IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 2

9 октябрь, 2018 - 15:51Леонід Бараш

Вторую часть выступления Франк Генс посвятил технологиям, ИТ-организациям, производителям и сообществу.

Итак, о технологиях. Будет ли сюрпризом для кого-нибудь, если назвать основной технологией во второй главе облако? Вряд ли. Вы знаете, облако стало очень важным, и, наверное, каждый понимает, что сегодня облако действительно является платформой для технологических инноваций. Если вы не используете облако, вы оказываетесь изолированными от цифровых инноваций. Но что интересно относительно облака. В последующие несколько лет мы будем сдвигаться к тому, что называется Cloud 2.0. Это новое облако, не полностью, конечно. Скорее, здесь есть элементы маркетинга, но это определенно будет развиваться и развиваться несколькими важными путями. Один из них, это, конечно, стать более масштабным. К 2021 г. корпорации собираются тратить примерно в два раза больше — полтриллиона долл. или больше в год на облачные технологии. Эта тенденция будет развиваться с пиковым значением более 20% в год в течение следующих нескольких лет.

IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 1

Что является более интересным с точки зрения технических возможностей и что отличает облако, это способность делать в последние 10 лет следующие три вещи. Мы обычно думаем, что когда кто-то собирается перейти в облако, то он переходит к одному из таких гипермасштабируемых ЦОД, как salesforce.com, Amazon или Google, и это все. Но когда мы начинаем смотреть, то большинство из основных провайдеров анонсирует возможность взять что-либо из стека программ из их центров и развернуть вне устройств, вне границы. Основной причиной для этого является IoT. Сети являются медленными, они могут быть дорогими. Известно, что у Microsoft есть Azure Stack, у Amazon — веб-сервисы AWS, у IBM — IBM Cloud Private Oracle предлагает Cloud at Customer. Идея в том, чтобы облако было вашим соседом, было рядом с вашей работой. И это важно, потому что это является причиной того, что если есть некоторая рабочая нагрузка или некоторые приложения, то люди говорят, что облако не будет работать, потому что будут большие задержки или сети будут стоить дорого, и мы не можем перейти в облако, оно должно прийти к нам. Хорошо, предположим, что оно приходит. К 2021 г. около 20% облачного стека и оборудования будут на границе.

Другое важное изменение — облако собирается стать все более специализированным. Что здесь имеется ввиду? Известно, что облака первого поколения были построены на процессорах общего назначения Intel x86. И если необходимо решать задачи общего назначения, то они с этим хорошо справляются. Но если необходимо решать специальные задачи, требующие высокопроизводительных вычислений, прорисовывать графику или применить методы ИИ, процессоры общего назначения с ними плохо справляются. И мы начинаем видеть, что все облачные провайдеры начинают предлагать высокоспециализированные вычисления. Заказчик может арендовать графические процессоры, которые активно используются для задач ИИ, у Google есть конфигурации, которые разрабатываются для поддержки ИИ, называемые блоком обработки тензоров, Amazon анонсировала технологию, называемую FPGA. Известно, что это дает разработчикам возможность действительно создавать в процессорах микрокод на заказ. Таким образом получают высоко оптимизированные устройства для финансового моделирования, для обработки изображений и других специализированных задач. Имеется целая индустрия стартапов в каждой из этих специализированных областей. Главное здесь то, что заказчики говорят, «хорошо, облако не может сделать то, что мне нужно, или сделать недостаточно хорошо. Тогда зачем мне облако, если я сам могу сделать это наилучшим образом». Мы полагаем, тем временем, что к 2021 г. не менее 15% вычислений будут выполнены на специализированных процессорах. И последнее, но не по значению. Не будет большим сюрпризом известие о том, что большинство предприятий собирается стать мультиоблачными. Таких предприятий уже насчитывается около 75%.

Сегодня среднее число облачных сервисов, которые используются предприятиями, около четырех, и около 20% предприятий используют десять сервисов. IDC прогнозирует, что к 2021 г. половина или более предприятий будет использовать десять или более облачных сервисов. И число таких предприятий будет расти.

Когда мы думаем о возможностях ИТ-индустрии, то мы видим, что их огромное количество. Есть компании, которые могут помочь заказчикам не только предоставлением того или иного облачного сервиса, но действительно помочь им решить проблемы, к примеру, в интеграции, в управлении. Не нужно, при этом, думать об Amazon или Google, о Microsoft или Salesforce.

