Симферополе, Кировограде и Кременчуге – принадлежат нашим партнерам.

Объемы продаж у наших франчайзи, как и у нас самих, за минувший год увеличились на 30–60% в зависимости от региона. Это в первую очередь обусловлено тем, что все партнеры имеют те же преимущества в работе на рынке, что позволяет достичь хороших результатов и нам. Цены на технику формируются благодаря нашим прямым договорам и надежным отношениям с вендорами, поэтому достаточно привлекательны как для клиентов, так и для продавцов.

По сути, именно франчайзинговые партнеры популяризируют ТМ «ГигаБайт» по всей Украине, и от нашего взаимодействия зависит, насколько эффективно будет расширяться сеть в дальнейшем. Поэтому мы делаем все необходимое, чтобы работа строилась на взаимовыгодной основе. Не так-то просто найти компанию, которая сможет наладить эффективное сотрудничество с нами и поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов, но именно это является залогом успешного развития.

Мы планируем и в дальнейшем расширять сеть за счет как собственных, так и франчайзинговых магазинов, и постоянно ищем надежных партнеров, желающих развиваться и расти вместе с нами. Однако с недавнего времени у нас несколько ужесточились условия такого сотрудничества. В частности, по этой причине часть договоров в прошлом году мы не продлили. Решающим в данном случае является человеческий фактор – очень важно опираться на увлеченных идеей людей, профессионалов своего дела.

Виктор Михайленко

коммерческий директор розничной сети «МКС»

Почему сложно развивать розничные сети по методу франчайзинга?

Компания «МКС» развивает три розничных формата – гипермаркеты электроники и бытовой техники, магазины среднего формата и специализированные салоны «Компьютеры и офисная техника». На данный момент наша розничная сеть насчитывает 65 торговых точек, но систему франчайзинга мы пока не используем. Связано это с тем, что, на наш взгляд, опыт отдельных украинских фирм, развивающих собственные франчайзинговые проекты, пока едва ли можно назвать успешными.

Во-первых, рынок находится в состоянии поиска наиболее привлекательных розничных форматов. Крупные операторы экспериментируют с ассортиментом и сервисами, пытаются внедрять системы лояльности. В этих условиях преждевременно говорить о четкой формализации бизнес-процессов, а также о единых стандартах ведения бизнеса, которые являются основой франчайзингового проекта. Бренды розничных сетей не сформированы до конца, что мешает партнерам правильно оценить для себя экономическую привлекательность и перспективность такой формы сотрудничества.

Во-вторых, ощущается острый дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь в регионах (а именно там франчайзинг может быть наиболее перспективным). Соблюдение же корпоративных стандартов непосредственно зависит от подготовки персонала на местах и уровня мотивации. Грамотных менеджеров и продавцов не хватает, поэтому обеспечить управление таким проектом на высоком уровне в настоящее время проблематично.

Возможно, данная бизнес-схема окажется востребованной на следующем этапе развития рынка, когда розничные сети будут готовы к активному слиянию и поглощению. Но на сегодня, по моему мнению, она пока не актуальна.

Наталья Очосальская

директор по стратегическому развитию компании «АМИ»

Почему сложно развивать розничные сети по методу франчайзинга?

В настоящее время во франчайзинговую сеть компании «АМИ» входит 52 магазина. При этом некоторые партнеры имеют уже несколько торговых точек, развивая в рамках нашего проекта собственные сети в своих регионах.

Если говорить о продажах ПК, то наша партнерская сеть продемонстрировала динамику роста на уровне среднего показателя по рынку. Однако существенно увеличился сбыт других товарных групп, в частности периферии и мобильной техники.

Развитие розничной сети на франчайзинговой основе является одним из приоритетных стратегических направлений «АМИ». Для нас преимущества реализации данной программы заключаются в возможности роста компании, а также в сокращении административных расходов (по сравнению с содержанием сети собственных магазинов). По нашему мнению, франчайзинг – один из наиболее дешевых и эффективных способов расширения бизнеса.

Основной проблемой тут является нехватка квалифицированных специалистов, знакомых со спецификой работы с франчайзи. Ведь сотрудничая с такими партнерами, приходится взаимодействовать с владельцами пусть и не больших, но бизнесов, что требует индивидуального подхода. К объективным трудностям можно отнести ломку мировоззрения отдельных предпринимателей, которым в новинку работать по единым стандартам франчайзинговой сети. Только по прошествии некоторого времени и после ознакомления с другими магазинами партнеров они убеждаются в важности и необходимости такой схемы работы.

В перспективе мы сосредоточим свои усилия на росте количества участников сети, а также поощрении развития их собственных мини-сетей в рамках нашей программы. Важная задача на ближайшее время – это повышение эффективности бизнеса каждого из партнеров.