Оптимизированная инфраструктура — основа эффективного использования ИТ

11 апрель, 2013 - 12:48Егор Маслов

Нередко сопровождение какой-то относительно сложной системы со временем превращается в обузу, в замкнутый процесс, съедающий деньги и усилия. В отсутствие четкой стратегии на первый план выходит «латание», фактически без шансов на дальнейшее развитие. ИТ в этом плане ничем не отличаются от любой другой сферы деятельности. Есть масса примеров того, как «кусочное» локальное решение тех или иных задач постепенно превращали информационную инфраструктуру в форменный «зоопарк» серверов и ПО с большим количеством выполняемых вручную операций, причем внедрение и сопровождение каждого следующего приложения, особенно если рассматривать его в современном сервисном ключе, становилось все сложнее.

Примерно такая ситуация возникла на Мариупольском металлургическом комбинате (ММК) имени Ильича — одном из крупнейших предприятий Украины с полным металлургическим циклом. Количество сотрудников ММК им. Ильича превышает 33 тыс., предприятие включает крупнейшую в Европе аглофабрику и несколько территориально разнесенных производственных цехов и активно работает на мировом рынке металлопродукции. Современные тенденции, однако, требуют от металлургического бизнеса большей гибкости, оперативности и мобильности, чего, в свою очередь, невозможно добиться без существенной поддержки со стороны ИТ. Но когда на ММК им. Ильича ощутили потребность в организации эффективной системы сотрудничества, прежде всего, на основе защищенного почтового сервиса, выяснилось, что начинать надо с самого начала.

Оптимизированная инфраструктура — основа эффективного использования ИТ

Оптимизированная инфраструктура — основа эффективного использования ИТ

Действительно, сама по себе почтовая система — далеко не новость, но для превращения ее в эффективный инструмент бизнеса, необходима надежная основа, которая обеспечила бы бесперебойную работу с возможностью масштабирования, повсеместный доступ не только к почтовым ящикам, но и к различным внутренним корпоративным ресурсам, защиту конфиденциальной информации и пр. Таким образом, первоначальная задача по «банальному» развертыванию Microsoft Exchange превратилась в комплексный проект по оптимизации инфраструктуры, развертыванию необходимых инфраструктурных компонентов, централизации управления, внедрению стандартных ИТ-процессов. Естественно, возросшая сложность потребовала больших затрат, а также привлечения обладающего соответствующим опытом интегратора, в качестве которого выступила компания Инком. Но и итогом должно было стать не просто появление нового сервиса, а готовность всей инфраструктуры к дальнейшему развитию в рамках долгосрочной стратегии.

К. Трубицын, руководитель проекта от компании Инком, отмечает, что оптимизация инфраструктуры — наиболее принципиальный момент в подобных проектах. Стандартизация ИТ-процессов и сервисов способствует повышению качества их функционирования при одновременном снижении рисков, обеспечивает экономию ресурсов, необходимых для сопровождения инфраструктуры, и существенно упрощает ее развитие в будущем. Специалисты Инком руководствовались Microsoft Infrastructure Optimization Model (Core IO), фактически, по результатам проекта был выполнен перевод информационной инфраструктуры ММК им. Ильича с базового уровня на стандартизованный, с элементами рационализованного.

Оптимизированная инфраструктура — основа эффективного использования ИТ

Сам по себе ЦОД — еще не гарантия эффективного использования ИТ. Современный путь к эффективности лежит через виртуализацию и централизацию управления к частному «облаку»

Поскольку инфраструктура создавалась фактически с нуля, появилась возможность сделать ее максимально современной и гибкой. В частности, поверх лезвийных серверов и выделенной системы хранения была развернута платформа виртуализации из Microsoft Hyper-V и System Center Virtual Machine Manager. Кластерная организация защитила все сервисы, связанные с непосредственным обслуживанием пользователей, как минимум от единичных отказов серверного оборудования. А. Н. Гутенев, начальник отдела системного администрирования ММК им. Ильича отмечает, что такая архитектура не только обеспечила необходимый уровень отказоустойчивости и производительности, но и позволила запустить дополнительные сервисы без наращивания аппаратной части. В частности, были развернуты:

  • сервисы инфраструктуры открытого ключа (PKI) для шифрования передаваемой информации;

  • Microsoft Forefront Threat Management Gateway 2010 для безопасного доступа в Интернет, а также для публикации и защиты сервисов с возможностью доступа из Интернета;

  • система управления ИТ-ресурсами на базе Microsoft System Center Data Protection Manager, Operations Manager и Virtual Machine Manager;

  • корпоративный портал на базе Microsoft SharePoint Server 2010.

Оптимизированная инфраструктура — основа эффективного использования ИТ
С. В. Федчун: «Внедренные в результате проекта почтовая система и сопутствующие сервисы дали пользователям комбината новые средства повышения производительности труда, связанные с планированием рабочего времени, внедрением единой адресной книги, а также с упорядочиванием и приоритизацией сообщений в почтовых ящиках»

Почтовый сервис на базе Exchange Server 2010 SP1 идеально вписался в такую моновендорную инфраструктуру. Благодаря тесной интеграции с ее компонентами был создан надежный и безопасный коммуникационный канал, с возможностью контроля за пересылаемой информацией и ее шифрованием, с единой политикой противодействия фишингу и спаму. Как и планировалось, Exchange Server также послужил основой для системы информационного сотрудничества: появились общие адресные книги и почтовые папки, персональные и совместные календари и списки задач; был обеспечен безопасный удаленный доступ к корпоративным ресурсам для мобильных сотрудников; в перспективе планируется организовать централизованное управление смартфонами и другими мобильными устройствами.

Другим преимуществом от оптимизации инфраструктуры и тесной интеграции ее компонентов, стало упрощение целого ряд процессов администрирования и технического сопровождения, включая применение единых инструментов удаленного управления, мониторинга, резервного копирования и пр. C. В. Федчун, заместитель финансового директора по информационным технологиям ММК им. Ильича, назвал снижение нагрузки на ИТ-отдел и сокращение временных затрат на стандартные операции одними из главных результатов всего проекта, наряду с простотой масштабирования и дальнейшего совершенствования виртуализованной инфраструктуры.

К. Трубицын, руководитель проекта от компании Инком: «На момент старта проекта ИТ-инфраструктура ММК им. Ильича находилась на базовом уровне развития, который характеризуется наличием большого количества процессов, выполняемых вручную, минимальной централизацией управления, отсутствием (или непродуманностью) стандартов и политик безопасности, резервного копирования, управления образами систем. Выполненный проект позиционируется как второй шаг перехода ИТ-инфраструктуры к стандартизированному уровню, отчасти затрагивая рационализированный. Переход к динамической управляемой инфраструктуре поможет предприятию добиться существенной экономии средств, затрачиваемых на ее обслуживание и развитие».