Перспективы третьей платформы

28 сентябрь, 2015 - 13:09Євген Куліков

Ежегодная конференция компании IDC, посвященная облачным технологиям, проходила под названием IDC Cloud Leadership and Datacenter Transformation. Главной темой форума стала цифровая трансформация бизнеса с акцентом на примерах коренных преобразований на основе ИКТ в компаниях различных отраслей.

Перспективы третьей платформы
Владимир Поздняков: «Чтобы бизнес стал ближе к потребителям, ИТ должны быть ближе к бизнесу»

Тон конференции задал доклад Владимира Позднякова, руководителя киевского офиса IDC, который посвятил свое выступление составляющим «третьей платформы», их месту в развитии бизнеса успешных компаний и вытекающим из этого перспективам преобразования должности директора по информационным технологиям в директора по цифровым технологиям.

В качестве примера была взята история крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks, в настоящее время включающей свыше 22 тыс. заведений в 66 странах. Основанная в 1971 г. компания занималась продажей кофейных зерен. Настоящий же взлет бизнеса начался в 2009 г., а одной из важных составляющих успеха стало активное использование современных технологии для улучшения клиентского опыта.

Акции Starbucks котируются на фондовой бирже NASDAQ с 1992 г. В конце 2008 г., в период наибольшего спада, стоимость одной акции компании составляла $4, а ее капитализация оценивалась в 11 млрд. долл. На начало сентября первая цифра выросла до $55, а вторая – до 82 млрд. долл. Для сравнения, капитализация McDonalds – около 90 млрд. долл.

После назначения в 2009 г. директором по цифровым коммуникациям Starbucks Адама Бротмана (Adam Brotman) компания взялась внедрять элементы третьей платформы, которая включает мобильные устройства, социальные сети, большие данные и облачные вычисления.

В частности, посетителям был предложен бесплатный доступ в Интернет по сети Wi-Fi. Практически обязательный на сегодня сервис еще недавно был в диковинку. Используемые Starbucks машины для варки кофе подключены к единой сети, откуда они получают усовершенствованные рецепты.

Компания провела тендер и заменила POS-терминалы на модели, которые позволили сократить время оплаты на 10 сек. Казалось бы, малость, но и она обеспечивает дополнительное конкурентное преимущество. Кроме того, ее клиентам доступны предзаказ со смартфона, мобильные платежи, различные программы лояльности и уникальный контент, а непосредственно в кофейнях устанавливаются беспроводные зарядки для современных устройств – все, чтобы максимально упростить и ускорить процесс покупки, а также сделать пребывание в кофейне комфортным.

Starbucks активна в социальных сетях и, по некоторым данным, количество ее подписчиков в Twitter составляет около 10 млн., а на Facebook – 36 млн. Как показывает опыт компании, клиенты ценят инновации, дающие им дополнительные удобства, и ИТ-технологии способны обеспечить стремительное развитие бизнеса даже в такой казалось бы консервативной сфере, как быстрое питание.

По оценкам IDC, на сегодня третья платформа обеспечивает уже около трети всего объема рынка ИКТ и практически единолично в ответе за его рост. Впрочем, почти половина организаций в мире все еще находятся на стадии использования ИТ второй платформы (корпоративные сети и Интернет, распределенная клиент-серверная архитектура и пр.).

Что же сдерживает проникновение третьей платформы и цифровую трансформацию бизнеса? Коротко говоря – пережитки прошлого – унаследованная инфраструктура, устаревшие приложения, стратегия развития собственного ЦОДа, недостаток нужных компетенций на рынке и т.п.

Между тем, около 50% предприятий Европы уже имеют департаменты, которые занимаются вопросами оценки и внедрения инноваций (опять же по оценкам IDC). Ввиду этого все более актуальной становится должность CDO (Chief Digital Officer – директор по цифровым коммуникациям). И некоторые эксперты полагают, что со временем CDO заменят CIO. Впрочем, скорее всего они просто взаимно дополнят друг друга, а вопросы цифровой стратегии компании станут неотъемлемой составляющей ее бизнес-модели и частично перейдут в ведение управляющего директора.

