"Очевидные" успехи дистанционного образования

19 август, 2003 - 23:00Александр Черников

И диагноз был неверный,
И рецепт неточный...
Терапевт кончал вечерний,
Фармацевт -- заочный.
Народная усмешка

Как и любое новое направление IT, дистанционное образование после первого этапа бурного развития уже переходит в разряд зрелых, привычных, повсеместно применяемых технологий в ведущих странах мира и прежде всего -- в США. Можно было бы провести своеобразную экскурсию по "залам славы" ДО, описать и сравнить аппаратное и программное обеспечение для его организации, дать обзор накопленных к настоящему времени электронных мультимедийных курсов и последних тенденций построения электронных учебных материалов, наконец, привести известные во всем мире учебные заведения, применяющие ДО для обучения самым разным специальностям.

"Очевидные" успехи дистанционного образования
Сайт Украинского центра дистанционного образования (udec.ntu-kpi.kiev.ua), как и прочие, не отличается широким ассортиментом курсов по IT

Однако, на наш взгляд, это все равно, что обсуждать, например, мир "Формулы 1" -- увлекательно, интересно и совершенно бесполезно для отечественного автомобилестроения. Поэтому, оставаясь в рамках темы этого номера, попробуем ответить на главный вопрос -- могут ли сегодня в Украине существующие системы дистанционного образования обеспечить более или менее качественное образование в области IT.

Дистанционное образование -- логичная и вполне естественная форма обучения. Она является более совершенной формой экстерна, заочного, корреспондентского и других подобных видов, перенесенных на современную техническую платформу. Это -- техническая сторона вопроса. В то же время ее появление вызвано и сегодняшними образовательными тенденциями. Многие специалисты считают, что в нынешнем высокотехнологичном мире большинству людей уже недостаточно среднего образования. К примеру, в США сегодня насчитывается около 15 млн. студентов высших учебных заведений, но получить образование более высокого уровня хотели бы еще 100 млн. человек. ДО -- едва ли не единственная форма обучения, которая может удовлетворить эти запросы. Очевидно, что при этом его стоимость должна быть в несколько раз меньше традиционного образования, поскольку снижаются накладные расходы учебных заведений.

Несмотря на очевидные успехи, ДО пока не является образованием "высшего качества". Престижность дипломов стационара Оксфорда, Гарварда и MIT еще долгие годы будет котироваться работодателями. "Точно такие же" дипломы ДО -- удел тех, кто не может заплатить за стационар, обучается в зрелом возрасте, и некоторых групп населения -- например, инвалидов и иностранцев, остающихся в своей стране.

В ДО особое значение приобретает формирование учебных курсов, которые должны дать студентам необходимые знания. Эта проблема характерна и для других форм обучения, особенно таким развивающимся специальностям, как IT. Например, сегодня даже в лучших вузах Украины скорее исключением, чем правилом, является применение преподавателями новых средств, отличных от доски и мела, -- слайдо- и компьютерных проекторов, учебных фильмов, интерактивных компьютерных мультимедийных программ и т. д. Впрочем, это все -- только формы подачи материала, направленные на повышение наглядности и усвоения знаний. Главной проблемой остается само содержание курса, то, что сейчас модно называть "контентом".

В области дистанционного обучения в Украине сегодня преобладают две крайности -- контент либо слишком примитивен и приближается, например, к уровню компьютерного ликбеза, либо, наоборот, слишком академичен и оторван от действительности. Если добавить к этому некоторые направления, в течение нескольких лет переживающие бум, а затем отходящие в тень (например, электронную коммерцию, Web-дизайн и т. д.), то задача построения оптимального учебного курса по IТ -- актуального, наглядного, выверенного по сложности, объему, соответствующего избранной специальности -- становится достаточно сложной.

Тем не менее мировая практика показывает, что эти вопросы вполне решаемы. Достаточно совершенным выглядит, например, российский сайт "Открытого колледжа", который в 2002 стал лауреатом конкурса "Образование в Рунете" по двум номинациям. Здесь, в частности, предлагается курс "Защита информации", причем автор подробно описывает методику его преподавания, а полный текст курса свободно доступен.

