Платформы и графические акселераторы - итоги 2004

26 январь, 2005 - 00:00Денис Хлебосолов На протяжении всего прошедшего года мы стремились в равных пропорциях давать информацию как технического характера, так и аналитическую. Поэтому постараемся максимально сжато отобразить события 2004 г. и больше времени уделить прогнозам на год текущий. Начнем, как и прежде, с главного направления – центральных процессоров.

Процессоры: итоги

Компания Intel предпринимает совершенно разные шаги в десктопном и мобильном направлениях, чем, мягко говоря, повергает многих в состояние смятения. Появившееся недавно 90 нанометровое ядро Prescott (Socket 478) для настольного применения продемонстрировало ряд особенностей, которые не позволяют говорить о нем как об очередном прорыве Intel. Это высокий уровень нагрева, увеличившаяся требовательность к материнской плате и блоку питания, значительно удлинившийся конвейер, неспособность удвоенных кэшей компенсировать слабые стороны такого конвейера и не очень востребованный набор мультимедийных команд SSE3. Подчеркнем, "плохими" новые процессоры Intel назвать никак нельзя, скорее, они просто кардинально не отличаются от предшественников на ядре Northwood, а ведь именно этого ждали от Prescott. Не хочется повторяться, но, наверное, Pentium 4 серии "C" были одними из самых удачных настольных CPU от Intel за всю ее историю наряду с Pentium III (Coppermine).

Но вернемся к нашим реалиям. Многие предполагали, что в новом поколении процессоров на базе ядра Prescott для платормы Socket 775 удастся решить массу проблем предыдущей платформы Socket 478, но и эти надежды оправдались лишь отчасти. Снизить нагрев так и не получилось – сборка системы на базе i915/925 и Pentium 4 с частотами от 3,2 GHz в небольшой корпус без дополнительных вентиляторов может закончиться не лучшим образом (заметим, сейчас речь идет исключительно о процессорах – о платформах мы поговорим далее). Вместе с тем 90 нанометровый процесс позволил к концу минувшего года выпустить экземпляры с частотой 3,8 GHz, причем наверняка данная частота станет последней для текущей архитектуры NetBurst.

Правда, совсем неожиданно "выстрелили" обновленные Celeron D на ядре Prescott, показавшие отличные результаты, которых от них уже, вероятно, никто и не ожидал. Как оказалось, облегченное ядро новых Pentium 4 способно обеспечить очень "комфортные" показатели нетребовательным пользователям: удвоенные по сравнению с предшественником кэши обоих уровней, на 30% большая пропускная способность шины – вот те нехитрые особенности, которых так не хватало предшественнику. Добавим отличную и сейчас реально недорогую "обвязку" в лице чипсетов i865/848 и легко получим лучшую бюджетную платформу – как для дома, так и для офиса.

На этом о десктопных процессорах Intel все. Ах да, еще были Pentium 4 Extreme Edition – процессоры во всех отношениях замечательные, но явно не попадающие в категорию массовых, так что, перефразируя знаменитую надпись на коробках с торговыми марками, заметим: "Достижения экстремальных процессоров являются предметом гордости их владельцев, и ничем более".

AMD продолжала "накачивать стероидами" свою платформу AMD64, и в частности лучших ее представителей – Athlon 64. Всецело сосредоточившись на собственном имидже, компания с ускорением космического корабля и упорством древнегреческих героев брала новые высоты производительности. Результатом такого подхода стало еще более укрепившееся в общественности мнение, что делать процессоры AMD все-таки умеет. Но только в каких количествах? Этот вопрос оказался посложнее. Согласитесь, интересная и даже атипичная ситуация: на массовом рынке спрос в несколько раз превышает предложение. Особенно это касается платформы Socket 939. Вообще, появление двухканальных интегрированных контроллеров памяти DDR400 с рекордно быстрой реакцией действительно помогло Athlon 64 прочно обосноваться в мечтах большинства потребителей с геймерским уклоном. А яркие хиты ушедшего года – модели Athlon 64 3000+ и 3200+ на базе 90 нанометрового ядра Winchester – для многих вообще стали причиной бессонницы. Компания в ответ на справедливое негодование потенциальных покупателей, как обычно, рассказывает занимательные истории о том, что скоро полные склады подобной продукции в Украине станут реальностью. Ну что же, поверим еще раз и подождем.

