Обратите внимание на Qlik

6 июль, 2016 - 17:35Александр Черников

В начале июня на рынке BI- и аналитических платформ произошло событие, которое стало поводом для подготовки данного материала. Успешная публичная компания Qlik стала частной после ее покупки инвестиционным фондом. Попробуем разобраться, что это означает для нее и для ее клиентов.

Обратите внимание на Qlik

Рыночная справка

Инвестиционный фонд Thoma Bravo, занимающейся операциями с частными акциями, покупает BI компанию Qlik за $3 млрд., и она из публичной акционерной компании станет частной собственностью.

Соглашение, как говорят, является следствием давления на Qlik управляющего хедж-фонда Elliott Management в марте, который настаивал на том, чтобы продать компанию. Отчет Reuters отмечает, что Qlik – только одна из нескольких компаний, купленных частным акционерным капиталом после того, как Elliott Management убедил их совершить продажу, – включая Compuware, Riverbed Technology, Blue Coat Systems и Informatica. Некоторые из них были также приобретены Thoma Bravo.

Qlik сохранит управляющую команду, продолжит обслуживать своих клиентов глобально и поддерживать свой корпоративный штаб в Рэдноре (Пенсильвания, США). Соглашение было единодушно одобрено советом директоров компании, но подлежит еще одобрению акционерами. Как ожидается, сделка будет полностью закрыта в третьем квартале 2016 г.

Обратите внимание на Qlik

Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms. Qlik – лакомый кусок. Среди крупных разработчиков только Microsoft с Power BI представляет потенциальную опасность для таких «облачных выскочек», как Qlik и Tableau

В последнем отчете (февраль 2016), Gartner отметила, что «Qlik резко улучшилась и разъяснила свою рыночную политику» (о своих двух главных продуктах). Gartner также сказала, что платформа очень высоко оценивается клиентами за непринужденность в использовании, сложные эффективные алгоритмы анализа и ценность для бизнеса. Предостережения Gartner для Qlik включали разве что оценку клиентской поддержки немного ниже средней и высокую стоимость ее ПО.

Обратите внимание на Qlik

Компания вышла на IPO в июле 2010 г., и к апрелю 2011 г. ее рыночная капитализация превысила $2 млрд. Как видно, за прошедшие шесть лет у Qlik не было особенных потрясений, а средняя цена ее акций составляла 25-27 долл

На 31 марта 2016 г. у Qlik было 2599 сотрудников, на 20% больше, чем год назад. Компания приписала увеличение числа сотрудников глобальному расширению своих продаж. На это же время у Qlik было приблизительно 39 тыс. корпоративных клиентов во всем мире и миллионы пользователей.

Компания заключила пять соглашений стоимостью более $1 млн. только за первый квартал 2016 г., – по сравнению с тремя такими соглашениями в первом квартале 2015 г. Среди клиентов Qlik – DB Schenker, Dendrite, Panasonic, Ericsson и Swedish Post.

В официальном заявлении, сделанном 2 июня, руководители компании отозвались о выгоде соглашения следующим образом.

«Мы полагаем, что предложенная сделка послужит на благо акционеров Qlik и предоставит компании дополнительную гибкость, чтобы выполнить намеченный стратегический план. В то время, как мы продолжаем старательно предоставлять клиентам свои главные продукты и услуги, они могут ожидать еще большего, – отметил в этом заявлении СЕО компании Ларс Бьорк (Lars Bjork). – Thoma Bravo понимает ценность, которую поставляет Qlik. Платформа позволяет нашим клиентам просмотреть целую историю (story*), которую можно извлечь из накопленных ими данных. У Thoma Bravo есть превосходный послужной список вложений в выдающиеся технологические фирмы в долгосрочном плане, и я уверен, что наши сотрудники, клиенты и партнеры извлекут большую выгоду из нашего партнерства с ними».

В апреле Qlik сообщила о доходе за первый квартал $138 млн., по сравнению с $120,3 млн. за тот же период год назад. В течение всего бюджетного года, который закончился 31 декабря 2015 г., Qlik сообщила о доходе $612,7 млн., по сравнению с аналогичным показателем за 2014 г. – $556,8 млн..

Историческая справка

Qlik (ранее известная как QlikTech) была основана в Лунде (Lund), Швеция, в 1993 г. как компания-разработчик ПО в области BI. Ее первый продукт, QuikView, был предназначен для десктопов и продавался только в Швеции.