Факультет ДО в Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) создан в 1999 г. и сегодня ведет полноценное 4-летнее дистанционное обучение студентов из 22 городов России и 3 зарубежных стран в соответствии с государственными стандартами для бакалавров по направлению "Информатика и вычислительная техника" и специальностям "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" и "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Студенты работают в специально разработанной Internet-оболочке, и для гостей возможен пробный вход (do.miee.ru/login.html). Стоимость ДО на сайте в явном виде не указана, но она фиксирована и различается только для студентов других стран. Ее порядок в какой-то мере можно представить на основании данных сайта Центра ДО Санкт-Петербургского ГТУ (avs.cde.spbstu.ru). Например, ДО по направлению "Информационные системы" стоит около $300 за семестр.

За рубежом онлайновое обучение компьютерным специальностям предлагают очень многие учебные заведения. Достаточно полный их перечень доступен, например, на сайте Brainbench. Желающий получить сертификат по определенной специальности по ссылке Learn найдет список из десятков или сотен учебных заведений, проводящих обучение именно в этом направлении.

Пример университетского образования "Computer Science Online" -- департамент ДО Иллинойского университета. Получение степени бакалавра обойдется здесь примерно в 7 тыс. долл. На Западе довольно давно появились и компании, специализирующиеся на производстве учебного контента и разработке учебных курсов на заказ. Так, на счету североамериканской SkillSoft около 1700 наименований, из них 120 -- по IT. Существует и более 20 тыс. учебных модулей, из которых "собираются" различные курсы и программы, при этом область IT охвачена практически полностью.

А что в Украине?

В соответствии с Концепцией развития дистанционного образования Украины, утвержденной еще в 2000 г., финансирование этой системы осуществляется за счет "бюджетных средств, международных грантов и деятельности отдельных структур системы дистанционного образования". Учитывая, что финансирование из бюджета достаточно скромно, а регулярность получения грантов проблематична, быстро и эффективно развивать систему ДО в нашей стране реально могли бы только указанные "отдельные структуры". Однако, пока в Украине ДО не является доминирующей или сколько-нибудь серьезной альтернативой традиционным формам обучения, в эту область не будут вкладываться достаточные средства и в нее не придут ведущие ученые и педагоги. Поэтому, на наш взгляд, разработка высококачественного отечественного учебного курса по IT для этой формы сейчас вряд ли возможна.

О ведущих организациях, которые занимаются развитием дистанционного обучения в Украине, можно узнать, например, на сайте Центра дистанционного образования (www.distance-learning.com.ua). Однако попытки ознакомиться с перечнями и содержанием предлагаемых курсов ДО на их сайтах почти ни к чему не привели. Во-первых, их слишком мало. На всех рассмотренных сайтах упоминается в сумме не более нескольких десятков IT-курсов.

Во-вторых, вызывает недоумение практическая невозможность ознакомиться с подробным содержанием курса -- доступная презентация из нескольких слайдов говорит только о том, как он хорош и какие отличные знания получат студенты. Возникает подозрение, что такая закрытость связана с низким качеством курса, и студент покупает не добротные знания, а арбуз на рынке, причем не надрезая его.

В-третьих, большое количество курсов дублируют друг друга, особенно в разделах для начинающих. Трудно назвать "Информатикой" курс изучения MS Windows, MS Office и основ Internet, который предлагается за 264 грн Украинским центром ДО НТУУ "КПИ". Справедливости ради нужно отметить в целом очень неплохой образец интерактивного электронного учебника по Word 2000 на www. distance-learning.com.ua/word, предоставляемого по каналам Internet. Но в данном случае как раз в этом нет необходимости -- гораздо проще, дешевле и надежнее работать с локальной версией такой программы на компакт-диске.

В-четвертых, подавляющее большинство дистанционных курсов посвящено экономическому образованию. Это также понятно, поскольку сейчас они пользуются повышенным спросом, а их основной текстовый контент относительно легко создавать и представлять в дистанционных курсах. Обнаружить же последовательную программу обучения по IT, которая хоть сколько-нибудь приближалась к образовательному уровню подготовки колледжей и вузов, на просторах Uanet не удалось.

Общее впечатление -- все, что сегодня имеется в области ДО IT-специальностям, не более чем "проба пера". Принципиальная возможность новой формы обучения подтверждена, но программы обучения, классификация курсов, содержание и стиль их представления, методические особенности преподавания -- все эти вопросы до конца не решены. Доставку же контента, на наш взгляд, более целесообразно было бы выполнить на основе хостинга. Несколько крупных центров относительно несложно оснастить современным аппаратным и программным обеспечением для осуществления ДО, средствами защиты информации и бесперебойности работы, чего не могут себе позволить, например, университетские факультеты.