На бюджетном поле боя воюют воистину ветераны процессорного движения – Athlon XP, но с каждым днем их голос все тише и тише. Интересное наблюдение – число людей, которые когда-то кричали о преимуществе платформы Socket A над Socket 478 или как минимум о ее "неотставании", постоянно сокращается, однако парадокс в том, что обе платформы остановились в развитии примерно в одно и то же время. Pentium 4 просто ждал своего часа, точнее своего ПО, а Athlon XP за год из класса mainstream тихо дрейфовал в бюджетный low-end, где и доживает свои последние дни.

Судьба Sempron 3100+, рассчитанного на Socket 754, вообще туманна, сейчас даже сложно однозначно его позиционировать – и не бюджетный (если смотреть на цену), и не массовый (если ориентироваться на производительность). Скорее, некий гибрид имеющихся у AMD технологий, который призван просто заполнять разрыв между Athlon XP и Athlon 64.

С продукцией класса high-end у AMD все в полном порядке. Если позволяют средства, можно смело брать любую модель топовой линейки Athlon 64 – 3800+, 4000+, FX-53, FX 55 – и наслаждаться огромной производительностью.

Процессоры: прогноз

Наверное, самый важный "апгрейд", в котором сегодня так нуждается Intel, это обновление процессорной шины. Все-таки до сих пор мы имеем дело пусть и с измененной до неузнаваемости, но все же со старой доброй AGTL+, которая служит верой и правдой вот уже более пяти лет. Совсем недавно появление процессора Pentium 4 Extreme Edition с частотой FSB 1066 MHz доказало, что менять нужно не частоту шины, а ее архитектуру. А поскольку перевести существующие CPU на другие шины (к примеру, PCI Express или ее аналог) просто невозможно, Intel будет с помощью всяческих ухищрений пытаться скрыть данный недостаток. Попробуем предположить, какие же шаги она предпримет.

Итак, десктопная серия Prescott, мы предполагаем, в следующем году останется без особых изменений. В то же время вполне закономерным был бы перевод Pentium 4 на шину 1066 MHz, потому что выпускать чипсет i925XE исключительно для одного процессора Intel бы не стала. Ну и, бесспорно, начнут продаваться так называемые 64 битные Prescott – процессоры с новым степпингом ядра, поддерживающие технологию EM64T, для работоспособности которых, однако, потребуются старшие чипсеты i925X/XE. По всей видимости, такая "защита от серьезного серверного применения" будет весьма условна, и производители-энтузиасты с легкостью ее преодолеют, как это случалось прежде.

Подытоживая все вышесказанное, рискнем предположить, что верхним предложением (не считая Pentium 4 Extreme Edition) где-то в середине года может стать Pentium 4 3,72 GHz (FSB 1066 MHz, EM64T, HyperThreading), ведь в настоящее время имеется информация о том, что версий с частотой 4 GHz не будет.

Что же касается выпуска Pentium 4 Extreme Edition на ядре Prescott – пока такие перспективы слишком туманны. Слухи об этом чуде ходят совершенно невероятные (к примеру, последние: 64 бита, частота 3,45 GHz, шина 1066 MHz, 4 MB (!) L3 кэш). Но вопрос в данном случае состоит не в том, как такой процессор разработать, а скорее, какие необходимо создать условия для его нормального функционирования. Как минимум придется искать очень специфическую материнскую плату и блок питания с элементной базой, позаимствованной из трехфазного щитка-распределителя. Ну и, конечно, соответствующую систему охлаждения, сравнимую по параметрам с промышленной вентиляционной установкой. Так что, вероятнее всего, 90 нанометровое десктопное ядро так и останется где-то на уровне планки 4 GHz.