Другая группа технологий, из которой вы хотите использовать каждую понемногу, уже запущена вне облака. Наиболее интересной из них является ИИ, и ИИ не является только одной вещью, как можно увидеть. Это множество вещей. Это общие сервисы, такие как машинное обучение, и специальные сервисы, такие как обработка изображений или распознавание образов, обработка речи.

По прогнозам IDC в несколько следующих лет около 40% всех этих проектов цифровых трансформаций будут использовать сервисы ИИ не из облака. Это довольно быстрый рост, поскольку еще три года назад об ИИ мало кто знал.

Что еще интересно, что речь идет не только о новых, но и об обновленных уже существующих вещах, которые мы получим к 2021 г. Около ¾ и, возможно, более наших наиболее популярных корпоративных приложений, таких как ERP, CRM и HRM и другие этого типа, будут включать ИИ-сервисы. Это изменит жизнь всех игроков в индустрии, и нужно быть к этому готовыми.

IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 1

Как уже было упомянуто раньше, эти технологии гипергибких приложений являются крайне важными. Теперь является обычным, что глаза людей тускнеют, когда используются такие термины, как контейнеры, функции-как-сервис, микро-сервисы, API, жизненный цикл, менеджмент и другие, которые вводят разработчики. Они переопределят, что является приложением, как вы его строите и кто может его построить.

IDC полагает, что к 2021 г. мы увидим все эти вещи в широком использовании. Мы уже начинаем видеть множество предприятий, начинающих использовать эти технологии. IDC верит, что 80% приложений будет разработано на облачных платформах. Мы будем использовать эти технологии. Это интересно, потому что они являются совершенно новыми.

Наконец, блокчейн. Мы не говорим о биткоин, дискуссией о котором все повально увлечены, но действительно блокчейн является распределенным «гроссбухом», распределенной технологией доверия, лежащей в основе биткоин.

Мы видим ответ на критический вопрос: когда вы привлекли всех этих людей, которые не работают на вас, вы пытаетесь использовать их, для того чтобы конкурировать на вашем рынке, и они пытаются использовать вас, как построить доверительные отношения? Наверное, блокчейн будет ключевой технологией для построения таких цифровых доверительных отношений в большом масштабе и на большой скорости. Имеется много сложных технологий для интеграции и внедрения, но IDC полагает, что мы увидим, что 25% крупнейших мировых банков, 30% производителей и около 20% учреждений здравоохранения интегрируют блокчейн хотя бы с одной из их основных продуктивных систем к 2020 г. Если говорить об этих технологиях, то они станут очень важными. Однако другие не уйдут со сцены, они станут более стратегическими. Скорее всего, основная перспектива здесь такова. Если будущее предприятия во все большей степени цифровизирующейся экономике основывается на том, как хорошо оно внедряют цифровые инновации, и модель для внедрения будет основываться на использовании контактов со множеством цифровых новаторов, то можно согласиться с одной вещью — сегодняшние ИТ-организации не являются очень хорошими. Множество вещей требуются для того чтобы, чтобы это случилось.

Затем докладчик перешел к краткому описанию модели, которую команда IDC по ИТ-стратегии построила, своего рода описание, как должна выглядеть современная ИТ-организация в эру многочисленных инноваций. На высоком уровне компании, которые хотят цифровых инноваций в своей индустрии, не собираются делать это самостоятельно, а наладить контакт с теми, кто это уже сделал, например, в розничных продажах, в здравоохранении или в другой индустрии, и воспользоваться их опытом. Модель, которую построила команда IDC, называется DX, или модель платформы цифровой трансформации. И хотя она является концептуальной на высоком уровне, но все же несколько ближе к тому, что мы называем опытом и возможностями, что является важным.

Эта модель выдвигает ряд атрибутов. Один из них — это новые ИТ-организации, которые собираются уделять пристальное внимание данным. Что это значит? Один из аспектов этого заключается в том, что компания не только обрабатывают свои собственные данные, но она собирается обращать пристальное внимание на внешние источники данных, которые являются важными для возможности компании доставлять цифровые сервисы и внедрять цифровые инновации.

