Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений

26 июль, 2010 - 12:10Роман Хархалис

Навигационное решение представляет собой сочетание программной части – ГИС, и аппаратной – устройства со встроенным приемником GPS. И если первая в значительной мере является продуктом национального производства, то «железо» импортируется в Украину из других стран. Это значит, что ассортимент доступных моделей и направление их развития примерно соответствуют таковым в глобальном масштабе.

Региональная политика производителей, предпочтения украинских компаний-импортеров и государственное регулирование создают среду, через которую «преломляются» мировые тенденции, изменяются соотношения рыночных долей, сроки поставок и объемы продаж отдельных моделей. Но в целом в нашей стране происходит то же, что и в мире, – достиг поры расцвета сегмент «автомобильных» навигаторов, растет интерес к смартфонам, оборудованным GPS, удерживают свои небольшие ниши портативные «туристические» навигаторы и дискретные GPS-приемники, идут эксперименты с оснащением данной функцией устройств других классов. Давайте присмотримся к этим аппаратным платформам поближе.

Условно автомобильные

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Автомобильные навигаторы стали по-настоящему народными: при диагонали 5" подобные модели стоят порядка $200

Устройствам, появившимся в качестве специализированных для применения в автомобилях, следует отдать должное – именно они сделали навигацию массовой. Кроме простоты и удобства использования, они привлекают доступными ценами: бюджетные модели с 3,5-дюймовыми экранами давно уже стоят менее $100, а популярные устройства среднего класса обходятся в среднем в $200 за штуку – примерно вдвое дешевле самых востребованных смартфонов. При этом если цена коммуникаторов с диcплеем 4–4,3" неимоверно высокая, то здесь такая диагональ присуща 150-долларовым моделям, да и за 5-дюймовый формфактор, в котором «умных телефонов» просто нет, заплатить придется ненамного больше.

Почему мы назвали навигаторы «условно автомобильными»? К этому нас подталкивают сами производители, фактом установки аккумулятора и рекламными лозунгами убеждающие в том, что прибор можно и нужно использовать и вне транспортного средства. Учитывая, что продукты данного класса быстро обросли дополнительными функциями, такими как воспроизведение музыки и видео, просмотр фото, а иногда и чтение текстов, появляется соблазн применять их в роли универсальных медиапланшетов. Впрочем, это чувство быстро исчезает ввиду того, что ассортимент доступных приложений, возможности установки новых и совместимость с форматами данных оказываются намного меньше тех, что хотелось бы.

Из мировых брендов сегмента автонавигаторов в Украине доступны и пользуются популярностью продукты Garmin благодаря усилиям дистрибьюторов этой марки – «Аэроскана» и «Навионики» – по оснащению продуктов локальными ГИС собственной разработки. Сравнительно недавно карты для Garmin стала поставлять и третья компания – CarteBlanche. Что касается возможностей самой платформы, то они достаточно узкие – Garmin использует проприетарную ОС, относится без особого интереса к развитию дополнительных функций и тяготеет к низкопроизводительным вычислительным компонентам. Вся активность в направлении мультимедийных конвергентных разработок передана совместному предприятию Garmin-ASUS.

Самыми распространенными среди автомобильных навигаторов, безусловно, являются системы на базе Windows CE. В большинстве своем они строятся на компонентах, ранее использовавшихся для КПК, а сейчас – для смартфонов. В 2006–2008 гг. этим сегментом активно интересовались мировые бренды, но на сегодняшний день произошел массовый исход их оттуда по причине снижения рентабельности и явно неравной конкуренции с китайскими предприятиями.

Навигационных систем для Windows CE существует великое множество. В дополнение к классической Nav'n'Go iGo и ряду менее известных класс автонавигаторов начали активно осваивать производители ГИС для смартфонов – «Визиком», «Навител», Natec («Автоспутник»). Они предустанавливают свои системы на модели малоизвестных марок, а также выпускают устройства под собственным брендом. Расчет их прост: подобные продукты обеспечивают дополнительный, достаточно стабильный канал сбыта для ПО с коротким «расстоянием» до конечного потребителя и лучше защищенный от пиратства, чем «коробочная», розничная продажа ПО.

Однако время автомобильных навигаторов скоро начнет клониться к закату. Причины – ограниченные возможности для расширения оснащенности и сильная конкуренция со стороны смартфонов. Последние могут предложить постоянное подключение к Интернету и наличие массы дополнительных функций. Правда, в ограниченных количествах появляются и автонавигаторы с модулем сотовой связи, подобные решения весьма выгодны операторам, но будут ли они популярны среди пользователей – вопрос на сегодня открытый.

