Опять ррреволюция, здравствуйте?

13 июнь, 2013 - 13:21Андрей Зубинский

Самые ужжасные рреволюционеры - девочки-подростки. Неиссякаемые генераторы революционных настроений. И действий. Причём революционность в таком возрасте - она очень напоказ, до полного исступления окружающих. А вот действия... Пиком "революционных преобразований" практически всегда становится одно и то же - пробитая под пирсинг бровь, набитая в зависимости от социального слоя или на плече, или на крестце, тату немудрёного содержания, и, наконец, Главное - выкрашенные в розовый цвет волосы. Или в зелёный. Или в фиолетовый. Или во все три цвета сразу. И вот добившаяся  революционных побед пламенная воительница свобод отправляется в свет, на вечерину tm, донести прозябающим во тьме массам Достижения Личной Революции и... И, о ужас, - там, в клубе, ВСЕ ТАКИЕ! И даже тату у них всех набиты одним и тем же мастером с Подола. Который старается не сбивать руку разнообразием сюжетов.

В общем, здравствуйте, все, я вернулся и вовсе не сошёл с ума :)

Так вот, о чём это я. Об индустрии. Которая IT. Она же - "индустрия", она женского рода. И совершенно юная. Как раз примерно в подростковом возрасте. Учитывая её непростой характер, даже некоторую порочность, а также тяготение к подозрительной возне с пожилыми богатыми дяденьками, хихи, - этакая набоковская нимфетка-революционерша, походя мучающая папиков-инвесторов и прочих держателей акций.

И вот у нашей девочки :) случился очередной приступ рреволюционности. Специально и не без удовольствия посмотрел видео с открытия WWDC Apple, чтобы убедиться - да, наша девочка опять делает ррреволюцию.

Революционным было объявлено всё - весь пирсинг, все татушки и новый цвет волос.

Ладно, дело такое. Да и времена такие, что уже смена ценников (на фоне сокращения ассортимента) в ближайшем супермаркете, постепенно трансформирующемся в гастроном, объявляется революцией и вирусным маркетингом распыляется по блогам. Если ты никому не интересен - ничего другого не остаётся, как привлекать к себе внимание, классика дремучего вебдванолья.

Я не хочу отнимать ваше время описанием очередных революционных трансформаций, которые, почему-то, были преподнесены на конференции для разработчиков. Все, кому это интересно, уже всё узнали сами, а кому не интересно - психически здоровые люди, дай бог им здоровья :)

Хочу о другом спросить. Именно спросить. Потому что у меня ответ на этот очевидный вопрос не складывается в голове. Никак. А вопрос настолько постыдно очевиден, что даже завидно становится - как, всё-таки, изящно, гуру вебдванолья умеют обходить стороной минные поля очевидности. Каждому делу нужны соответствующие таланты, да-с.

Так вот.

Я ведь не настолько тёмный в продукции Apple человек, как может показаться. И прекрасно понимаю - всё, что объявлено Революционными Преобразованиями Операционной Системы, весь этот пирсинг, татушки и дивного цвета волосы, - всё это давным-давно было у тех фанатов-пользователей Apple, которым это было надо (сравнивать с другими платформами умышленно не буду, это уже сделано многократно и иногда очень смешно). За счёт сторонних приложений, например. Я не проверял специально, но свято место ведь пусто не бывает, и если что-то в системе для кого-то можно улучшить, - это непременно будет сделано. Точно так же обстоят дела в экосистеме Android, например. Кто-то может это очевидное опровергнуть? Думаю, никто не сможет. Хорошо.

Теперь дополним одно очевидное утверждение и вопрос вторым, не менее очевидным вопросом - а каков вообще процент этих самых фанатов-пользователей? Насколько он значителен? Больше ли их, заботящихся о программной "навороченности" своего гаджета, чем тех, кто просто кое-как пользуется всего лишь частью функций "из коробки"? Здесь тоже не стоит обольщаться, думаю. Все эти заботливые психи, которые что-то там улучшают, добавляют программы (не игрушки), настраивают их, какие-то там "скины" меняют и вообще занимаются всеми этими подозрительно бессмысленными делами, - их ведь очень немного и страшно далеки они от народа. Это тоже факт. Причём тяга к улучшениям и "доработкам напильником" никак не соотносится с профильной квалификацией. Я лично знаю многих профессиональных программистов, например, причём высокого класса программистов, которым в голову не придёт что-то существенно менять в своих телефонах или тратить время жизни на вычурные настройки для улучшения расходного материала. И, наоборот, знаком с людьми крайне далёкими от IT, которые до белого каления доводят всех своих знакомых постоянными проблемами, вызванными копошением "в кишках" своих телефончиков - то у них какие-то чудовищные сторонние прошивки почему-то не работают (о да, это так неожиданно, прошивку ведь разрабатывал сам Паша!, как, ты не знаешь Пашу?, да его же ж все на форуме знают!, ну и так далее), то какие-то кривые программулины выедают батарейку за двадцать минут.

Думаю, пока ни у кого не должно быть существенных возражений.