IDC недавно сделала опрос предприятий о их стратегии в отношение данных, и около 80% опрошенных согласились с суждением, что способность получать важные внешние данные будет ключевой составляющей конкурентного преимущества в их индустрии, а около 25% из них уже тратили более 1 млн. долл. в год на получение данных из внешних источников. И вы можете поверить, что эти два последних показателя будут расти — будет увеличиваться количество таких предприятий и денег, потраченных на внешние данные. Те, кто рассматривает ИИ, знают, что исследования в этой области сосредоточены на улучшении производительности алгоритмов. Они разбиваются на две группы. Одна группа разработчиков занимается тонкой настройкой алгоритмов, чтобы получить лучшие прогнозы, а другая стратегия заключается в добавлении дополнительных источников данных, на которых работают существующие алгоритмы. Добавление большего количества различных данных существенно улучшает производительность ИИ. Это является важной частью датацентрической стратегии.

Предприятия собираются использовать большие объемы внешнего кода. Более того, они уже это делают. Они также собираются уделить большое внимание и собственному коду, который они используют в своем бизнесе, сервисах и конкуренции. Большая часть этого кода будет относиться к ИИ-алгоритмам. Но мы также видим, что многие из них уже начинают использовать свои собственные ИТ и разбивать их на микросервисы, разбивать их на функции. Таким образом, они способны свой код, свою интеллектуальную собственность подключить к цифровой цепочке поставок и дистрибуторской сети.

Если говорить о разработчиках, то докладчик выразил уверенность, что все, вероятно, знают, что об этом говорят почти каждую неделю. Все видят, что большая часть новых предприятий или некоторые из большинства недавно созданных, анонсировали, что их команды занимаются новыми моделями гибкой разработки, которые станут основными. Самые большие предприятия в каждой индустрии начинают реструктурирование своих команд разработчиков, преобразуя их в небольшие легко перестраивающиеся команды.

IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 1

Два других пункта, которые касаются связи с внешним миром: 80% технических специалистов собираются привлечь из внешних источников. Языком для коммуникаций в этом мире многочисленных инноваций, конечно, является API. Таким образом, главное внимание уделяется навыкам и инструментам для управления API.

Итак, IDC прогнозирует, что к 2021 г. не менее 60% предприятий значительно продвинутся на пути к цифровой платформе, DX-платформе. Если посмотреть на квартальные доходы основных ИТ-производителей за последние четыре—пять лет, то они сообщают о росте доходов при переходе из старого мира в новый мир.

В чем идея многочисленных инноваций? В том, что возможность для предприятий конкурировать тесно связана с тем, как хорошо они могут взаимодействовать со всеми техническими специалистами, которые не работают на них. Вероятно, не будет сюрпризом, что мы видим, что ИТ-производители объединяются вокруг трех главных позиций, которые IDC рассматривает как платформы. Они являются своего рода средством, с помощью которого можно построить эффективные связи со всеми большими экосистемами технических специалистов, которые не работают на вас.

Чем являются эти платформы? Перед объяснением докладчик сказал, что снимает шляпу перед людьми, которые строят инфраструктуру: серверы, СХД, коммутаторы, разворачивают сетевые сервисы. Когда речь идет об облаках и платформах, эти производители приходят к нему и спрашивают, где мы на этой схеме? Обычно он отвечает, что не имеет значения, какая платформа или облако в основании стека. Имеются реальное оборудование, реальные сети, и роль производителей остается очень важной в индустрии.

Существуют действительно крупные провайдеры платформ горизонтальных ИТ-сервисов. Имеются ввиду IaaS и PaaS. Последние включают БД, инструментальные средства разработки, аналитику, ИИ, блокчейн-как-сервис.

IDC уже говорили, что AWS и Microsoft являются хорошей ставкой в борьбе за лидерство на этом ограниченном рынке. IDC полагает, что на нем имеется место для, может быть, трех или четырех игроков глобального масштаба. Здесь конкурируют Google, IBM, Oracle, и, что интересно, Alibaba, имеющая сильные позиции в Китае, но собирающаяся выйти на глобальный рынок. Когда пыль осядет через два или три года, мы получим возможность сказать об этом несколько больше.

Такие компании, как SAP, Oracle и другие, у которых есть портфель приложений, пробуют построить платформы на основе своих портфелей, чтобы привлечь разработчиков и построить больше приложений, расширить их, сделать их более вертикальными, многоязычными, чтобы распространять их в разных странах, где есть регуляторные требования. Это большая война платформ, и она только начинается. Очевидно, что Salesforce.com давно конкурирует как платформа. Компания получила некоторое преимущество на старте, но наблюдая за этим сегментом можно сказать, что в нем еще есть место и для других игроков.

IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 1

Известно, что люди, занимающиеся приложениями, собираются установить партнерство с двумя, тремя или более мегаплатформами. Они не слишком заботятся о том, чья инфраструктура лежит в основании, это не проблема для них. Они могут быть партнерами многих платформ.

Третья и последняя платформа производителей является несколько необычной платформой, которая многими людьми таковой не считается. Многооблачность приводит к тому, что у заказчиков умножаются проблемы. К 2020 г. половина заказчиков будут иметь десять и более облаков. Как, черт побери, они собираются все это интегрировать, как они собираются быть способными управлять всем этим согласованно? Есть компании, которые являются...

Выступающий заметил, что традиционно он выполнял роль интегратора и администратора и работал со многими моделями облаков. Тогда это называлось не слишком элегантным именем «платформа мультиоблачной интеграции и менеджмента». И это является видом необычной смеси игроков, потому что ни один реально не управлял этой платформой. Есть крупные глобальные системные интеграторы, к примеру, IBM, Accenture, Deloitte, есть телекоммуникационные компании, такие как Verizon, British Telecom или AT&T, являющиеся интеграторами сетевых сервисов. У них есть, конечно, какие-то устремления, поэтому не будет сюрпризом увидеть их попытку подняться наверх стека. Появятся компании, которые обычно конкурируют с их платформами и мегаплатформами. Rackspace сказала, что она не может конкурировать, но будет помогать вам управлять облаками Google, Amazon или Microsoft.

Есть целый ряд различных компаний, и во многих из них большая интенсивность труда, однако у них нет платформ. С другой стороны, компании, которые имеют много платформ на низком уровне или на сетевом уровне. Итак, есть большой объем работы в этой области.

IDC недавно сделала прогноз всех затрат, относящихся к облаку, включая все сервисы, частные облака. И возможность помочь заказчикам интегрировать и управлять мультиоблаками в следующие три—четыре года оценивается в 0,5 трлн. долл. Это вторая из самых больших возможностей после публичных облаков.

Таким образом, наблюдая этот сегмент, можно добавить четвертую платформу, с точки зрения интереса, потому что это не ИТ-производитель, это не ИТ-индустрия, но докладчик включил ее, потому что все заказчики в каждой другой индустрии также строят платформы и сообщества на основе данных, разработчиков, кода и новых сервисов для автомобильной и фармацевтической индустрий, для индустрий розничных продаж, развлечений и т. п. IDC называет это индустриальными облаками. И что в действительности в них происходит? Каждая из индустрий, глядя на то, что происходит в eBay, Amazon, Google и Facebook, говорят, давайте сделаем это также и в наших индустриях.

Любое предприятие, которое не думает о том, может ли оно быть платформой, быть центром в эре цифровых инноваций и в своей индустрии, должно задать себе этот вопрос.

Затем выступающий представил короткую версию третьей главы, потому что неизбежно всякий раз, когда он говорил людям, хорошо, есть три главы в этом сценарии, и вторая глава — это середина того, что нам нужно знать, то каждый спрашивает, хорошо, а что такое третья глава?

IDC: «Как будет развиваться ИТ-индустрия. Прогнозы». Часть 1

То, что наступит, IDC называет главой автономии. Она начнется в 2022 г. и будет продолжаться до 2027 г. Это будет время автономных инноваций. IDC ожидает, что к 2027 г. 10% кодирования будет выполняться ИИ, мы увидим новые архитектуры вычислений, способные поддерживать более высокий уровень ИИ, и, конечно квантовые вычисления, которые станут существенной частью общей картины. Появятся гибридные классические и квантовые архитектуры, которые будут применяться для 25–30% задач. Вскоре появятся чисто квантовые вычисления. Другие вещи, которые мы увидим, это использование блокчейн к 2027 г. Это позволит появиться распределенным рынкам и распределенной экономическим цепочкам, которые, которые совместно могли бы решать задачу высокоагрегированных базирующихся на облаке рынков, подобных Amazon, eBay и Google. Труднее будет построить доверительные компьютерные сети, поскольку атаки становятся бизнесом. Мы определенно увидим большее использование технологий, интеграцию цифровых технологий и нейронных сетей, улучшенные протезы, можно будет улучшать зрение, слух и мобильность. И наиболее спорная вещь, как ИИ и все эти технологии повлияют на нашу работу. IDC прогнозирует, что к 2027 г. не менее половины существующих видов работ либо устареют, либо радикально трансформируются. Это случится не завтра, это дорога длиною 10 лет.