Достаточно популярной темой в течение последнего квартала была многоядерность. Даже в Тестовой лаборатории в канун Нового года вместо обсуждения подарков сотрудники живо спорили об особенностях, преимуществах и недостатках данной технологии. Но, как бы там ни было, оба производителя уже в текущем году обещали познакомить нас со своими разработками в данной области. Безусловно, говорить о том, что 2005 й станет годом массовых мультиядерных процессоров, пока нельзя. Для сравнения: только начиная с середины февраля ожидается более-менее массовый спрос на решения для Socket 775 и Socket 939, так что глобальный скачок не предполагается. Гадать же на кофейной гуще, какими будут данные CPU, тоже пока слишком рано.

Ситуация с продукцией AMD еще более загадочная, что, в принципе, неудивительно, если рассматривать последовательность ее действий за 2004 г. И снова потенциал будущих Athlon 64 "упирается в шину", но на этот раз в шину памяти. Интегрированный контроллер памяти, помимо очевидных преимуществ, имеет и один большой недостаток – невозможность безболезненной смены используемых технологий. Текущего режима работы – двухканального DDR400 – пока еще достаточно, но он вряд ли способен превзойти связку Prescott (FSB 1066 MHz) и DDR2 667. Да и, кроме того, изменение типа памяти означает, по сути, создание нового процессора и перекройку всей существующей платформы. Так что наверняка AMD будет до последнего держаться за DDR400, по крайней мере в линейке Athlon 64.

Далее на повестке дня стоят два вопроса: когда 90 нанометровые модели начнут поставляться массово и когда они догонят 130 нанометровые процессоры по частоте. Судя по сегодняшней динамике первый вопрос из практической плоскости уже перешел в философскую, ответа же на второй не слышно. Также пока нет ясности, будет ли выпущен Athlon 64 FX на новом техпроцессе, однако данная проблема пока не актуальна – для начала конкуренту в лице Intel надо добраться до возможностей нынешней версии FX-55, а это ой как непросто.

Вот, в принципе, и все, что можно сказать о процессорах на начало января. Мы умышленно не касались темы мобильных и серверных решений. Совсем скоро Intel анонсирует следующее поколение Centrino – платформу Sonoma, так что уже в ближайшее время у нас появится возможность проверить, сможет ли она достойно принять знамя в мобильных вычислениях. А на серверном рынке ничего особенного, на наш взгляд, тоже не планируется: Intel в конце 2004 г. полностью обновила свои двухпроцессорные платформы и менять что-то в 2005 г. вряд ли станет. Аналогично нет поводов для беспокойства и у AMD, так как ее новые Opteron имеют солидный запас производительности.

Чипсеты и платформы: итоги

Много говорить о самых значимых событиях 2004 г., а именно о появлении платформ Socket 775 и Socket 939, не хочется, хотя бы по той причине, что сказано о них уже немало. Вторым по важности моментом можно назвать анонс в конце года семейства чипсетов от VIA, ATI и NVidia для Athlon 64 с поддержкой шины PCI Express. Другими словами, уже не осталось передовой платформы с шиной AGP, что само по себе весьма примечательно (подробнее об этом далее). Интегрированная графика, не желая отставать от своих внешних собратьев хотя бы по спецификациям, обзавелась поддержкой DirectX 9.0. Как минимум Intel Graphics Media Accelerator 900 и чипсет ATI X200 (интегрированное ядро Radeon 9600) спокойно справляются с играми вроде Far Cry, пусть даже в низких разрешениях и при невысоком уровне детализации. Вообще, прорыв ATI и NVidia в области наборов логики очевиден. Тем более когда речь идет о платформе AMD64, где не надо колдовать над контроллером памяти: он встроен в процессор.

