В 2011 г. компания PepsiCo консолидировала 100% одного из крупнейших производителей молочной продукции и напитков постсоветского пространства «Вимм-Билль-Данн». Весь прошлый год в компаниях проходили процессы интеграции бизнес-процессов, а в нынешнем году произошло объединение ИТ-инфраструктур с обеспечением катастрофоустойчивости. О проекте построения резервной площадки в Киеве мы сегодня и расскажем.
PepsiCo занимает лидирующие позиции на соковом и молочном рынках Украины. «Успешное ведение бизнеса нашей компании основано, в том числе, и на современной, надежной, устойчивой к сбоям и отказам ИТ-инфраструктуре», – отметил в беседе с КО Юрий Рыжов, начальник отдела ИТ-инфраструктуры PepsiCo в странах СНГ (за исключением России). В свою очередь, залогом надежности такой инфраструктуры является эффективное планирование и поддержание в рабочем состоянии процедур восстановления ключевых ИТ-систем в случае массовых сбоев или катастроф. Учитывая, что информационные системы сейчас являются ключевыми в вопросе функционирования бизнес-процессов компании, то они должны быть надлежащим образом защищены для того, чтобы не допустить их остановку, рассказал г-н Рыжов, говоря о предпосылках инициативы.
PepsiCo занимает ведущие позиции на украинском рынке продуктов питания и напитков
Работы по основной площадке (работы по созданию основной площадки?) компании в Николаеве начались в конце 2008 г. с привлечением консультантов Integrity Systems (integritysys.com.ua/success-cod/sandora-cod/). Проекту предшествовало заключение соглашения PepsiCo и PepsiAmericas о совместной покупке 100% акций «Сандора». Тогда были решены следующие задачи:
-
консолидация серверного оборудования, приложений и подсистемы хранения данных – для обеспечения высокой надежности, производительности ИТ-сервисов, а также повышения утилизации аппаратных ресурсов;
-
организация кластерных систем для наиболее критичных сервисов – для гарантии их непрерывной работы;
-
организация централизованной системы резервного копирования – для защиты данных даже в случае их умышленного уничтожения или изменения.
Ранее для сокового бизнеса было разработано решение по восстановлению систем в случае аварии в течение суток, однако для молочного бизнеса это неприемлемо в силу того, что срок хранения молочной продукции составляет считанные дни, и в случае задержки отгрузки, продукцию придется списать и утилизировать. Как результат, руководством PepsiCo было принято решение максимально защитить ИТ-инфраструктуру объединенной компании от простоев.
Собственно говоря, цель проекта состояла в том, чтобы наиболее бюджетным образом обеспечить полноценную катастрофоустойчивость ключевых сервисов компании. К ним относятся ПО «1С:Предприятие» (у PepsiCo стандартом выступает система управления ресурсами SAP ERP, однако на постсоветском пространстве было принято решение оставить используемые решения «1С») и связанные сервисы «Галактика ERP», Active Directory, Remote Desktop Services, а также часть виртуальных машин.
Схема решения: основная площадка (Николаев) и резервная площадка (Киев)
Проект был реализован совместными усилиями специалистов PepsiCo и Integrity Systems в очень короткий срок. Так, с момента проведения анализа имеющейся инфраструктуры и определения временных рамок восстановления систем до момента запуска новой системы прошло всего 6 месяцев. «За этот срок были разработаны процедуры резервного копирования и восстановления данных, а также систематических проверок восстанавливаемости служб из копий в случае сбоев, – рассказал Юрий Рыжов. – В результате создан программно-аппаратный комплекс, который наряду с набором организационных мероприятий позволяет автоматизировать процесс восстановления данных из резервных копий и проверки их работоспособности».
Продукция HP выступает стандартом по серверному оборудованию в компании. «Оборудованием данного поставщика оснащена основная площадка, на которой располагаются все критичные для бизнеса информационные системы, и, конечно же, выбор аппаратного обеспечения для резервной площадки был предопределен», – подчеркнул г-н Рыжов.
Система была реализована частично на уже имеющемся оборудовании, что позволило снизить инвестиционные вложения на дополнительные компоненты. Для распределения нагрузки активными узлами являются обе площадки, что позволяет восстановить работоспособность всех информационных систем в случае отказа одной из них.
Перед запуском резервной площадки была произведена оптимизация ИТ-инфраструктуры основного ЦОД. Сейчас здесь два лезвийных шасси HP BladeSystem с7000 (c 20 серверами), которые идеально подходят для консолидации серверного оборудования, две системы хранения данных HP EVA StorageWorks 4400 (со 130 дисками) в качестве централизованной дисковой подсистемы, ленточная библиотека HP MSL 2024 под управлением программного обеспечения HP Data Protector в качестве системы резервного копирования, а также раздельная сетевая инфраструктура для лезвийных корзин – коммутаторы Ethernet HP ProCurve и Brocade Fibre Channel, обеспечивающие взаимосвязь с локальной сетью компании и сетью SAN (Storage Area Network). Наконец, в качестве платформы виртуализации выбор PepsiCo пал на систему Microsoft Hyper-V, уже доказавшую свою состоятельность (по оценкам «Майкрософт Украина», более 50% новых серверов в нашей стране виртуализированы именно с использованием Hyper-V).
Юрий Рыжов: «Реализация проекта позволяет гарантировать надежную защиту наших информационных систем, что подтверждается успешным тестированием решения. Даже в случае выхода из строя одной из серверных площадок бизнес сможет продолжать функционировать»
Для резервной площадки были взяты те же лезвийные шасси с7000, конвергентные сетевые модули HP Virtual Connect FlexFabric для подключения к Fibre Channel SAN и Ethernet (далее еще будет iSCSI), а также СХД 3Par Storeserv 7200. Последняя была выбрана по объективной причине очень динамичного роста корпоративных данных. К тому же не исключается дальнейшая M&A-активность PepsiCo. Поскольку EVA-системы уже не справляются (6 лет для них – солидный срок), вскоре планируется их замена на 3Par Storeserv 7200 и на основной площадке.
Как рассказал представитель PepsiCo, основной трудностью для участников проекта стала первоначальная передача большого объема данных на уделенную площадку. «Для выхода из ситуации мы временно расширили пропускную способность наших междугородних каналов связи, а также разработали процедуру, позволяющую передавать данные частями с одновременной гарантией наличия резервных копий на основной площадке», – отметил г-н Рыжов.
Сервисное сопровождение решения и поддержка на месте эксплуатации будут осуществляться непосредственно сервисным подразделением компании HP в Украине на основе четко прописанных уровней SLA.
Как сообщил представитель PepsiCo, теперь в планах – повышение функциональности резервной площадки и обеспечение катастрофоустойчивости остальных сервисов с минимальными показателями времени простоя (RTO) и времени потери данных (RPO).
Про DCIM у забезпеченні успішної роботи ІТ-директора