Почему CIO в последнюю очередь должен думать об ИТ

16 август, 2013 - 16:51Андрей Погорелый

Периодически просматривая вакансии, встречаю очень интересные обязанности предъявляемые работодателем к руководителю ИТ:

  • Создание и реализация ИТ-стратегии предприятия;
  • Управление ИТ-бюджетом;
  • Управление персоналом отдела;
  • Распределение нагрузки, бесперебойной работы системной инфраструктуры ИТ, разработка процедур эксплуатации ИТ, управление бюджетами;
  • Администрирование серверов ОС Windows 03\08 (интернет, почта, TS, AD, DNS, VPN, FTP);
  • Обслуживание мини АТС;
  • Обслуживание офисной техники, поиск и устранение неисправностей.

Finita la comedia.

В чем различие между CIO сегодня и CIO 10 лет назад и чем вообще он должен заниматься? Почему ИТ в большинстве случаев на наших предприятиях не является сегодня инструментом получения конкурентного преимущества, а в лучшем случае инструментом оптимизации операционных расходов?

За последние 10 лет произошли фундаментальные изменения в принципах накопления и обработки информации, средствах передачи и представления, что было вызвано:

  • Появлением социальных сетей, оцифровкой эмоций и реакции;
  • Возможностью мгновенного распространения и доступности контента;
  • Появлением технологий, реагирующих на взгляд, прикосновение, жест;
  • Консьюмеризацией устройств и приложений.

Семиуровневая модель OSI безнадежно устарела. Она не отражает то, чем должно заниматься ИТ, ее давно необходимо переделать в десятиуровневую, добавив три уровня – получение данных, превращение данных в знания и принятие решения.

Раньше основными вызовами CIO были:

  • Реализация сервисного подхода;
  • Стабильность инфраструктуры, блейд сервера и средства виртуализации;
  • ERP-проекты и т.д.

Сейчас же основной фокус CIO смещается с самих технологий на получение бизнес-выгод, конкурентного преимущества, которые будут получены в результате применения новых технологий, а также на повышение уровня зрелости всего предприятия и инновациях.

Сегодняшний CIO имеет намного больше шансов, чем это было 10 лет назад, вписать себя в страницы истории своей компании. Хотя бы потому, что сейчас намного легче привнести инновационные технологии и добиться существенного прорыва как минимум на локальным уровне, не говоря уже о предоставлении конкурентных преимуществ.

Например, одной из задач CIO является оценка уровня зрелости компании к инновациям. Зачастую бизнес не понимает, почему вдруг не удался инновационный проект, на который были выделены значительные человеческие и финансовые ресурсы, и здесь как раз задача CIO помочь принять правильное решение, возможно даже отказаться от проекта.

CIO сегодня должен уметь совместить новые технологии с потребностями бизнеса в будущем, спроецировать эти два фактора на новые услуги ИТ, чтобы его компания получила конкурентное преимущество и финансовую выгоду.

Для этого нужно быть:

  • Финансистом: чтобы обосновать объемы инвестиций и точку безубыточности;
  • Маркетологом: чтобы понять и обосновать потребность конечного заказчика в новой ИТ-услуге на основе новой технологии;
  • HR: чтобы качественно управлять рисками в области персонала.

А где же здесь инфраструктура и приложения? Где серверные комнаты, СХД, сетевое оборудование, учетные системы, картриджи? Где ИТ-процессы, за большинство которых отвечает лично «самый лучший» CIO?

Кстати, если у CIO постоянно звонит телефон, то это низкий уровень зрелости процессов в компании. Ценность CIO не в том, что он завязал на себя ИТ-процессы компании, и управляет ими, а наоборот, в построении процессов ИТ таким образом, чтобы они не зависели ни от кого из ИТ-сотрудников, включая самого CIO.

Ответ прост – на современном предприятии работа CIO невидима, тем не менее, значима для бизнеса. Это означает, что процессы ИТ выстроены, услуги ИТ надежны, технологические задачи лежат на уровне CIO-1 или CIO-2. В таких условиях CIO действительно занимается инновациями, повышением уровня зрелости, управлением бизнес трансформациями и приносит бизнесу конкурентное и измеряемое в деньгах преимущество.