Почему не работают терминалы iBox?

3 февраль, 2010 - 16:39Роман Хархалис

Те из вас, кто часто осуществляют платежи при помощи так называемых кэшматов, наверняка заметили, что перед прошлыми выходными разом перестали работать все терминалы сети iBox. "Пострадал" от этого в определенной мере и я, так как не смог привычным мне способом оплатить услуги "МТС Коннект 3G". Разумеется, возникло желание разобраться, что происходит, чем я сейчас и занимаюсь.

В деталях история такова. 28 января в 16.35 в сети терминалов iBox произошел сбой, из-за которого ее процессинговый центр перестал перечислять средства получателям платежей. При этом сами кэшматы еще определенное время работали и принимали наличные, выдавая плательщикам квитанции, но сами платежи уже не проходили. По этой причине возник определенный массив "пропавших" платежей (по некоторым данным, порядка 15 тыс транзакций). С 29 января работа всех кэшматов сети iBox была приостановлена, а с понедельника большинство из них - отключено физически. По информации от самой iBox работа сети будет восстановлена 7-8 февраля. Все "зависшие" платежи, по ее же обещаниям, будут проведены после этой даты по обращению плательщика и предъявлению квитанции из терминала.

Подоплека этой истории гораздо более темна и загадочна. На сегодня можно составить четыре ее версии.

1. Плановая техническая модернизация сети. Версия официальная, но, насколько я могу себе представить, наименее правдоподобная. Понятие надежности, гарантированной работы без сбоев и потерь перечисляемых средств, является краеугольным камнем любой платежной системы, даже более важным, чем сроки осуществления платежей. Никто, повторяю, абосолютно никто в здравом уме не возьмется делать с системой ничего такого, отчего мог бы произойти сбой в ее функционировании. Я не берусь даже представлять себе, чтобы в системе массовых электронных платежей работали настолько неквалифицированные айтишники, которые при попытке модернизации могли бы положить систему. О том, чтобы начинать тотальный апгрейд без ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО отключения всей системы от внешнего мира, нельзя даже подумать. Обычно обновленные компоненты запускают в работу параллельно с основной системой, а затем, убедившись в их работоспособности, переключают потоки данных на них. Так делают даже веб-сайты средней руки, о платежных системах и говорить нечего. К тому же, с версией о плановой модернизации не стыкуются два факта - внезапное прекращение перечислений и полуторанедельный срок простоя системы. Так что в официальную версию, простите, но строго по Станиславскому - не верю.

2. Хакерская атака. Одной из "полуофициальных" версий (т.е., по заявлениям, приписываемом представителям компании, но официально ими не подтвержденным) является взлом процессингового центра iBox. У подобного деяния четко просматривается мотив: iBox - один из самых крупных (если не самый крупный) игрок на рынке массовых электронных платежей в Украине, и он единственный, кто не берет комиссии за наиболее востребованные операции пополнения счета у мобильных операторов (остальные сети кэшматов удерживают "за совершение таинства" минимум 1 грн). В этой версии хорошо виден выгодополучатель - конкурирующие сети (по слухам, после такой "демонстрации" iBox "убедительно попросят" ввести комиссию, и он не откажется), но опять-таки, не получают объяснения нереальные сроки восстановления функциональности сети. Даже в тяжелых случаях для этого обычно хватает нескольких дней. Поэтому - не верю, хоть и менее категорично, чем в предыдущем случае.

3. Попытка временного завладения наличными средствами. Предметом интриги является судьба средств, принятых кэшматами в тот период, когда процессинговый центр уже не работал, а сами они еще не были заблокированы. "Зацепкой" для слухов служит дата предполагаемого восстановления работоспособности сети, совпадающая со вторым туром президентских выборов. Соответственно, возникла версия, будто бы бесплатно одолженная таким образом наличность пойдет на расчеты за предвыборные мероприятия одного из кандидатов. Посмеявшись, эту версию отметаю. Еще более патологический вариант "предусматривает" сговор iBox и одного из мобильных операторов, пытающегося таким образом поправить свои дела. Анализировать даже не пытаюсь. Просто не верю.

4. Недружественное поглощение. Украинский рынок массовых
электронных платежей, по сведениям, озвученным управляющим партнером имеющей интересы на этом рынке инвестиционной компании Larive Internetional Денисом Прутчиковым, сейчас составляет порядка $1 млрд и в настоящее время быстро растет. Компания "Айбокс", владелец сети iBox, до кризиса проводила агрессивную политику роста со всеми приличествующими случаю атрибутами - огромными кредитами в долларах, девальвировавшей гривневой выручкой и возникающими по такому случаю кассовыми разрывами. В то же время, банк, выдавший кредит, видя перспективность самого бизнеса, стремится заполучить контроль над компанией, что и сопровождается подобными эксцессами в ее работе. Версия тоже вызывает вопросы, но пока я готов в нее поверить в большей степени, чем в предыдущие три.

Чтобы несколько прояснить ситуацию с iBox, понадобится поднять эту кредитную историю и навести справки о структуре собственности iBox. Если буду готовить статью в печатный журнал на данную тему, то этим займусь.

Еще один аспект проблемы с iBox заключается в том, что она наносит удар по репутации всей системы массовых электронных платежей в Украине. За прошедшие дни довольно много крупных получателей платежей разослали своим клиентам предупреждения с просьбой ограничить использование кэшматов iBox. К примеру, у life:) оно имело вид SMS:

Uvaga! U zvyazku z tehnichnymy problemamy u merezhi terminaliv I-BOX prosymo Vas ne popovnyuvaty rahunok cherez I-BOX do 07.02.2010. Dovidka I-BOX: 0443910309

Формально, такое уведомления корректны, но есть одно "но". Название iBox сейчас становится нарицательным для любых кэшматов и вообще предлагаемого ими способа осуществления расчетов (по аналогии с понятиями "ксерокс", "айпак", "айпод", "поляроид" и даже "унитаз" - в разное время в своих сегментах). Соответственно, большой процент абонентов расценил это как призыв не пользоваться кэшматами вообще. Косвенно это подтверждают представители других сетей, чьи колл-центры получили достаточно много звонков, связанных с проблемой iBox. Так что последняя вылилась в материальные потери для многих игроков и общий кризис доверия на этом рынке.

В общем, следим за событиями.