В 2000 г. СЕО компании стал Манс Халтман (Mans Hultman), а нынешний СЕО Ларс Бьорк тогда получил пост CFO. Компания сосредоточилась на области BI, и неторопливо росла от 35 сотрудников в 1999 г. до 70 в 2003.

В то время QlikTech нуждалась в инвестициях и более широком видении, чтобы продолжить свой рост. С этой целью QlikTech обратилась к синдикату, состоящему из венчурных фирм Accel Partners и Jerusalem Venture Partners (JVP), и сумела получить от них $12,5 млн.

Алекс Отт (Alex Ott) из Accel и Эрел Маргалит (Erel Margalit) из JVP разработали стратегию роста QlikTech, которая привела ее к 35%-му ежегодному темпу роста и $13 млн. дохода в 2004 г.

В 2005 г. однопользовательский настольный инструмент был заменен серверным Web-решением. Qlik установила деловые связи с Intel и HP и добавила диаграммы и цвета в свой пользовательский интерфейс.

Последующие годы были связаны в основном с глобальной экспансией. В 2013 г. компания открыла офис в Австралии, а в августе 2015 г. было открыто R&D подразделение в Оттаве, Канада.

Продукты и стратегия

В последнее время область BI переживает своеобразный ренессанс, связанный прежде всего с развитием и распространением технологий Self-Service* и Visualization*. Можно перечислить добрую дюжину пакетов нового поколения. Общий краткий обзор этих продуктов можно найти здесь.

Рассказ о том, что именно делает Qlik, можно начать со следующей цитаты Пабло Парнисари (Pablo Parnisari), который занимает пост BI and Reporting Leader в аргентинской ‎компании San Martin del Tabacal.

«Как BI-профессионал, иногда вы должны заняться проектами со скудной или вообще никакой документацией, – имея только источники данных и некоторые неопределенные требования. В QlikView довольно легко создать первую модель данных, чтобы понять сущность взаимоотношений между ними и целями бизнеса».

Обратите внимание на Qlik

Сайт Qlik. Самый интересный раздел здесь – «Solutions»

QlikView 12 и Qlik Sense Cloud

Qlik пока не собирается отказываться от своего, хорошо зарекомендовавшего себя почтенного продукта QlikView. Однако будущее компания связывает прежде всего с новой разработкой Qlik Sense и облачными сервисами.

Qlik долго была известна прежде всего как разработчик QlikView, продукта, который в последнее десятилетие сыграл едва ли не ведущую роль в перемещении рынка бизнес-аналитики к модели самообслуживания.

Новый флагманский продукт класса «Visual Self-Service*», Qlik Sense, является еще более дружественным к бизнес-пользователю. Он появился в конце 2015 г., но это вовсе не означает конец QlikView.

Обратите внимание на Qlik

Ларс Бьорк отметил на последней конференции компании Qlik Analyst UnSummit 2015, прошедшей в декабре, что высокий спрос на Qlik Sense позволил Qlik увеличить доходы от продажи лицензий на 20% в 2015 г., – по сравнению с 13% в 2014 г. Компания ожидает еще более быстрого роста, когда полностью переместится на подписные сервисы Qlik Sense Cloud

QlikView 12, официально объявленный 8 декабря 2015 г., – очередная модернизация пакета и нет никаких планов отказаться от него, – было отмечено на UnSummit. В релизе 12 QlikView использует обработку данных in-memory* и ассоциативный движок аналитики данных Qlik Data Indexing (QIX). Он прекрасно интегрируется с Qlik Sense и другими продуктами, составляющими Qlik Analytics Platform (QAP).

Другие модернизации в QlikView 12 включают возможность объединения в кластеры для лучшего масштабирования, новые средства Mobile Touch* для лучшего использования функциональности на устройствах iOS и Android, а также коннекторы RESTful API* для связи с Web-сервисами, social sites и Web Content Management Systems (WCMS).

По сравнению с QlikView, новый Qlik Sense облегчает анализ данных для бизнес-пользователей за счет развитых средств построения отчетов и приборных панелей.

На UnSummit было приведено несколько интересных примеров использования новых технологий. Так, фармацевтический дистрибьютор AmerisourceBergen, создала собственные приборные панели Qlik Sense, которые используют несколько тысяч ее сотрудников и многочисленные клиенты.

