О прямоугольности ЦФК

29 август, 2012 - 13:29Павел Молодчик

Прямоугольность фотоаппаратов, не столь ярко выраженная, как 100 назад, все же довольно сильна. Обусловлена она, гл. обр., формой вписываемых в них фотопластинок и пленкопротяжных механизмов, а теперь, вот, дисплеев. Вангую и глобую: нынешнему поколению фотографов суждено увидеть камеры небывалой биоформности. Напр., в форме палитры.

О прямоугольности ЦФК
Эта форма (набившая оскомину в качестве неизбывного символа изящных искусств) оттачивалась веками и обладает соразмерностью человеку, желающему беспрепятственно лавировать меж разного рода препятствиями, манипулируя при этом плоским и достаточно габаритным инструментом машинально, не отвлекаясь ради него от области интереса (холста).

Область интереса фотографа - объект съемки, поэтому идеальный видоискатель должен позволять снимать, не отвлекаясь на фотоаппарат и не тратя (драгоценные для репортажной съемки) миллисекунды на постоянное утомительное для зрения перефокусирование хрусталика между дистанциями в 20 м. и 20 см.

Фотоаппарат с идеальным видоискателем должен вдвигаться между лицами фотографа и фотомодели с естественной непринужденностью, позволяющей не прерывать ради съемки взаимного глазного контакта (в детстве я одно время боялся фотографироваться, т.к. пугала меня смена в моем поле зрения живого глаза на вперивающийся в меня стеклянный, который не то мертв, не то жив).

К этим требованиям приближен т. наз. коллиматорный стрелковый прицел, до использования которого недавно дошло творчество самого фотографирующего народа в мире - японцев.

О прямоугольности ЦФК
(см. фотоблог tokyocamerastyle.com)

Это результат трансплантации продукта российского ВПК с АК-47. Прицел понадобился японскому натуралисту, увлекающемуся съемкой птиц с большой дистанции примерно для того же, для чего нужен прицел на телескопах: без него нашарить в звездном небе требуемый объект очень трудно (по превышении определенной кратности увеличения - практически невозможно).

Особенно популярны коллиматорные прицелы в военной авиации. Снимаемый/расстреливаемый объект выглядит в их оконцах примерно так:
О прямоугольности ЦФК


Легко понять, что обеспечиваемое ими преимущество перед традиционными целиком и мушкой, состоит в экономии времени и усилий на точное совмещение глаза с линией прицела, благодаря чему (по данным википедии) оперативность точного прицеливания возрастает в 2-3 раза (и оперативность компоновки кадра, конечно, тоже).

Попытки вникнуть в устройство коллиматорных прицелов можно начать с безлинзовых оптических видоискателей Hines Lab. Их конструкция, запатентованная лет 10 назад, отличается чрезвычайной дешевизной и предлагается для встраивания в копеечные одноразовые камеры. Из иллюстрации легко понять, почему образ рамки такого видоискателя кажется отдаленным на бесконечное расстояние и сохраняет корректное положение при перемещении глаза в пространстве в пределах нескольких миллиметров (отражающийся в полупрозрачном зеркале оригинал не очень мешает обзору, т.к., будучи приближен к глазу вплотную, расфокусируется).

О прямоугольности ЦФК

Конечно, миллиметровые пределы слишком тесны для того чтобы можно было всерьез говорить не только о ценовых, но и функциональных преимуществах данной конструкции.

Коллиматорные прицелы устроены сложнее и допускают смещение в пределах дециметра. Они, в свою очередь, являются подмножеством голографических прицелов, прочитать о которых подробнее можно здесь.

Появление фотоаппаратов в форме палитры может стать закономерным результатом прогресса в области, давно не видевшей серьезных перемен: рано или поздно рынок вынудит разработчиков отвлечься от гонок за мультимегапиксельность и ультразумность и уделить более пристальное внимание видоискателям, которые ведь играют в конструкции камеры не последнюю роль.

Итак, голографический прицел видоискатель, формой и размерами напоминающий прозрачную палитру, займет большую часть корпуса прозреваемой мною "мыльницы" будущего. Маркер этого прицела, имеющий прямоугольную форму, будет накладываться на снимаемый объект на расстоянии, определяемом системой автофокусирования. По-моему, предотвратить осуществление моего прогноза может лиошь одно - вытеснение камер как таковых (в современном смысле этого понятия) под натиском гугловских очков.

PS "– Дети, дети, поближе. Старшие внизу, не заслоняйте собой младших. Родители на стульях. Мамаша, возьмите на руки маленького, чуть в сторонку, чтоб не заслонял... Вот так... Сзади плотнее, пожалуйста. Сейчас, сейчас... Минутку. Кто спешит... Все успеют... Вот вы очень высокий... Пропустите вперед девушку... А вы почему не хотите?.. Ближе. Плотнее. Улыбайтесь... Вы, вы. Не надо грустить. Пусть вы останетесь веселым... Вот-вот... Хорошо. Все улыбаются. Внимание. Пли!!!" (Жванецкий:)