Oracle и NetSuite созданы друг для друга

10 август, 2016 - 11:25Александр Черников

В предыдущем материале мы рассказали о любопытном явлении в области корпоративного ПО – выращивании компании впрок, так сказать, на вырост. «Инкубационный период» NetSuite под присмотром Oracle продолжался 18 лет. В этом блоге речь пойдет о синергии Oracle и NetSuite, положении последней на бирже и ее позиции в сегменте, а также об облачных заботах самой Oracle и ее политике в этой области.

О синергии Oracle и NetSuite

Oracle co-CEO Марк Хард (Mark Hurd) назвал продукты Oracle and NetSuite «комплементарными облачными приложениями».

Oracle и NetSuite – воссоединение любящих сердец

Марк Хард – «Облачные приложения Oracle и NetSuite отлично дополняют друг друга и будут сосуществовать на рынке всегда. Мы намереваемся серьезно инвестировать в оба продукта, в их разработку и продвижение»

В качестве отдельной компании, по масштабам значительно меньшей, чем Oracle, NetSuite, по сути, была одной из тех, кто вдохнул жизнь в облака в начале их развития. Со своей стороны, Oracle также в последние годы старалась перейти к бизнес-модели «all-cloud».

Добавление NetSuite, с ее подписными моделями вычислений по требованию (on-demand computing), конечно, поможет на этом фронте и даст Oracle дополнительную силу в сражении за доход в облачных вычислениях.

«Oracle, как и любой облачный вендор, стремится увеличить свои подписные доходы. NetSuite приносит ей почти $800 млн. годового дохода и занимает все большую долю на рынке», – сказал Рей Ван (Ray Wang), аналитик и основатель Constellation Research. – «Кроме того Ларри Эллисон предпочитает держать NetSuite в семье, чтобы избежать вторжения конкурентов на рынок Oracle».

Наиболее верно скорее последнее. NetSuite видала и лучшие времена. Ее старт на New York Stock Exchange 20 декабря 2007 г. был более-менее удачным. Компания получила тогда $26 за акцию и заработала $161 млн.

Но затем последовала долгая и мучительная борьба за выживание. Был период, когда стоимость акций NetSuite опускалась ниже $10. Понадобилось три года, чтобы она восстановила утраченные позиции и начала набирать ход. Восхождение (даже по небольшой экспоненте, т.е., с ускорением) продолжалось вплоть до 2014 г.

Затем в облачных ERP произошел очередной пересмотр представлений, и как-то вдруг оказалось, что NetSuite уже не на первых ролях. Эллисон еще два года наблюдал за тем, как она теряет позиции, и, когда стоимость акций упала более чем вдвое, со 110 до 55 долл., решил, что пора вмешаться, – и снова акции NetSuite преодолели 100-долларовый рубеж.

Oracle и NetSuite – воссоединение любящих сердец

Это как раз то, что называют «синергией». Oracle всегда была не прочь заполучить NetSuite, – но не по 100 же долл. за акцию! Теперь по существенно меньшей цене она получит целый букет хорошо отлаженных решений и большую клиентскую базу. Для NetSuite переход под крыло Oracle означает окончание тяжелой битвы с конкурентами новой волны. NetSuite получит выгоду за счет глобального масштаба Oracle и ее технических активов

NetSuite очевидно поможет Oracle заполнить «разрывы в облаках» за счет своих вертикальных решений в производстве, розничных продажах, торговле и профессиональных услугах, – во всех этих направлениях Oracle все еще предлагает on-premise решения.

Oracle и NetSuite – воссоединение любящих сердец

Довольно нетривиальная задача – отыскать NetSuite в квадрантах Gartner. Например, компания номинируется не более как поставщик отраслевых облачных решений для Digital Commerce. Однако она хорошо позиционирована, и для Oracle это – дополнительный козырь в борьбе с IBM и SAP

Облачное положение и облачная политика Oracle

«Облако», в его общем определении, – уже многомиллиардный бизнес для Oracle. Однако, прикладное облачное бизнес-ПО в последнем финансовом квартале принесло ей только 6,5% общего дохода. В июне Oracle официально сообщила, что ее доход от облачного ПО и сервисов составил 8% общего дохода.

Как и ее конкуренты, такие как SAP, Amazon.com и Microsoft, Oracle сегодня сосредотачивается на перемещении бизнеса к облачной модели, вместо традиционной борьбы за продажу лицензий на ПО. Oracle настойчиво пытается разрабатывать и продавать все больше облачного ПО, состязаясь с такими типично облачными компаниями, как Workday и Salesforce.com. Соглашение поможет этой борьбе.

Это – неплохой ход и на плотном рынке CRM. Salesforce не так давно (2013) подписала 9-летнее соглашение с Oracle о предпочтительности ее СУБД для своих решений. Решения NetSuite также работают на базе продуктов Oracle, но в более легком сегменте. У Oracle теперь будет самая большая инсталлированная база облачных ERP+CRM клиентов, и многие из них – меньшие фирмы, где у нее ранее не было сильного присутствия.

Если NetSuite получила общее признание в облачных решениях для производства, ритейла, коммерции и в профессиональных сервисах, то репутация Oracle в облаке все еще недостаточна. Покупая NetSuite, она получает не только облачные активы и навыки, но и «фирму с очень хорошей облачной репутацией», – как сказал аналитик Роб Эндерле (Rob Enderle) из Enderle Group.

Это должно привести к ускорению трансформации Oracle, которую теперь будут рассматривать как намного более сильного облачного игрока. В целом мы можем ожидать большей рационализации облака, поскольку облачный рынок продолжает созревать и готовится к очередному, – возможно, финальному, – перераспределению между крупнейшими игроками.