А теперь третий вопрос. Чем, сугубо своим, именно своей разработки и производства, знаменита Apple? По-настоящему знаменита? Идеями? Они все были до Apple, все до единой. MacOS X? Это не разработка Apple, это NeXT. iPod? Это не разработка Apple, дизайн и конструкция iPod - заказные. iPad? Ну, вот разве что. И то, нового в нём было с гулькин нос, если вообще было. Всё это сомнительной знаменитости. Но есть одно бесспорное. По-настоящему Apple знаменита лояльной аудиторией потребителей её продукции. Это, наверное, самая лояльная аудитория в мире. За такую аудиторию любой бизнесмен отдаст две руки и ногу на съедение любым крокодилам - что там протезы, их купить можно, а такую потребительскую аудиторию можно только выстроить, и только очень умно выстроить, десятилетиями трудов. Такое, короче, не продаётся.

Я вовсе не шучу и не ёрничаю. Гиперлояльная потребительская аудитория - это уникальное явление. Кроме Apple создать такую не удавалось почти никому. Ну, разве что некоторым автомобильным производителям (королевам доступных народу моторов - BMW и Honda), и то, далеко им до Apple, ох как далеко. В IT же - больше никому точно. Аудитория, например, Microsoft - она далека от лояльности, аудитория мобильного конкрурента Apple Samsung вообще какая-то странная, по моему скромному мнению, и больше является аудиторией Google. Редкого аналога Apple - замкнутой программно-аппаратной корпорации Sun, - давно нет. И, кстати, потому и нет, что у неё не было такой мощной гиперлояльной потребительской аудитории. Понимаю, что это - самый уязвимый момент рассуждений, но всё складывается именно так - пообщайтесь с любым "эпплолюбом", и вы поймёте, что перед вами - настоящий и редчайший альтруист-евангелист с горящими глазами фанатика. Как написала бы об этом газета "Красная звезда" - евангелист, за свои деньги насмерть стоящий на рубежах охраны коропоративного величия и благополучия Apple.

И вот мы пришли к моменту, когда надо собрать всё очевидное воедино. С одной стороны - у Apple гиперлояльная аудитория, подавляющее большинство которой с наслаждением и не заморачивая себе голову всеми "улучшательно-революционными пирсингами, татуажем и окраской волос"  пользуется скромной частью функциональности операционной системы iOS. Гиперлояльность означает, что все эти люди полностью довольны тем, что у них есть. С другой стороны, - есть незначительная часть пользовательской аудитории, которая не гиперлояльна. Эта часть остаётся просто очень лояльной, потому что давным-давно нашла решения выдуманных или реальных мелких проблем с операционной системой за счёт сторонних приложений.

Вам ещё не понятно, к чему я веду?

Тогда спрошу открытым текстом - скажите пожалуйста, а для кого, всё-таки,  весь этот ррреволюционный пирсинг, татуаж и окраска волос iOS, которые так рреволюционно были поданы на WWDC?

Я опять ничуть не шучу и не ёрничаю. Это очень серьёзный вопрос, если мы учитываем главную силу Apple - гиперлояльную аудиторию. Потому что именно она-то в этих косметических улучшениях не нуждается, - вот в чём дело.

И вот тут-то, по-моему, кроется главная слабость нынешней, пост-Джоббсовской Apple. Не в отсутствии "инноваций" вовсе. Подлинным  инновациям всегда место в каких угодно областях, кроме потребительской. А в том, что сделанное ни для кого вообще выдаётся за рреволюцию. Это бьёт по лояльности аудитории. Ну, конечно, такой монолит так просто не взять. Но, знаете ли, вода камень точит.

Ну а что в 2013 году корпоративно заниматься моддингом - смешно, об этом уже "в интернете" нашутили за пару дней очень много, я не буду умножать скорбь. Моддинг - занятие для школьников, фанатов и скучающих пенсионеров. А если его называют "дизайном" - ну, бывает, времена сейчас "креативные", когда не важно что "это", важно как "это" и кем названо, хехе.

****

Теперь пару слов о реальных инновациях, а то грустно как-то жить в мире непрерывно окрасивливающихся пиктограмм.

Пока внимание всей передовой общественности привлечено к моддингу, в мире вот какое чудо случилось - компания American Semiconductor анонсировала готовность к серийному производству первого гибкого микроконтроллера, изготовленного по технологии "кремний на полимере". Вот такое чудо:

Опять ррреволюция, зравствуйте?

Контроллер весьма неплох - 8-битовой RISC-архитектуры, с 8 KB (килобайт, килобайт) ОЗУ и периферией, работающий при напряжении питания всего 1,2V. Поставки начнутся уже в октябре. И вот это - действительно Революция. Потому что на подходе - "умная" одежда, обувь, бинты, например, куча медицинских мелочей и что угодно ещё. Очень большие молодцы и умницы в American Semiconductor трудятся - я так думаю.

На первый раз для возвращения хватит.

Пока я недомогал и не было настроения писать вообще, тратил время в том числе и на совершенно деструктивное занятие - брал всякие-разные дистрибутивы Linux, игрался с ними, собрал даже пару своих минимальных рабочих системок из всяких разных минимальных инсталляций и прочих Arch Linux, прости господи, об этом - потом. Как и о мироконтроллерах, о которых я не забыл.

Откланиваюсь до следующего раза.