Планшетно-смартфонный размен

8 май, 2014 - 12:49Артем Юрченко

Еще вчера планшеты нещадно размывали позиции более взрослых нетбуков и даже полноценных ноутбуков. Теперь же сами оказываются в подобной ситуации — на смартфонах с большими экранами все чаще останавливают свой выбор домашние и корпоративные потребители, оставляя планшеты вне игры.

Первый квартал традиционно характеризуется спадом потребительской активности после высокого сезона концовки предыдущего года. В нынешнем году на фоне нормальных сезонных тенденций на замедлении развития мирового рынка планшетов отразились еще несколько факторов. Прежде всего, отдавая предпочтение смартфонам со сравнительно большими экранами, потребители зачастую отказывались от замены уже имеющихся планшетов, наблюдая отличную альтернативу им в лице конвергентных продуктов. Не владеющие же планшетами покупатели смартфонов оказались не против пользоваться менее крупной диагональю экрана в противовес параллельному использованию двух устройств, обладающих во многом схожей функциональностью. Ко всему прочему, подобные потребительские настроения не удалось нивелировать корпоративному сегменту, существенно замедлившему процесс обновления устройств в начале бюджетного года.

Как результат, впервые за историю развития планшетного бизнеса позитивная динамика роста поставок характеризовалась однозначным числом. Исходя из подсчетов IDC, с января по март в каналы ушло около 50,4 млн планшетов, что привело к улучшению результата годиной давности лишь на 3,9%. В квартальном же сопоставлении налицо огромный провал, измеряющийся почти 36%. Цифры схожего порядка зафиксировали аналитики Digitimes Research, по данным которых на глобальный рынок было отгружено 58,56 млн планшетов, что указывает на спад поставок в квартальном сопоставлении почти на 30%, однако относительно аналогичного периода прошлого года — рост в размере 4,6%.

Планшетно-смартфонный размен

ОС Android продолжает наращивать мускулы и контролирует уже не менее двух третей (65,8%) рынка. Как сообщает Strategy Analytics, в годовом сравнении квартальные поставки планшетов с упомянутой ОС увеличились с 25,6 до 37,9 млн устройств. С другой стороны, поставки Apple сократились с 19,5 до 16,4 млн iPad, вследствие чего рыночное присутствие решений под iOS снизилась с 40,3 до 28,4%. Windows остается третьей крупнейшей ОС — увеличив поставки с 2,8 до 3,4 млн единиц, лагерь приверженцев разработки Microsoft оставил за собой все те же 5,8% глобального рынка.

Для кого планшетный бизнес по-прежнему ярок и перспективен, так это для производителей процессоров. Ожидается, что по итогам 2018 г. он способен выйти на объем выручки в размере 7,2 млрд долл. В частности, за период с 2013 по 2018 г. среднегодовой рост выручки способен достичь 14,6%. Кроме того, уже в 2018 г. по меньшей мере 17% от общего объема поставок придется на процессоры с интегрированным модулем связи, тогда как еще в 2012 г. их доля не превышала 2%. Запланированный рост произойдет, главным образом, за счет недорогих четырехядерных чипов с поддержкой 3G/4G от Qualcomm, MediaTek и Spreadtrum. По результатам прошлого года проникновение мультиядерных процессоров в планшеты достигло 90%. В то же время, чипы архитектуры х86 увеличат свое присутствие в планшетах с 2% в 2012 г., до 30% по итогам 2018 г.

Планшетно-смартфонный размен

В личном зачете Apple все еще сохраняет лидирующую позицию — несмотря на сокращение поставок в размере 16,1% «YoY», у вендора почти треть планшетного рынка. Однако, Samsung уже на расстоянии вытянутой руки — при увеличении отгрузок на 32% корейцы нарастили подконтрольную долю до 22,3%. В целом сегмент «non-iPad» с учетом объема отгрузок в размере 22,31 млн планшетов сузился к предыдущему кварталу на 20%, но увеличился более чем на 30% по измерителю «YoY». Способствовали этому высокие уровни отгрузок у Samsung, Lenovo и Asustek. Вследствие низкой сезонной активности в период Китайского Нового года, емкое направление планшетов «white-box» достигло отметки лишь в 20,4 млн аппаратов.

Что же касается нынешнего квартала, то в Digitimes Research, уверенно говорят о поставке за период с апреля по июнь не менее 61,42 млн планшетов. Если прогноз подтвердится, то в квартальном и годовом сравнениях рынок увеличится на 4,9% и 30,9% соответственно. В общей массе устройств на долю iPad придется 13,5 млн аппаратов, планшеты «non-Apple» разойдутся тиражом 24,62 млн единиц, а объем сегмента «white-box» превысит 23,3 млн планшетов. Крупнейшим вендором квартала (22% рынка) останется Apple. Следом разместятся Samsung (20%), Asustek (6,3%), Lenovo (6,1%) и Acer (1,7%). На долю Android придется 58,9% от всех поставок, а iOS и Windows возьмут 35,4% и 5,7% рынка соответственно. Исходя из диагонали экрана, за решениями с экраном 7″ будет 21,7% рынка. Следом разместятся модели с экранами 7,9″ (15,4% рынка), 8-8,9″ (18,4% рынка), 9-9,9″ (20,7% рынка), 10-10,9″ (21,7% рынка) и 11″+ (2,1% рынка).