Oracle и NetSuite – воссоединение любящих сердец

Тут уместно отметить, что в июне Oracle вывела на рынок новое семейство процессоров и серверов линейки SPARC S7 (показана младшая двухпроцессорная модель). Представляется весьма вероятным, что эти недорогие современные серверы вместе с интегрированным набором приложений NetSuite станут очень заманчивым предложением для растущих SMB компаний многих отраслей промышленности

Oracle также хотела бы идти в ногу с гигантами, включая Microsoft и Amazon.com, которые уже построили свои крупные облачные бизнесы. Во втором квартале Oracle добавила более 1,6 тыс. клиентов к своему SaaS-бизнесу и 2 тыс. клиентов к бизнесу продажи доступа к облачному инструментальному ПО управления приложениями и анализа данных, в рамках «платформы как сервиса», PaaS. Доход ее облачного сегмента увеличился почти на 70%, до $690 млн.

NetSuite находится среди лидеров в предоставлении ПО на основе подписки на вычисления по требованию (on-demand computing). После выхода Microsoft Dynamics AX на Azure, у Oracle не было ничего, что бы она могла предложить в ответ. Покупка NetSuite – способ вернуться в игру, и, в частности, конкурировать также с SAP.

Ларри Эллисон и облако

В 2008 г., на рассвете cloud computing, Эллисон открестился от этого явления, назвав его тогда «маркетинговой тарабарщиной» (Wall Street Journal, июль 2016). Точка зрения Эллисона со временем изменилась, но Oracle существенно отстала в гонке и была вынуждена бороться с «чистыми» облачными компаниями, – такими, как Salesforce и Workday. Oracle также хотела бы идти в ногу с гигантами, включая Microsoft и Amazon, которые уже построили свои крупные облачные бизнесы.

Oracle и NetSuite – воссоединение любящих сердец

Как бы к нему не относились и что бы о нем ни говорили, Ларри Эллисон (17 августа ему исполнится 72 года) остается, возможно, самой харизматичной личностью в IT

Слухи о том, что Oracle купит NetSuite, циркулировали в кулуарах отрасли уже давно. Собственно, Oracle не слишком нуждается в технологиях NetSuite. Oracle «всего-навсего» хочет увеличить свои доходы от cloud computing. В июне текущего года Эллисон сказал, что Oracle может сделать на облаке $10 млрд. – в пику Salesforce.

Однако Salesforce ожидает получить в ее текущем бюджетном году примерно $8,3 млрд. валового дохода, и аналитики считают, что она достигнет рубежа в $10 млрд. в следующем году. Что касается Oracle, то в ее прошлом бюджетном году, который закончился в июне, валовой облачный доход составил чуть менее $3 млрд.

Oracle выращивает эту часть своего дохода очень быстро и ожидает более, чем 65%-ный рост уже в этом году, – сказала co-CEO компании Сафра Кац (Safra Catz). Но все же это – вовсе не $10 млрд. Очевидно, что Oracle нуждается в больших приобретениях для этого. NetSuite, как ожидают, уже в 2017 г. даст $1,2 млрд. дохода и поможет приблизиться к заветному рубежу.

В прошлом месяце, обсуждая на совещании итоги последнего финансового квартала, Сафра Кац отметила, что валовой облачный доход компании составил $860 млн., на 50% больше, чем за тот же период прошлого года, и что облачный бизнес Oracle растет быстрее, чем у Salesforce и Workday.

На том же совещании Эллисон сказал следующее: «Мы построили информационный центр второго поколения, более конкурентоспособный, чем что-либо еще, – с более низкой ценой, лучшей работой, лучшей безопасностью, лучшей надежностью, чем у любого из наших конкурентов. Есть огромный спрос на него, и мы теперь начинаем удовлетворять его».

Тем не менее, Oracle пока все же остается где-то в середине каравана облачных провайдеров, – и позади IBM, Amazon, Google и Microsoft. Основное позитивное отличие между Oracle и другими продавцами – то, что компания строит свой облачный бизнес на собственной СУБД и собственных корпоративных приложениях.

Oracle и NetSuite сотрудничали в течение многих лет, реализуя то, что в Oracle называют «двухъярусной стратегией». Крупное предприятие может развернуть ПО Oracle для себя, но для меньших предприятий и филиалов такие продукты слишком дороги, и они выбирают портфель NetSuite (а теперь, видимо, и серверы SPARC от Oracle).

У SAP также есть подобная стратегия предложения продуктов высокого уровня для более крупных клиентов, – и более простых, менее дорогих решений для меньших компаний. Однако, существенное различие в том, что портфель простых решений SAP не имеет такого высокого уровня разработки и маркетинга, как это характерно для NetSuite. Поэтому объединение Oracle и NetSuite может создать существенные проблемы для SAP.

Последовавшее сразу же за приобретением Salesforce компании Demandware, соглашение Oracle и NetSuite показывает, что титаны корпоративного ПО готовы платить высокую цену, чтобы поставить объединенную платформу для ERP, CRM и торговли. Будет интересно видеть, насколько эффективным окажется этот подход по сравнению со стратегией клиентов, приученных к покупке «лучших в своем классе решений» (best-of-breed solutions).

В заключение следует сказать, что продукты NetSuite в течение последних лет были доступны в Украине, в том числе с поддержкой украинского и русского языков. Теперь предлагавшие их отечественные компании станут непосредственными партнерами Oracle и будут ориентироваться на ее службу поддержки.

Масштаб комплексных решений NetSuite хорошо соответствует отечественному крупному бизнесу, и многим предприятиям можно рекомендовать более внимательно рассмотреть возможность их использования.