Плюс на минус

25 октябрь, 2018 - 16:35Євген Куліков

Стабильно растущий спрос на каналы передачи данных, как в потребительском, так и корпоративном сегменте, и различные цифровые услуги на их основе в целом компенсирует эволюционное снижение популярности фиксированной телефонии, усугубленное системными действиями вандалов. Это пока позволяет «Укртелекому» сохранять доход примерно на прежнем уровне. Но операционная эффективность постепенно снижается.

На пресс-конференции, посвященной итогам работы в III квартале, Юрий Курмаз, директор национального оператора связи «Укртелеком», сообщил, что с июля по сентябрь доход компании вырос на 2,7% и достиг 1,644 млрд. грн. (здесь и далее в годовом сопоставлении, если не указано иное). Чистая прибыль составила 160 млн. грн.

Продолжает снижаться выручка от направления традиционной телефонии – она сократилась на 2,9% и составила 700 млн. грн. В тоже время доход от предоставления услуг доступа в Интернет демонстрирует уверенный рост – за отчетный период он увеличился на 8,9% до 415 млн. грн. Это позволяет пока сохранять положительный баланс. Стабильно повышается и доля интернет-услуг в структуре дохода компании – по итогам девяти месяцев она достигла 40%.

Плюс на минус

Юрий Курмаз (справа): «На сегодня доля Интернет в структуре дохода "Укртелеком" составляет 40%. В идеале примерно такая часть должна остаться за телефонией»

В разрезе бизнес-направлений выручка «Укртелеком» в корпоративном сегменте выросла на 3,4% до 332 млн. грн., а в потребительском на 0,8% до 879 млн. грн. На этом фоне межоператорский бизнес сократился на 18,4% до 129 млн. грн.

При более детальном рассмотрении, в сегменте B2B оператор на сегодня обслуживает 868 тыс. корпоративных абонентов телефонии и 162 тыс. – Интернет. Средний месячный доход с одного контракта в обоих случаях несколько повысился – до 68,6 и 176,9 грн. соответственно. В результате в отчетном периоде компания зафиксировала снижение дохода от телефонии на 3,2% (до 180 млн. грн.), от доступа в Интернет – рост на 14,6% (до 86 млн. грн.), а от услуг передачи данных на 11,2% (до 45 млн. грн.).

Корпоративный ЦОД на 4300 юнитов загружен практически полностью, и оператор не исключает возможности расширения его емкости. Хотя на данный момент это не приоритетная область инвестирования. Неплохую динамику демонстрируют новые направления. Так услуга «Облачная АТС» показала рост на 52% (до 16 тыс. линий), а сервис «Защита от DDoS-атак» за восемь месяцев – на 83%.

Что касается сегмента B2C, то тут «Укртелеком» обслуживает более 3,2 млн. абонентов телефонии по всей стране и 1,2 млн. – интернет-пользователей в 2230 населенных пунктах. Следует отметить, что эти две категории в значительной степени пересекаются, поскольку большинство предпочитает пакетные услуги. Средний доход с абонента тут также увеличился – до 52,2 и 88,7 грн. соответственно. Помимо этого оператор до 88,3 тыс. нарастил количество пользователей интернет-телевидения. Выручка оператора от предоставления услуг телефонии в массовом сегменте за год снизилась на 2,7% – до 520 млн. грн., а от интернет-доступа – на 7,4%, до 329 млн. грн.

Если же взять результаты деятельности «Укртелекома» за девять месяцев 2018 г. в целом, то доход компании составил 4,893 млрд. грн., чистая прибыль – 449 млн. грн., доналоговая прибыль (EBITDA) – 1,331 млрд. грн., маржа EBITDA – 27,2%, капитальные затраты (CAPEX) – 401 млн. грн. В годовом сопоставлении все основные показатели снизились. На это повлиял рост ресурсных налогов (в общей сложности уплачено 1,5 млрд. грн.), колебания валютного курса и увеличение амортизационных выплат за счет введения в эксплуатацию нового оборудования в процессе модернизации и развития сети. Кроме того, негативно отражается на доходах сокращение абонентской базы фиксированной телефонии, обусловленное замещением ее мобильной связью, а также массовыми кражами и повреждением телекоммуникационного кабеля (почти 16 тыс. случаев за девять месяцев). Частично решить последнюю проблему может проект конвергентной связи.

Для расширения перечня современных цифровых услуг, а также сокращения зависимости от «медной» инфраструктуры, компания активно развивает ВОЛС. Но это, с учетом масштабов сети, процесс затратный и небыстрый. Особенно остро стоит вопрос окупаемости инвестиций в сельской местности. Где плотность размещения клиентов низкая. Представленный же «Укртелеком» проект сокращения цифрового разрыва пока не находит должной поддержки со стороны государства.