О важности операционных моделей в связке с ИТ

15 ноябрь, 2019 - 15:14Ирина Рундель

Инвестиции в ИТ-инфраструктуру предприятия во многом зависят от используемых операционных моделей, т.е. от того, в какой степени бизнес-процессы компании интегрированы между собой и соответствуют общим стандартам.

Для классификации операционных моделей обычно используют методику CISR MIT, в рамках которой определены четыре их вида, в зависимости от степени интеграции и стандартизации:

  • диверсификация (низкая интеграция, низкая стандартизация);

  • репликация (низкая интеграция, высокая стандартизация);

  • координация (высокая интеграция, низкая стандартизация);

  • унификация (высокая интеграция, высокая стандартизация).

От того насколько верно выбрана операционная модель и зафиксированы на основе этого требования компании к бизнес-процессам, во многом зависит действенность мер по развитию цифровых систем и сервисов, а также эффективность инвестиций. С другой стороны, выбор неверной модели может привести к проблемам в процессе, скажем, переноса налаженных автоматизированных решений в возникающие новые задачи. В процессе развития компаний вносятся изменения и в операционные модели. Зачастую к этому приводит стремление увеличить эффективность, повысить удовлетворенность клиентов, сократить затраты на доставку, осуществить автоматизацию процессов. Согласно данным опроса KPMG, 42% респондентов, чтобы достичь одну из перечисленных целей, увеличивают степень автоматизации, а 36% применяют облака. Еще 20% опрошенных заявили, что намереваются отдавать большее количество задач на аутсорс. В первую очередь здесь речь идет о задачах обслуживания и разработки приложений, управления данными и некоторых маркетинговых функциях. Также многие компании ожидают сокращения своих операционных расходов после инвестиций в облака, автоматизацию (в т.ч. роботизированную) и в IoT. Поскольку в операционных моделях роль информационных технологий одна из ключевых, нередко отдельно рассматривают операционные модели собственно информационных технологий. Специалисты компании BMC предложили очень емкое их описание.

Полная интеграция. В этом случае ИТ требуются всем сторонам бизнеса. В соответствии с таким подходом CIO необходимо увеличивать ИТ-ресурсы и заниматься постепенной интеграцией бизнес-каналов, включающих все процессы и операции. Использующие данный подход организации будут обращать особое внимание на анализ клиентских нужд, разработку и внедрение инновационных технологий и решений.

Частичная интеграция. В этом случае ключевым является взаимодействие между ИТ-отделом и другими департаментами компании для достижения общих бизнес-результатов. Для этого отделы информационных технологий должны проводить интеграцию по ряду направлений, в том числе создавая новые позиции — например, специалистов по имплементации инноваций или бизнес-анализу данных. Другая задача ИТ-отдела в этом случае — создание и имплементация алгоритмов управления эффективностью, применение анализа данных во всех процессах управления компанией.

Сотрудничество с поставщиками. По мере роста IoT и облачных сервисов, корпоративные структуры начинают видеть новые достоинства в идее аутсорсинга значительной части функций ИТ-отдела. Такой взгляд на вещи особенно актуален для компаний которые напрямую не занимаются предоставлением своим клиентам ИТ-услуг. Впрочем, даже предоставляющие ИТ-услуги компании могут повысить эффективность своего бизнеса, стратегически передав непрофильные ИТ-задачи субподрядчикам. И если еще недавно аутсорсинг не всегда давал результаты необходимого уровня, поскольку организации всегда старались управлять самостоятельно качеством продукта (реализуемого сторонней компанией), то сейчас количество возможных моделей сотрудничества с субподрядчиками расширилось, давая необходимую гибкость для плодотворного сотрудничества. Как следствие популярность аутсорсинга каждый год растет — согласно данным KPMG в прошлом году 4 из 10 опрошенных компаний стали применять услуги третьих компаний чаще (два года назад этот показатель был 24%).

Стремительно меняющийся рынок требует от компаний регулярных ревизий и модификаций операционных моделей. Благодаря этому, кстати, компании стали лучше ориентироваться в собственных бизнес-моделях и оптимизировать имеющиеся процессы, наращивая прибыль. Ну, и бесспорно, во всем этом не последняя роль отводится техническому аутсорсингу и различным вариантам совместной работы с поставщиками ИТ-услуг.