Но главное, что сердцем цифровой трансформации бизнеса, как правило, становятся «облака». И потому в рамках конференции IDC большое внимание было уделено именно опыту миграции в «облака» и их использования в компаниях разных отраслей.

Перспективы третьей платформы
Сергей Детюк: «"ДТЭК" сделала выбор в пользу гибридной инфраструктуры и 80% инвестиций в ИТ-инфраструктуру планирует вкладывать в облачные технологии »

В частности, интересный кейс представил Сергей Детюк, директор по информационным технологиям ДТЭК, неоднократный победитель конкурса Best CIO. Компания объединяет более полусотни предприятий энергетической отрасли, а ее штат составляет около 127 тыс. человек. Что же касается ИТ-инфраструктуры, то на сегодня ее поддержанием и развитием занимаются свыше 800 человек, в сети активны более 1200 серверов, в каталоге представлено около 200 бизнес- и ИТ-сервисов, обслуживаются до 20 тыс. пользователей AD и корпоративной почты.

Первое знакомство ДТЭК с «облаками» состоялось в 2010 г. Тогда для удовлетворения растущих потребностей в мощностях была предпринята попытка разместить в «облаке» системы разработки ERP, BI и HCM. Однако, в силу недостаточной гибкости для решения нестандартных задач и отсутствия оперативности во взаимодействии с оператором, была принята концепция развития собственных мощностей ЦОД.

Второе обращение к теме «облаков» летом прошлого года было продиктовано событиями на востоке страны, необходимостью срочной эвакуации ЦОДа из Донецка и в тоже время обеспечения непрерывности бизнеса. Было организовано хранение резервных копий данных у внешнего провайдера, обеспечена миграция части ИТ-сервисов в «облако» и начато построение гибридной инфраструктуры с локальным провайдером. В итоге был сделан вывод о неготовности отечественного рынка облачных сервисов к обслуживанию крупных объемов данных и сервисов, несоответствие предоставляемого качества сервисов потребностям ДТЭК.

Поэтому было принято решение о переходе на SaaS модель работы в Office 365. Осуществлена миграция корпоративной почты в Microsoft Office 365, реализован перенос трех критичных бизнес-сервисов в Microsoft Azure и интеграция облачной инфраструктуры с наземным и локальным облачным ЦОДами. Такая схема показала высокий уровень надежности и информационной безопасности.

В результате компания утвердилась в намерении перейти на гибридную инфраструктуру и использовать модель IaaS. Проектирование было завершено в августе и в сентябре начата миграция. Запланирован перенос в облако 18 наиболее критичных бизнес-сервисов и 390 серверов.

По мнению Сергея Детюка, с внедрением облачных технологий не все так просто и гладко, как хотелось бы и на сегодня на этом пути есть определенные сложности. Однако, активный запрос клиентов помогает адаптировать существующие предложения на рынке к актуальным потребностям бизнеса и в перспективе 80% инвестиций в ИТ-инфраструктуру ДТЭК планирует вкладывать в облачные технологии.

Затем о своих решениях для построения частных и гибридных облаков и опыте реализации различных проектов рассказали партнеры конференции – компании Dell, HP, ComCloud, а также VMware. В частности, Дмитрий Грязнов, генеральный директор «Dell Украина», представил краткий обзор вызовов, с которыми сегодня приходится иметь дело бизнесу, и соответствующее портфолио решений вендора. В свою очередь Александр Кулаковский, консультант по облачным решениям HP, сфокусировался на возможностях построения эффективной сервис-ориентированной модели предоставление ИТ на базе платформы Helion.

Наконец в заключительной части форума были представлены примеры использования облачных сервисов для создания платформы геодезических исследований и в строительной отрасли. Правовые аспекты внедрения облачных сервисов в Украине в своем докладе рассмотрел представитель компании «Юскутум».

С презентациями докладчиков желающие могут ознакомиться на сайте конференции.