Panasonic Lumix DMC LC-1: ностальгия по пленке
20 сентябрь, 2004 - 23:00Андрей Турцевич
Вот уже несколько десятилетий аналитики фотоиндустрии констатируют повышенный спрос на дальномерные 35миллиметровые фотоаппараты со сменной оптикой. Удивительно, но современные зеркальные камеры с интеллектуальным экспозамером, скоростной автофокусировкой и возможностью серийной съемки не сумели полностью вытеснить класс устройств, часто лишенных даже механизма автоперемотки. Именно за сочетание надежной конструкции, точной оптики и исключительной простоты управления ценятся дальномерные 35-миллиметровые системы. Пожалуй, ориентируясь как раз на эти аппараты, тандем Leica--Panasonic создавал новый элитный цифровик.
Каждая из компаний поставляет свою версию аппарата: Leica -- Digilux 2, Panasonic
-- Lumix DMC LC-1. Однако, судя по техническим характеристикам, речь идет об одном
и том же устройстве. Мы протестировали версию от Panasonic.
Panasonic
Lumix DMC LC-1 |
Матрица
|
CCD, 2/3"
|
|
Млн. пикселов
(всего/эффективных) |
5,2/4,9
|
Максимальный
размер кадра |
2560x1920
пикселов |
Объектив (эквивалент
для пленочных 35 мм камер) |
28--90 мм
|
Zoom (оптический/
цифровой) |
3,2х/3x
|
Минимальная
дистанция фокусировки (обычный/макрорежим) |
0,6/0,3 м
|
Светочувствительность
матрицы (экв. ISO) |
Авто, 100, 200,
400 |
Баланс белого
|
Авто, ясно,
облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручной
|
LCD-монитор
|
2,5", 211
тыс. пикселов |
Память
|
SD/MMC, в комплекте
SD 16 MB |
Форматы файлов
|
RAW, JPEG, M-JPEG
|
Габариты (ШxВxГ)
|
135x82x103
мм |
Масса (без аккумулятора
и карты памяти) |
705 г
|
Ориентировочная
цена |
$1400
|
Предоставлен
|
MTI: тел. (044)
458-3434 |
+
Великолепное исполнение корпуса; качественный светосильный объектив с ручным
зумом; простая и продуманная система установки экспопараметров; высокая
четкость изображения; наличие гистограммы в реальном времени |
-
Отсутствие оптического видоискателя и подсветки автофокуса; слабый макрорежим;
высокая цена |
!
Высококлассный, но дорогой цифровик с несменной оптикой для творческой съемки
|
По дизайну данная камера действительно очень напоминает "Лейку" 70--80
х годов прошлого века: прецизионно исполненный металлический корпус-параллелепипед
с отделкой "под кожу", с верхним диском установки выдержки, кнопкой
Спуск, расположенной рядом, и пристыкованным почти по центру объективом,
с рифлеными кольцами выбора диафрагмы, трансфокации и наводки на резкость. Впрочем,
внешность обманчива -- в LC-1 объектив закреплен намертво, а значит, воспользоваться
преимуществами сменной оптики, увы, не удастся.
Конструкция и особенности работы
|
Разъемы для подключения кабеля
передачи данных, сетевого адаптера и электронного спускового тросика имеют
общую крышку
|
После включения аппарат довольно быстро
готовится к работе -- все-таки механический зум не требует времени на выдвижение
объектива. Задержка срабатывания затвора минимальна, качество исполнения механически
сопряженных частей аппарата выше всяких похвал -- диск выдержек и кольцо диафрагм
имеют четкую индикацию, удобно перемещаются и хорошо фиксируются в промежуточных
положениях.
Очень удачна конструкция дверцы отсека внешней памяти, которую невозможно открыть случайно. Зато, сдвинув ее, легко извлечь карту (используется SD/MMC). Сходной дверцей закрыты и электрические разъемы. Удобно, хотя и стандартно, спроектирован отсек питания -- ионолитиевый аккумулятор емкостью 1400 мА•ч вставляется снизу в специальное углубление, где сразу фиксируется, после чего закрывается пластмассовой крышкой, имеющей поворотный замок.
Раз уж мы заговорили об аккумуляторе, нельзя не отметить, что с энергосбережением у аппарата все в норме: одной зарядки хватает на получение сотен кадров при самых жестких условиях съемки. Кстати, зарядное устройство батареи одновременно является и сетевым адаптером, что особенно удобно при транспортировке LC-1. Приятно подчеркнуть, что в комплектацию камеры, кроме двух вышеназванных аксессуаров, необходимых кабелей и ПО, входят защитный фильтр для объектива, бленда с отдельной крышкой и даже электронный спусковой тросик, которого у многих цифровых камер нет в принципе.
Визирование и наведение на резкость осуществляются по электронным дисплеям -- либо по основному внешнему, либо по дополнительному, встроенному в окуляр видоискателя. Конечно, настоящего профессионала вряд ли удовлетворит такая альтернатива оптическому видоискателю, отсутствующему в аппарате, но разработчики частично компенсировали этот недостаток, снабдив камеру очень большим (2,5-дюймовым) внешним TFT-дисплеем, отображающим границы кадра со 100%-ной точностью. Мы были приятно удивлены его высоким качеством по всем параметрам, начиная от цветопередачи и заканчивая способностью отображать четкую картинку при ярком солнечном свете. Понравилось и то, что экран хорошо просматривается под разными углами. По сравнению с ним менее четкий и более темный окулярный дисплей выглядит излишеством и полезен только для экономии питания, так как имеет меньшее энергопотребление.