Обратите внимание на Qlik

Структура текущего BI портфеля Qlik хорошо продумана и при своей минималистичности она вовсе не выглядит скудной

Запущенный в этом году как Freemium Service*, Qlik Sense Cloud сейчас насчитывает около 30 тыс. зарегистрированных пользователей, и ожидается, что компания скоро введет его полноценную платную версию, – Qlik Sense Cloud Plus Edition. Она будет предлагать пользователям больше места для хранения, более широкие возможности разделения ресурсов и более развитую функциональность, чем текущий freemium вариант.

К осени 2016 г. Qlik планирует ввести Workgroup Service на Qlik Sense Cloud. Он расширит возможности управления данными (data governance) и сотрудничества (collaboration). Ожидается также, что в 2017 г. Qlik введет Enterprise-Class Service для поддержки гибридных решений, а также средства масштабирования облачной аналитики.

Конкурентное дифференцирование и преимущество

Компания подчеркивает, что Qlik Sense – это больше, чем только средство визуализации данных. Qlik дифференцирует себя за счет Associative QIX Data-Analysis Engine. Ассоциативный подход дает QIX преимущество перед обычными средствами Data Visualization или Drill-Down Analysis, когда информация, по сути, просто отфильтровывается.

В коммерческом отношении это – прежде всего удар по агрессивному и быстро растущему конкуренту Tableau Software, которая известна прежде всего своими средствами визуализации данных.

Обратите внимание на Qlik

Как видно на рисунке, ассоциативный подход отличается прежде всего тем, что он направлен непосредственно на пользователя, а не на обслуживающие его IT

Движок ассоциативной индексации данных непосредственно в оперативной памяти (Qlik in-memory, associative Qlik Data Indexing data-analysis engine*) держит все данные и детали «под рукой», пока пользователь исследует отобранные данные.

Это оружие должно позволить Qlik успешно конкурировать на современном и перспективном рынке BI и аналитики, который становится все более облачным. Конкуренты будут включать не только «чистых» BI разработчиков, таких, как Tableau, Birst и GoodData, но также Microsoft с ее Power BI, IBM с Watson Analytics, SAP с Cloud For Analytics и Amazon с недавно анонсированным сервисом QuickSight.

Пока Qlik прилагает основные усилия для улучшения маркетинга. Для этого используется ее собственная методика «последовательного объявления все более совершенных решений» (ensuring consistent branding). Выглядит это примерно так.

Первый в ряду – QlikView, самый известный бренд компании, – настолько, что ранее название этого продукта было практически синонимичным с названиями самой компании (Qlik и ранее QlikTech).

Далее идет Qlik Analytics Platform, которая обеспечивает поддержку всех продуктов, включая Qlik Sense, Qlik Sense Cloud, QlikView, QlikView NPrinting и растущий сегмент Qlik DataMarket для данных третьих организаций.

Хорошее позиционирование Qlik в сегменте достигается за счет комбинации ассоциативного движка QIX и интерфейса Qlik Sense. Ей потребуется только большее количество партнерств и тактика word-of-mouth marketing*, – вместо того, чтобы развязывать войну против намного более крупных игроков.

Обратите внимание на Qlik

Новейший флагманский продукт компании – пакет Qlik Sense класса «Self-Service Visualization and Discovery*», доступный в версиях Desktop, Server и Cloud

Продукты Qlik: стоит попробовать

В Украине Qlik присутствует довольно давно. Есть несколько выполненных корпоративных проектов. Те компании, которые считают, что бизнес-аналитика может быть полезной для них, извлекут несомненную пользу от знакомства с продуктами Qlik.

Загрузить ознакомительные версии Qlik Sense Desktop и QlikView Personal Edition после регистрации можно отсюда. На этом сайте также можно найти подробные описания продуктов и примеры внедрений в различных отраслях.

Примечание

За последнее десятилетие представления о том, как должно выглядеть современное BI-решение, существенно изменились. При подготовке этого материала оказалось, что некоторые положения довольно сложно объяснить без введения новой терминологии. По тексту такие термины отмечены звездочками.

В области IT, применительно к BI, требуют пояснения термины Self-Service и Visual Self-Service, Visualization, in-memory, Mobile Touch, RESTful API, Data-Analysis engine, Data Discovery.

Со стороны бизнеса и маркетинга, применительно к BI, нужны определения story и BI Storytelling, Freemium Service и word-of-mouth marketing.

Это – терминология BI последнего времени. Ее не было десять лет назад, или тогда подразумевалось несколько иное ее толкование, чем сейчас. Поэтому мы предпочли вынести разговор о «новоязе» BI в отдельный блог, который выйдет следом за этим материалом. Надеемся, он будет полезен нашим читателям.