Почему продажи легального игрового ПО в Украине все еще невелики?

29 ноябрь, 2007 - 12:24Евгений Куликов

Компьютерные игры являются довольно популярной товарной группой на рынке программного обеспечения. Ведь зачастую домашние ПК приобретаются и используются для развлечений. Однако несмотря на неплохие темпы роста, что относится в первую очередь к премиум-сегменту, все более значимая часть доходов от продаж игр оседает в карманах распространителей нелегальной продукции. Мы спросили у издателей и официальных дистрибьюторов, с чем это связано и как можно бороться с подобным явлением.

Сергей Григорович

директор компании GSC Game World

Почему продажи легального игрового ПО в Украине все еще невелики?

Объективно оценить рынок игрового ПО в Украине крайне сложно, поскольку бóльшая его часть остается нелегальной, а получить хоть сколько-нибудь достоверную информацию о таких продажах практически невозможно. Основываясь на косвенных показателях и личных оценках, рискну предположить, что его суммарный объем на сегодняшний день составляет около 70 млн долл. В настоящее время наблюдается заметный рост спроса, особенно на казуальные и онлайн-игры. Поэтому, думаю, уже в нынешнем году наш рынок преодолеет планку совокупных продаж игр всех жанров и для всех платформ в 100 млн долл.

Если же говорить о ситуации с реализацией лицензионных игр в Украине, то должен отметить, что в этой области дела обстоят довольно плохо, в отличие, скажем, от нашего северного соседа. Так, если в России на официально поставляемую продукцию приходится около 75%, то у нас с точностью до наоборот – 25%. Убежден, связано это в первую очередь с недостаточным вниманием властей к борьбе с контрафактным ПО. Решением подобных проблем у нас занимается катастрофически мало сотрудников МВД. К примеру, в соответствующем отделе, курирующем столицу, задействовано всего около 10 человек. Причем в сферу их деятельности входит не только программное обеспечение, но и аудио/видеопродукция. На такой крупный город и при существующем уровне пиратства это слишком мало. Опять же, будь объем рынка легального ПО больше, шире были бы и возможности самих издателей в части противодействия пиратам.

Павел Жданович

директор компании «Софтпром»

Почему продажи легального игрового ПО в Украине все еще невелики?

В нынешнем году продажи бюджетных игр в нашей стране выросли не более чем на 30%, что для столь динамично развивающегося рынка почти стагнация. Совсем по-иному обстоят дела в премиум-сегменте (имеются ввиду хитовые новинки сезона, цена на которые, как правило, в несколько раз выше, чем на разработки прошлых лет. – Прим. ред.) – тут объемы увеличились на 200–300%, причем дальнейший рост тормозит только отсутствие достаточного количества товара в канале. Особенно это относится к играм для консолей. Еще одним сдерживающим фактором является нехватка розничных торговых точек формата, подходящего для реализации такой продукции.

Рынок лицензионных игр в Украине мы оцениваем примерно в 2 млн копий, или около 10 млн долл. в конечных ценах. Нелегально же реализуется ориентировочно 8 млн экземпляров на 20 млн долл. К сожалению, доля легальной продукции в относительном выражении сократилась, т. е. налицо определенный регресс. Если в 2006 г. в бюджетном сегменте на нее приходилось около 20%, то в текущем показатели еще ниже. По моему мнению, усиление позиций контрафактного ПО в значительной степени связано с несовершенством механизма выдачи контрольных марок.

Думаю, что в сегменте торговли с лотков в ближайший год кардинальные изменения едва ли произойдут, поскольку он уже практически подошел к стадии насыщения. А вот в «дорогой» рознице мы видим большой интерес к переходу на продукцию премиум-класса ввиду значительного повышения стоимости аренды площадей и зарплат торгового персонала, которые фактически поставили продажи бюджетных игр на грань рентабельности.

Вячеслав Радомысльский

директор компании «Руссобит-М Украина»

Почему продажи легального игрового ПО в Украине все еще невелики?

Несмотря на процветание на мультимедийном рынке Украины контрафактной продукции (особенно в последнее время) и увеличение числа «серых» издателей, нельзя не отметить и наблюдаемого роста продаж лицензионного ПО. Например, наши обороты повысились по сравнению с 2006 г. на 21%. Таких показателей нам удалось достичь, в частности, за счет изменения общей стратегии, появления в ассортименте сильных, ходовых позиций, а также расширения деятельности компании во всех регионах.

Точно оценить объемы реализации игрового ПО в денежном выражении в нашей стране невозможно. С одной стороны, все больше усилий для продвижения лицензионной продукции прилагают правообладатели. У них постоянно расширяется ассортимент, повышаются профессионализм сотрудников, занимающихся реализацией мультимедийных приложений, и скорость вывода на рынок новинок (что в известной степени влияет на снижение выгоды от их нелегального копирования). Постепенно меняется отношение потребителей к оригинальным изделиям и растет их количество. С другой – наращивают свое присутствие и «серые» издатели. Появилось много новых компаний, занимающихся «узаконенным» воровством: они находят в нашем несовершенном законодательстве лазейки и, пользуясь ими, безнаказанно продают под своими торговыми марками игры, исключительные права на которые имеем мы.

В общем и целом количество приобретаемых в Украине легальных копий увеличивается с каждым годом, однако пока что соотношение продаж далеко не в их пользу.

Вадим Шарапа

директор «1C:Мультимедиа Украина»

Почему продажи легального игрового ПО в Украине все еще невелики?

С высокой долей вероятности могу сказать, что за прошлый месяц в Украине было реализовано лицензионного игрового ПО на общую сумму около 500 тыс. долл. Если говорить о мультимедийных приложениях развлекательной направленности фирмы «1С» и эксклюзивно представляемых нами продуктах других правообладателей, то рост объемов продаж в нынешнем году составил 8%.

Хочу отметить, что в 2006 г. ударными темпами развивался «серый» рынок игрового ПО. В этом году, несмотря на то, что в данном сегменте присутствует уже девять продуктовых линеек от четырех представляемых нашей компанией производителей, нам удалось несколько укрепить свои позиции.

Между тем как минимум 35% роста рынка игрового ПО пошло в карман «серых» издателей. Так, на одну проданную копию лицензионной игры Bioshok приходится примерно 17 экземпляров от недобросовестных компаний. На мой взгляд, это можно объяснить только несовершенством законодательной базы и недостаточным контролем со стороны государства за соблюдением действующих нормативных актов в области защиты прав на интеллектуальную собственность.