Windows Mobile, пока фаворит

В период становления навигационных систем для мобильных устройств операционная система от Microsoft имела наиболее сильные рыночные позиции. Этот факт, а также хорошая приспособленность ОС и устройств для использования сложных и ресурсоемких приложений предопределили длительное лидерство КПК и смартфонов на Windows Mobile в роли навигаторов по сравнению с конкурентами на других платформах. Для данной ОС существуют версии практически всех «мобильных» ГИС. Только применимых в Украине их как минимум пять: «Автоспутник» (Natec), «Визиком», Garmin Mobile XT, iGo, «Навител». Кроме того, почти все устройства сегодня изначально комплектуются клиентом Google Maps (хотя и без функции навигации), существует и мобильная версия «Яндекс.Карт». Как видим, выбор очень широк.

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Для Windows Mobile существует самый большой ассортимент навигационного ПО, в продуктах же Garmin-ASUS эта функция проработана наиболее тщательно

Аппаратное оснащение смартфонов благоприятно для работы достаточно сложных навигационных и информационных приложений. В последнее время в подавляющем большинстве продуктов используются процессоры (вернее, системы на чипе) Qualcomm. В бюджетных и устаревших моделях – это микросхемы семейства MSM7200 с частотой 528 МГц и интегрированным GPS-приемником gpsOne (относительно малочувствительным). Но в среднем и высоком классе уже присутствуют системы нового поколения – Qualcomm MSM7227 с частотой от 600 МГц и Qualcomm QSD8250 – до 1 ГГц. В обоих случаях чувствительность и скорость старта GPS-модуля значительно улучшены. Экраны с диагональю от 2,6–2,8" (а в современных моделях – 3,2–4,3") по размерам вполне подходят для навигации в автомобиле.

Среди всех способов распространения ГИС для Windows Mobile основным остается розничная продажа и самостоятельная установка пользователем. Этот канал сильно подвержен влиянию пиратства, что вместе с дорогим ПО (изначально порядка $80–150, сегодня есть много предложений и по 350–500 грн) дает достаточно высокий процент контрафакта. Поэтому разработчики GPS-систем стремятся к контрактным отношениям с производителями устройств для распространения ГИС в предустановленном виде. К примеру, смартфоны HTC в СНГ реализуются с ПО «Навител». В таком варианте есть выгода и для программистов, и для потребителей.

Еще более глубокий уровень интеграции ГИС и Windows-смартфона предлагает компания Garmin-ASUS, не ограничившаяся предустановкой фирменной навигационной программы Mobile XT в Windows Mobile, а серьезно адаптировавашая их друг к другу. Это обеспечило не только самый удобный доступ к функциям навигации, но и ряд возможностей, которых у других ГИС для Windows Mobile просто нет: прокладка маршрута к адресам контактов из адресной книги и местам, упомянутым в событиях календаря, обмен текущими координатами между пользователями и т. п. Наряду с базовой ГИС от CarteBlanche может применяться опциональная от «Аэроскан» с 3D-моделями зданий, включающая самую большую среди навигационных систем базу точек интереса, состоящую из 140 тыс. объектов. Все эти средства в сумме обеспечивают наиболее широкую на сегодня функциональность, связанную с определением местоположения.

Другим магистральным направлением развития навигационных ГИС на смартфонах, является загрузка и использование динамических данных из Интернета, что достаточно легко, учитывая наличие сотовой связи, потенциально способной обеспечить непрерывное подключение устройства к Сети. Пока наиболее активно применяют эту возможность системы, взаимодействующие с сервисами информирования об уличном движении – «Автоспутник», берущий данные из популярной «Яндекс.Пробки», и Navitel, генерирующая такую информацию самостоятельно, по данным пользователей.

Symbian OS, царство OVI Maps

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Только Nokia 2700 Navigation Edition из всех GPS-телефонов может результативно использоваться для навигации в Украине

На развитие навигации в Symbian-устройствах в наибольшей мере повлиял тот факт, что продолжительное время подавляющее большинство смартфонов на этой платформе выпускала Nokia, и она же развивала свою навигационную ГИС OVI Maps. Независимых разработок не было (единственной до сегодня является Garmin Mobile XT, но она распространена мало), а продуктовая и региональная политика Nokia в отношении OVI Maps долго тормозила использование устройств для навигации. Поначалу данная функция являлась платной, а карт Украины не существовало вплоть до начала 2010 г., так что в плане навигации эти смартфоны были здесь практически бесполезны.

