Планшетный прорыв

11 июнь, 2011 - 14:14Артем Юрченко

Демонстрируя давно несвойственный мировому ИТ-рынку напор, медиа-планшеты неудержимо завоевывают новые территории. Потесненные с казалось бы незыблемых позиций нетбуки и классические портативные системы вынуждают аналитиков на регулярной основе пересматривать  в сторону уменьшения обнародованные ранее прогнозы развития глобального и локальных компьютерных рынков. 
С недавних пор достаточно ощутимую лепту в становление индустрии планшетов вносит направление, представленное малоизвестными вендорами небрендированной продукции, так называемая ниша «Whitebox». По оценкам экспертов DisplaySearch, продажи подобных устройств возросли с 567 тыс. в финальной четверти 2010 г., до 1,9 млн за период с января по март 2011 года. Таким образом, добившись роста в пределах 235% по измерителю «QoQ», whitebox-модели взяли под контроль 19,6% рынка планшетов, оказавшись вторыми по величине доли после iPad. По итогам рассматриваемого периода, Apple, благодаря поставке 5,2 млн планшетов, оставила под контролем 53,6% глобального рынка.  
Крупнейшим рынком сбыта для whitebox-категории остается Китай, на который приходится 44% от общих поставок. Однако с не меньшим воодушевлением подобные устройства принимают в Латинской Америке, прочих странах Азиатско-тихоокеанского региона и многих государствах EMEA, где стоимость устройств остается критическим фактором при выборе планшета и решение стоимостью в 10-15% от стоимости iPad 2 принимается на ура несмотря на частое отсутствие официальной поддержки и невозможность сдать купленный продукт обратно в магазин.
Подавляющее большинство небрендированных моделей оснащено экраном с диагональю 7" либо 10". Впрочем, нередко встречаются и аппараты, копирующие форм-фактор от Apple и HP, а именно диагональ 9,7" при соотношении сторон 4:3, а также поддержку технологий IPS/FFS.
В целом за первую четверть года поставки медиа-планшетов сократились в квартальном сравнении на 5,2%, с 10,2 млн до 9,7 млн устройств. Однако в годовом сопоставлении налицо здоровый рост более чем в 13 раз, или же на 1349,5%, ведь в I кв. 2010 г. потребители освоили лишь 668 тыс. iPad и подобных ему устройств.
Схожие тенденции фиксировались и в других сегментах портативного рынка. В частности, благодаря повышенному предпраздничному спросу в Китае, общемировые квартальные поставки нетбуков возросли на 17,3%, тогда как в годовом сравнении была отмечена негативная динамика в пределах 10,2%. В то же время, квартальные поставки традиционных ноутбуков упали на 5,9%, однако относительно аналогичного периода прошлого года была отмечена незначительная позитивная динамика в пределах 1,6%.
Ниша планшетов постепенно трансформируется в достаточно перспективный рынок сбыта для многих смежных отраслей. Более того, для некоторых из них в ближайшие годы он будет спасательным кругом. К примеру, растущий галопирующими темпами спрос на iPad и альтернативные ему продукты приведет к тому, что потребление памяти DRAM по итогам 2011 г. увеличится в годовом сравнении почти в девять раз. По подсчетам IHS iSuppli, в текущем году планшеты освоят 333,7 млн ГБ DRAM, тогда как в 2010 г. это значение не превышало 37,3 млн ГБ. Продолжая интенсивное развитие рассматриваемый сегмент уже в 2012 г. будет способен потребить свыше 1,1 млрд ГБ, а в 2015 г. выйти на объем годового потребления динамической памяти в пределах 5,8 млрд ГБ.
Не в последнюю очередь благодаря медиа-планшетам аналогичные тенденции отмечаются в среде производителей ЖК-панелей. В DisplaySearch полагают, что количество панелей TFT LCD, AMOLED и AMEPD малой и средней диагоналей, отгруженных производителям конечных устройств в 2010 г. достигло 1,89 млрд, увеличившись на 23% в годовом сопоставлении. В общей массе отгружаемых дисплеев стремительно растет доля решений, поддерживающих перспективные технологии, такие как IPS либо FFS. Так, ожидается, что поставки панелей IPS/FFS возрастут с 214 млн в прошлом году, до 600 млн в 2014 г.

Итак, по оценкам iSuppli продажи медиа-планшетов способны увеличиться с 17,5 млн в 2010 г., до 63,2 млн в текущем году. Не останавливаясь на достигнутом уже в 2012 г. общими усилиями вендоры способны отгрузить почти 114 млн устройств.

Планшетный прорыв