Пивот Cherry – частный случай или неработоспособность интернет-диспетчерской модели?

25 декабрь, 2012 - 11:16Александр Москалюк

Мобильное приложение Вишенка, позволяющее заказать автомойку по месту стоянки, теперь будет заниматься чем-то другим. Идея была проста – машину можно было оставить в каком-то общедоступном месте (на улице, на корпоративной стоянке), после чего с помощью мобильного приложения, которое уже знало о месторасположении клиента, заказать "мобильную мойку" авто. В зависимости от безопасности стоянки в машине можно было оставить и ключи, попутно заказав очистку салона.

Cherry в данном случае выполняла модель интернет-диспетчера – мобильной автомойкой занимались независимые предприниматели, для которых Cherry была генератором лидов и с которых стартап получал свои комиссионные. Идея интернет-диспетчерского бизнеса предполагает, что вот есть некая масса профессионалов своего узкого дела, которая не очень просекает проблемы интернет-маркетинга, мобильных приложений, обслуживания клиентов и биллинга. С другой стороны есть мы, понимающие толк в создании сайтов и мобильных приложений, в подключении нужных платежных систем, в продвижении в поисковиках и социальных сетях. Они, т.е. профессионалы, будут получать заказы и выезжать по вызову. Клиент, в зависимости от качества выполненной работы, будет оставлять позитивные и негативные отзывы, на основе чего мы будем делать административные выводы и распределять вызовы в пользу тех, кто оставляет клиентов довольными. Мы же тем временем будем программировать все более удобные интерфейсы, попивать пино нуар, наблюдая за океанскими волнами и периодически выступать на профильных конференциях, рассуждая о смене бизнес-моделей в различных отраслях.

Почему модель, подобная Cherry, может дать сбой?

Комментатор с сайта Hacker News в свое время оперировал сервисом машинной мойки по вызову. Отрасль существует уже несколько десятилетий, и до появления мобильных приложений была завязана либо на телефонные заказы, либо на контракты с крупными офисными парковками, где раз в неделю сотрудники офиса могли потешить свою лошадку шампунем и дезодорантом, просто оставив ее в нужном месте на стоянке. Основная проблема бизнеса – текучка кадров и уход от низкооплачиваемой отрасли любого человека, кто нашел хоть что-нибудь получше. Постоянная текучка сказывается на профессионализме сотрудников и качестве сервиса, и если в случае присутствия на офисной стоянке менеджер мойки может хотя бы создать видимость организованной работы, то направление случайных гастербайтеров от имени своей компании рано или поздно подпортит репутацию компании.

Я это заметил на собственном опыте. Когда однажды мне в лобовое стекло влетел камешек, сделав огромную трещину, я решил воспользоваться одним из многочисленных мобильных сервисов. Приехавший мужик с работой справился, но своими сапожищами умудрился обтереть нековровую часть салона, и эти следы видно и по сегодняшний день. Никакой финансовой экономии в плане использования мобильного стекольщика не было – мне в актив шли лишь два-три часа, которые я мог провести на работе вместо того, чтобы ехать на станцию техобслуживания и проторчать там, но после такого опыта в следующий раз я точно не поленюсь и поеду на СТО.

Другой раз ежедневная купонная рассылка напомнила мне, что неплохо бы периодически чистить вентиляционные каналы собственной резиденции. Какая-то мобильная контора (в этом бизнесе, понятное дело, работают только на выезд) приезжает с таким специальным пылесосом и чистит все воздуховоды. В назначенный день я отправил жену и ребенка на длительную прогулку, сам же остался дома только для того, чтобы ни через час, ни через два ко мне так никто и не приехал. Оператор на другом конце убедительно извинился, сославшись на проблемы с оборудованием и предложил новое время, но поскольку выходных в расписании было уж совсем мало, я вежливо отказался и получил возврат денег. Позже отзывы на Groupon и на сторонних сайтах рецензий намекнули на то, что проблемы возникли не у одного меня.

Что в автомойке, что в замене автостекла, что в очистке воздуховодов расчет идет на дешевую рабочую силу и возможность предлагать услуги массовым пользователям за счет использования этой рабочей силы в качестве подрядчика. Такая модель (основываясь на решении Cherry и моих двух случаях из жизни) кажется ущербной, так как плохие подрядчики не нравятся клиентам, которые рано или поздно переносят свое недовольство на контору-диспетчера. Единственное, что работает – это сектор, позволяющий предоставлять свои услуги дороже, а не дешевле, чем остальные, за счет предоставления премиальных услуг.

Как пример – Uber, который предоставляет не просто такси, а автомобили представительского класса по цене, слегка более высокой, чем такси, но не настолько высокой, чтобы быть дороже конкурентов в премиум-секторе. О бизнес-модели Uber можно узнать из этого выступления Тревиса Каланика на конференции Startup School инкубатора YCombinator. Подрядчики Uber сами покупают свои машины, и для многих Uber – это единственный канал заработка. Когда на человеке висит кредит на автомобиль представительского класса, то вопрос быстрой текучки кадров и плохого сервиса становится проблемой подрядчика, а не диспетчера.

Во всех же остальных вариантах стартап, решивший разумно направлять дешевую рабочую силу, рано или поздно сдаст позиции из-за слишком уж запятнанной подрядчиками репутации.

Пивот Cherry – частный случай или неработоспособность интернет-диспетчерской модели?