Результатом проведенной работы стали уникальные чипсеты на PCI Express – ATI X200/P с поддержкой HyperMemory и самым мощным на сегодняшний день интегрированным графическим ядром и NVidia nForce 4/Ultra/SLI с поддержкой технологии параллельного рендеринга с помощью двух видеоадаптеров. Также можно отметить возвращение компании VIA в число передовых. Мало кто предполагал, что после неудач, которые постигли ее с платформами Socket A и Socket 478, она снова сможет подняться. Но, видимо, мобилизовав резервы, основной тайваньский производитель чипсетов все-таки смог выпустить серию наборов логики для AMD64 – K8T800/Pro, которые сейчас по ряду факторов оказываются более предпочтительными, чем конкуренты в лице продуктов NVidia (серия nForce3) и SiS. Хотя и с опозданием, но VIA все же взяла реванш и на Socket A с помощью KT880, но это, скорее, утешительный приз. В результате на рынке наборов логики год закончился спокойно, без потрясений.

Чипсеты и платформы: прогнозы

Intel будет всеми силами способствовать дальнейшему распространению платформы Socket 775, особенно с помощью новых чипсетов i925XE и пока неофициально поддерживаемой памяти DDR2 667. Но если с планами этой компании все более-менее понятно, то намерения остальных разработчиков, проявивших интерес к ее передовой платформе, пока не ясны. До сих пор мы не видели "не-Intel" продуктов для Socket 775 и памяти DDR2. Хотя такие чипсеты анонсированы SiS, а у ATI и даже у NVidia они включены в ближайшие планы, о скорой практической реализации пока говорить не приходится. Вспомним хотя бы, сколько было разговоров о чудо-чипсете NVidia под Pentium 4 (Socket 478), который затмил бы все существующие продукты конкурентов, но так и не появился на свет. Однако теперь, уже опираясь на официальную информацию, можно заявить, что логику от NVidia для платформы Intel мы все-таки увидим.

Следовательно, прогноз на первый квартал 2005 г. такой: AMD64 – платформа универсальная (три реальных производителя наборов логики), в то время как Intel пока остается монополистом для Socket 775. Делать прогнозы долгосрочные не станем: как показал 2004 г., чипсеты могут появляться неожиданно и порой вовсе не оттуда, откуда их все ждут.

Графические акселераторы: итоги

Предыдущий год в области трехмерной графики прошел под знаменами DirectX 9.0. Наконец-то появились игры, использующие мощь последней версии данного API, и соответствующие графические акселераторы, способные визуализировать эти красоты в реальном времени и с достаточной скоростью. Причем ситуация с ПО за этот период кардинально изменилась – сегодня больший интерес уже вызывают именно игры и примененные в их движках 3D-технологии, чем сами GPU. На данном рынке игроков по-прежнему всего два, и по итогам 2004 г. нельзя говорить о чьем-либо явном преимуществе, если речь идет о десктопных продуктах. И 6 я серия от NVidia, и ATI X700/800 имеют свои сильные и слабые стороны, поэтому сравнение потенциалов GPU от обеих компаний может длиться до бесконечности.

Но вернемся к играм. В течение последнего года проявилась одна интересная тенденция – массированный "мягкий подкуп" производителями GPU разработчиков развлекательного ПО. Поскольку и программные, и аппаратные составляющие современных ПК с каждым днем становятся все сложнее, изощреннее и многограннее, все больший вес приобретает оптимизация, которой сейчас так добиваются создатели центральных и графических процессоров. Таким образом, все чаще появляется ПО, способное продемонстрировать максимальные возможности (читай: самую красивую картинку) только в случае использования акселератора Y (разумеется, далеко не бескорыстно). К сожалению, данная тенденция сильно расходится с философией DirectX. Не будем показывать пальцем, но мы часто видим эмблемы производителей GPU на заставках популярнейших игр, что как минимум не совсем "политкорректно". Как мы уже говорили, принцип равенства возможностей, к которому так стремилась Microsoft при разработке DirectX, сейчас уже не в почете. ATI и NVidia, не желая терять уникальности, продолжают придумывать надстройки для своих GPU, которые часто пересекаются по своей функциональности, но не являются обязательно(!) совместимыми, что доставляет головную боль программистам и в конечном итоге пользователям. В общем, на конец 2004 г. снова налицо некий беспорядок со спецификациями, особенно если брать во внимание неразбериху с поддержкой DirectX 9.0c и возможностями новых драйверов обеих компаний.