Система объектив-матрица
Отличной оценки заслуживает оптика аппарата -- одной надписи "Leica
DC Vario-Summicron" на объективе достаточно, чтобы почитатели этой легендарной
марки пришли в восторг. И неудивительно: при светосиле 1:2,0--2,4 и диапазоне
зумирования от 28 до 90 мм (в эквиваленте для 35 миллиметровых камер) объектив
сочетает высокую резкость с красивым размытием в зоне расфокусировки, натуральный
контраст с естественной цветопередачей. Впрочем, конечный результат -- четкое,
насыщенное и детализированное изображение -- достигается как за счет качественной
оптики, так и благодаря новой технологии обработки данных Panasonic Venus Engine,
использующей при формировании яркостной картины не только зеленые, но также красные
и синие компоненты цветности, что обеспечивает точную фиксацию детализированного
светового рисунка, создаваемого объективом. Снимки очень реалистичны, в них присутствует
объем, хорошо передаются плавные цветовые переходы.
Вместе с тем, сравнивая их с изображениями, получаемыми другими аппаратами, нетрудно выявить в кадрах, сделанных LC-1, некоторые индивидуальные особенности, такие, например, как повышенный контраст. В ряде сюжетов это выглядит весьма привлекательно, напоминая об оптике с качественным просветлением, в других случаях появляется ощущение, что сенсор камеры имеет несколько суженный динамический диапазон, -- нам не раз приходилось использовать функцию
Тень/подсветка в Photoshop для проработки деталей в тенях перед выводом снимков на печать. Установки баланса белого почти всегда позволяют добиться правильной цветопередачи как при естественном, так и искусственном освещении, хотя снимки, полученные при свете ламп накаливания, несколько желтят, а в режиме
Облачно на теневых участках иногда заметна избыточность малинового.
Что касается цифровых шумов, то они присутствуют в умеренном объеме на фото, сделанных при любой чувствительности, -- даже при ISO 100 (минимум) на теневых участках имеется мелкое разноцветное зерно, впрочем, практически незаметное на отпечатках. В целом система шумопонижения аппарата понравилась: при ISO 100, хотя и не идеальное, но достаточно чистое изображение, при большей чувствительности шум возрастает, но в сравне-нии с другими камерами часто менее заметен. Конечно, снимать желательно при минимальном значении ISO, чему благоприятствует наличие светосильного объектива. Возможности открыть диафрагму до F2,0 достаточно, чтобы фотографировать широкоугольником в сумерки или в светлом помещении с рук, не увеличивая чувствительность матрицы. Высокая светосила на длинном фокусе также полезна: на портретах, например, она позволяет получать мягкий размытый фон с плавными градиентными переходами. Вот только фокусного расстояния 90 мм маловато для съемки крупных планов -- геометрические искажения при фотографировании с близкого расстояния изменяют форму лица. Не очень хорошо приспособлен объектив и для макросъемки -- минимальная дистанция фокусировки 30 см, при этом кадр заполняется объектом, не меньшим цветка подсолнуха.
Управление и функции
На корпусе устройства оставлен минимум рычагов и дисков, но в отличие от пленочной дальномерки при работе с цифровым аппаратом приходится управлять целым рядом дополнительных параметров, таких как баланс белого, контрастность или разрешение кадра. Все эти переключения выполняются через меню камеры с помощью джойстика и кнопок, что, безусловно, не способствует концентрации фотографа на объекте съемки. Далека от идеальной и фокусировка объектива -- автофокус (не имеющий подсветки) начинает подводить при плохом освещении, и тогда приходится переходить в ручной режим. Большим достоинством данной модели является то, что при вращении кольца наводки на резкость на дисплее автоматически включается увеличенный в три раза центральный фрагмент кадра, позволяя точно и быстро сфокусироваться на нужный участок. Однако стоит отпустить кольцо фокусировки, как фрагмент гаснет, отвлекая от работы, -- производители забыли, что при творческой съемке выбор резкой зоны часто выполняется перемещением самого аппарата.
Необходимо также отметить опцию просмотра гистограммы в реальном времени, наличие таймеров автоспуска, функцию экспокоррекции и эксповилки, режимы съемки с разной насыщенностью и повышенной четкостью, возможность записи файлов в различных форматах (как JPEG, так и RAW), удобную функцию быстрого просмотра с дискретным масштабированием при увеличении.
Встроенная вспышка спрятана в корпусе камеры и переводится в рабочее состояние нажатием отдельной кнопки. Самое интересное то, что у блица не одно, как обычно, а два рабочих положения: полностью выдвинутое и под наклоном 65° к оптической оси объектива. Именно в последнем состоянии удается достичь мягкого заполняющего освещения при фотографировании в помещении. Камера снабжена также горячим башмаком для установки внешней вспышки.
К сожалению, цена устройства в сравнении с цифровыми камерами, имеющими аналогичные возможности, заметно выше. Впрочем, за красный кружок с надписью "Leicа" на Digilux 2 придется заплатить еще больше.