Об эффективности обучения онлайн

4 март, 2013 - 14:51Игорь Дериев

Любопытная заметка у New York Times, к тому же основанная на достаточно серьезном статистическом материале. То есть, кроме голой интуиции теперь можно оперировать фактами.

Оказывается, онлайновое обучение, прежде всего в виде отдельных курсов, нередко в форме живых трансляций, довольно популярно в США. Исследование охватило около 50 тыс. студентов общинных и технических колледжей – как я понимаю, это нечто вроде наших бывших техникумов (к своему стыду, не знаю, каков их нынешний статус в системе отечественного образования), которые нередко являются подготовительным этапом для поступления в полноценный колледж/университет, – прослушавших в совокупности около 500 тыс. курсов по самым различным дисциплинам и из них 10% онлайн.

Насколько я понял, выбор формы обучения – дело совершено добровольное, к тому же, не сказывающееся на его стоимости. Поэтому интерес представляет даже разброс популярности онлайновой формы для различных дисциплин. К примеру, для гуманитарных и социальных предметов она достигает 18-20%, для компьютерных наук – 15%, для английского языка – 11.6%, для естественных наук – 6-8%. В последнем случае, впрочем, есть два исключения: геология (19%) и астрономия (33%) – безоговорочный лидер. В одной из работ такая картина лишь констатируется, но никак не объясняется. По-видимому, играет роль общая сложность (выше для физики, математики, механики) и количество наглядных материалов и уроков (больше для геологии, астрономии).

Но главный вывод из всей серии исследований (к сожалению, не все они доступны бесплатно) состоит в том, что онлайновое курсы оказываются менее эффективными, причем по всем параметрам: меньшее количество студентов дослушивает их до конца и сдает экзамены, средний балл за последние также меньше. Не всегда разница носит катастрофический характер, но в среднем она хорошо ощутима. Имеется также определенная диверсификация студентов по «приспособленности» к онлайновому обучению. К примеру, девушкам оно дается лучше, а афро- и латиноамериканцам – хуже.

Причин данным явлениям авторы выделяют несколько. Прежде всего, это отсутствие полноценных коммуникаций с преподавателем и сокурсниками (т.е. возможности оперативно получать как формальные консультации, так и неформальную помощь), быстро выбивает из колеи отстающих, прежде всего тех, у кого ниже уровень базовой подготовки («цветные») и меньше времени для самостоятельной работы («вечерники»). Кроме того, сказывается и недостаточная техническая оснащенность: так, по состоянию на 2009 г. (и это в США!) только 52% афроамериканцев и 47% латиноамериканцев располагали домашним широкополосным Интернетом, адекватным для целей обучения онлайн.

При этом, исследования и полученные результаты вовсе не ставят под сомнение полезность дистанционного/онлайнового образования как такового. Вопрос только о сферах его применимости. Из обсуждений заметки в New York Times можно понять, что администрации колледжей всячески приветствуют и поощряют переход студентов на онлайновую форму обучения. Это позволяет в определенной мере наращивать набор без увеличения площадей, числа аудиторий и пр. Преподавательский же состав, скорее, относится к этому негативно. По-видимому, онлайновое обучение больше подходит для целей «повышения квалификации» (в прямом или переносном смысле) в рамках конкретной предметной области, что заведомо предполагает и достаточный уровень подготовки и высокую мотивацию – а это, как видно, главные условия успеха.

Что касается нас с вами, то для Украины вопрос эффективности онлайнового обучения не стоит, ввиду отсутствия такового. Насколько я вижу/понимаю, лучшие школы/лицеи/вузы только доросли до выкладки онлайн основных методических материалов. Учитывая повсеместно отмечаемую деградацию уровня знаний и устремлений студентов, возможно, сейчас и не время для подобных экспериментов. А вот как-то поддержать в онлайне традиционный учебный процесс, наверное, стоило бы, поскольку стихийная студенческая инициатива (сам факт которой говорит о потребности) ограничивается разве что обменом сканами конспектов через печально известный ex.ua.