В мобильном секторе наблюдается стойкое затишье, и не исключено, что ATI скоро придется перенимать опыт у Microsoft по борьбе с антимонопольными исками. Согласитесь, 75% мирового рынка GPU для ноутбуков – не просто много, это тотальное преимущество. Зачем далеко ходить за примерами – достаточно просто взглянуть на спецификации ноутбуков в тестированиях "Компьютерного Обозрения". NVidia, похоже, оставила попытки догнать конкурента, сосредоточившись исключительно на десктопном секторе.

Профессиональная графика и сегмент OpenGL-ускорителей тоже переживают своеобразное перерождение. Как минимум, акселераторы данного класса снова начали отдаляться от своих десктопных собратьев и постепенно мигрируют на новый графический интерфейс PCI Express. В общем, здесь ситуация становится все интереснее, и в самое ближайшее время мы планируем детально рассмотреть существующие решения и специфику применения подобных продуктов.

Графические акселераторы: прогнозы

ATI, скорее всего, главное внимание будет уделять продвижению новой серии X800 (модели X800, X800 XL) и мобильных продуктов Mobility Radeon X300/X600/X800, рассчитанных на использование с чипсетами PCI Express. Наверное, кардинально новых решений мы не увидим, да и предлагать их пока незачем: существующий high-end в виде X850XT PE, выпущенного в самом конце 2004 г., смотрится достаточно привлекательно. Правда, у конкурента имеется технология SLI, способная перекрыть достижения лучших GPU от ATI. Велика вероятность того, что канадская компания возродит былые традиции мультипроцессорности (вспомним серию Rage MAXX), особенно с учетом того, что нынешний графический интерфейс в лице шины PCI Express обладает огромной пропускной способностью.

NVidia, надеемся, не повторит ошибок с GeForce 5950 Ultra и не станет выпускать 6850 Ultra с несколько большими частотами, но астрономической ценой, а сосредоточится на массовом секторе, где у нее сейчас самые стабильные позиции (серии 6600 и 6200). Непонятным остается полное отсутствие в свободной продаже старших моделей 6800/GT/Ultra с интерфейсом PCI-E. Как можно убедиться на примере все той же серии 6600, создавать видеокарты для новой шины NVidia умеет, поэтому вдвойне непонятны сложности с топовыми линейками. К тому же мощные платы с интерфейсом x16 нужны, скорее, не сами по себе, а для продвижения концепции SLI – технологии параллельного рендеринга. В общем, SLI – тоже тема для отдельного рассмотрения, причем в самое ближайшее время.

В бюджетном сегменте рынка появится много новинок. ATI наверняка внедрит свою технологию HyperMemory, первый продукт уже анонсирован – это мобильное ядро X300. Речь идет об использовании системной памяти для хранения текстур, но, в отличие от AGP, с гораздо большими полезностью и производительностью за счет применения двунаправленной шины PCI-E. Аналогичную по функциональности технологию анонсировала и NVidia, назвав ее TurboCache. Первым акселератором, поддерживающим "быстрый кэш", должен стать 6200 (разумеется, под PCI Express). Вообще, самая младшая серия NVidia 6200 ввиду лучшего на сегодняшний день сочетания цены, возможностей и производительности будет растиражирована. Уже сейчас серия 6200 имеет четыре разновидности, так что скучать не придется.

Глобальная тенденция 2005 г. – прощание с интерфейсом AGP и тотальный переход на PCI Express. С большой уверенностью можно сказать, что кардинально новых продуктов для старого графического интерфейса мы уже не увидим. Также вряд ли произойдет смена поколений 3D-технологий, т. е. шейдеры версии 3.0 так и останутся вершиной возможностей. Вместе с тем нет принципиальных проблем с тем, чтобы драйверы ForceWare и Catalist подтянулись до полных спецификаций OpenGL 2.0, и это будет повод еще раз перепроверить результаты производительности акселераторов в профессиональном ПО и играх, использующих этот API.

Как видим, год будет очень интересным. В мобильном, настольном, серверном направлении ожидается масса заслуживающих внимания новинок, о которых мы будем оперативно информировать наших читателей.