Оптическая транспортная сеть

4 апрель, 2006 - 23:00Леонід Бараш

Начиная с 80-х и вплоть до последних лет сети SONET/SDH успешно справлялись с растущими требованиями к полосе пропускания и предоставляемым сервисам, прозрачно поддерживая несколько протоколов, включая IP, FC, Ethernet и GFP (Generic Frame Procedure). Сети на базе DWDM позволили увеличить скорость передачи данных существующих оптических каналов, однако при этом были утеряны защита и широкие возможности управления, присущие технологии SONET/SDH. DWDM пришла также с полностью новым набором сетевых элементов, таких как оптические усилители, коммутаторы, мультиплексоры и демультиплексоры.

Оптические транспортные сети строятся из набора оптических сетевых элементов (Network Elements – NE), соединенных оптоволоконными каналами, способными обеспечить такие функции, как транспорт, мультиплексирование, маршрутизация, управление, контроль и живучесть каналов, по которым передаются сигналы.

Оптическая транспортная сеть
Рис. 1. Многоуровневая структура OTN

Отличительной характеристикой OTN является ее способность транспортировать любой цифровой сигнал независимо от специфики клиента. Это обеспечивается тем, что граница OTN располагается между уровнем клиента и оптическим каналом (рис. 1) таким образом, чтобы включить сервер-специфические процессы и исключить клиентские. В контексте структуры протокола такое разделение достигается за счет завертывания (wrapping) данных клиента в цифровой конверт из служебной (overhead – OH) информации. Поэтому стандарт ITU-T G.709, описывающий технологию OTN, часто называют Digital Wrapper (DW).

Как видно из рис. 1, транспортный уровень OTN разделяется на три составляющие. Его элементами являются оптические каналы (Optical Channel – OCh), секции оптического мультиплексирования (Optical Multiplexing Section layer – OMS) и секции оптической передачи (Optical Transmission Section layer – OTS). На каждом из уровней соединения между двумя конечными точками, называемые дорожками (trail), содержат данные о вышележащем уровне, а также служебную информацию, необходимую для завершения дорожки и локализации ошибок.

В OTN, как и в SONET, определена иерархия сети, называемая иерархией оптической передачи (Optical Transport Hierarchy – OTH). Точно так же как SONET строится на инкрементах STS-1 (Synchronous Transport Signals), которые могут объединяться для создания соединений с большой пропускной способностью, OTN строится на базовых единицах, называющихся модулями оптической передачи (Optical Transport Module – OTM). Однако между ними есть и существенное отличие – OTN может объединять множество волновых каналов, каждый из которых способен работать с разной скоростью. Сегодня OTN, как правило, предоставляет две скорости передачи данных. Один интерфейс имеет пропускную способность 2,7 Gbps, что позволяет прозрачно передавать сигнал SONET OC-48 или сигнал SDH/STM-16. Второй поддерживает 10,7 Gbps, что, в свою очередь, обеспечивает прозрачную передачу сигналов OC-192/STM-64 или WAN-интерфейс 10 Gbps. Он может быть модифицирован таким образом, чтобы передавать также трафик LAN 10 Gbps, поступающий от коммутаторов и маршрутизаторов IP/Ethernet.

Оптическая транспортная сеть
Рис. 2. Базовая транспортная структура OTN

Рассмотрим несколько подробнее, как выполняется процедура инкапсуляции клиентских данных (рис. 2). На первом этапе к ним добавляется некая порция служебной информации (OH), которая формирует Optical channel Payload Unit (OPU). Этот блок используется для поддержки различных клиентских сигналов. Он регулирует отображение (преобразование) множества клиентских сигналов и обеспечивает информацию о типе транспортируемого сигнала. Стандарт ITU-T G.709 на данный момент поддерживает как асинхронное, так и синхронное отображение клиентских сигналов на секцию полезной нагрузки.

Далее путем добавления к OPU второго набора OH образуется Optical channel Data Unit (ODU). Он позволяет пользователю осуществлять мониторинг парного соединения (Tandem Connection Monitoring – TCM), мониторинг пути (Path Monitoring – PM) и ряд других функций.

Наконец, к ODU добавляются третий набор служебных данных и информация для прямого исправления ошибок (без требования повторной передачи) FEC (Forward Error Correction), в результате чего получается Optical channel Transport Unit (OTU). Этот блок используется для поддержки транспортировки через один или более оптических каналов. Он также содержит в качестве своей части секцию выравнивания кадра FAS (Frame Alignment Section), информация из которой применяется в интересах функционирования сети.

Дальнейшее добавление OH создает OCh для световой волны длиной λ (один цвет). При использовании технологии WDM можно с помощью добавления необходимой OH организовать OMS для мультиплексирования потоков данных на нескольких цветах. В результате всех модификаций получается OTS (см. также рис. 1).

Оптическая транспортная сеть
Рис. 3. Структура OCh
Оптическая транспортная сеть
Рис. 4. Общая схема функционирования OTN

На рис. 3 представлена структура OCh, состоящая из секции служебной информации, клиентских данных и FEC. В действительности области OPU, ODU и OUT имеют довольно сложную структуру, на которой мы не будем подробно останавливаться. Вместо этого приведем рис. 4, который иллюстрирует общую схему функционирования OTN.

Итак, подводя краткие итоги, можно утверждать, что оптическая транспортная сеть предназначена для обеспечения не только высоких скоростей передачи данных, но и гибкого и надежного администрирования. OTN позволяет управлять DWDM-сетями, применяющими для передачи несколько длин волн, столь же эффективно, как это выполняется в сетях SONET/SDH для одной длины волны. Кроме того, к числу основных преимуществ OTN можно отнести полную обратную совместимость с SONET/SDH и прозрачность для существующих коммуникационных протоколов, а реализация механизма FEC позволяет сетевым операторам использовать имеющиеся сети более эффективно.