С разрешением ключевых проблем OVI Maps в Украине смартфоны Nokia становятся довольно привлекательным средством навигации. Они широко распространены, использование ГИС бесплатно, трафик при правильных настройках генерируется небольшой, а качество поиска объектов и прокладки маршрутов в городских условиях достаточно высоко.

В отношении продуктов других производителей на Symbian OS картина далеко не такая радужная. OVI Maps на них, по понятным причинам, нет, но и предустановленных альтернативных ГИС, пригодных для использования в Украине, тоже. Единственным выходом является покупка достаточно дорогой Garmin Mobile XT. Учитывая, что популярность подобных устройств невысока и новинки почти не появляются, они тихо уйдут со сцены, так и не став навигаторами.

Android и iOS: разные, но похожие

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Навигация от Google для платформы Anroid пока доступна только на рынках США и Западной Европы

Между вышеназванными, самыми современными смартфонными ОС, хоть и сильно различающимися в конкретных решения, есть большое идеологическое сходство – обе они максимально ориентированы на использование облачных сервисов и экосистемных каналов распространения ПО. Это, помимо очевидных преимуществ, имеет и недостатки, в том числе проявляющиеся при работе с ГИС.

Обе платформы изначально приспособлены для работы с Google Maps, причем создатели особо и не планировали применять альтернативные варианты. В этом плане выделяется Android начиная с версии 2.0, для которой Google сделала эксклюзивно доступным сервис Google Navigation – полноценную навигационную ГИС. Однако пока ею могут воспользоваться только жители США и Западной Европы. Для украинцев же крайне желательно другое решение.

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Navitel – единственная полноценная навигационная ГИС, доступная пользователям Android в России, Украине и Беларуси

Распространение на Android и iPhone существующих навигационных решений для Украины ограничивается особенностями функционирования системы дистрибьюции ПО. Продукты должны быть одобрены владельцем платформы, а поскольку сервисы Apple официально не работают у нас, а Google допускает только загрузку бесплатных приложений из Android Market, ГИС для нашего рынка имеют очень мало шансов попасть в канал распространения. Для iOS существует адаптированная версия iGo, но в наших краях она не востребована, так как карт Украины там нет. С Android немного проще: версию своей ГИС для данной ОС представила «Навител», ее продукт есть в Android Market в виде бесплатного приложения, которое после установки нужно активировать.

Наиболее радикально решить проблему полноценной навигации на Android в Украине и СНГ собирается опять-таки Garmin-ASUS. Очередным ее продуктом в нашей стране будет Android-смартфон A10 с предустановленной фирменной навигационной системой, ГИС от «Аэроскан» и адаптированным для максимально удобного применения «титульной» функции пользовательским интерфейсом. Другие производители действуют в этом направлении достаточно вяло, так, Sony Ericsson комплектует свою модель XPERIA X10 системой WisePilot, использующей ГИС NAVTEQ с детальными картами Украины, но с англоязычной адресной базой, к тому же работающей по платной подписке.

...и другие

Телефоны со встроенными GPS-приемниками в последнее время продаются в достаточно больших количествах. Однако локализация их для Украины, как правило, не включает в себя укомплектование картами городов нашей страны. Поэтому GPS в них обычно остается бесполезным грузом, реже потребители применяют его для простой ориентации с помощью Java-клиента Google Maps или для снабжения снимаемых фотографий геометками. Вероятно, именно навигация стала фактором, определившим холодное отношение украинцев к «смартфоноподобным» флагманским телефонам от LG и Samsung. Кстати, вопрос о том, как будет реализована навигация на платформе Samsung bada и каким окажется ассортимент ПО с картами Украины для нее, остается открытым.

Единственным телефоном, который реально использовать как навигатор, пока остается Nokia 2700 Navigation Edition, укомплектованный картами OVI Maps и автомобильным держателем. Для других моделей аналогичное ПО отсутствует, и добавить его возможности нет.

По всей видимости, навигационная функция будет важна и для готовящихся к вторжению на украинский рынок планшетов, в оснащение которых GPS-приемник обычно входит. Вероятно, что к списку поддерживаемых платформ разработчикам мобильных ГИС придется добавлять и Windows 7, и Windows Embedded Classic 7. Впрочем, это уже задачи на более отдаленную перспективу.