NVIDIA 3-way SLI: когда душа просит…

18 февраль, 2008 - 18:09Кирилл Балалин

Душа компьютерного энтузиаста всегда просит примерно одного и того же: больше, больше, больше... Больше частоты, объема, производительности, да хотя бы статусности и пафоса. Что удивительно, но примерно то же самое входит в список интересов отделов маркетинга и PR компаний-производителей – эксклюзив всегда привлекает внимание, а демонстрация технологического лидерства в топовом сегменте позитивно влияет на продажи даже гораздо более приземленных решений. Так и рождаются уникальные продукты в любой технологической отрасли, будь то Bugatti Veyron от концерна Volkswagen или 3-way SLI от NVIDIA.

История идеи

NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…

Идея использования нескольких параллельных вычислителей для обсчета единой 3D-картинки существует много лет. В свое время ее активнейшим образом развивала компания 3dfx – c первого же поколения чипов Voodoo инженеры заложили масштабирование графической подсистемы ПК путем увеличения количества модулей обработки. Для рядовых потребителей она была доступна в очень ограниченном виде: только Voodoo II поддерживали объединение двух акселераторов по специальной шине в SLI-режим. На самом деле возможности SLI были значительно шире – для профессиональных нужд имелись мощнейшие решения Quantum3D Heavy Metal, одновременно использующие восемь наборов чипов Voodoo II на четырех PCI-видеокартах для реализации очень качественного аппаратного полноэкранного сглаживания 3D-изображения. Более того, в финальной части истории 3dfx все та же компания Quantum3D предлагала и вовсе невероятные конфигурации серии AAlchemy – вплоть до 32 GPU VSA-100 в одном системном блоке! И это в тот период, когда в рознице продавались лишь двухчиповые Voodoo 5 5500... Затем, как известно, компания 3dfx в агонизирующем состоянии вместе со всеми своими наработками была приобретена NVIDIA. А в 2004 г. с появлением шины PCI Express x16, теоретически позволившей разместить в одном ПК несколько современных видеоадаптеров, на рынке вновь появилась технология SLI.

На удивление, после многих лет не слишком удачных экспериментов с двухчиповыми видеокартами (3dfx Voodoo 5 5500, ATI Rage Fury MAXX, XGI Volari Duo V8 Ultra), системы с применением двух GPU оказались вполне успешными. Пожалуй, ключевым моментом стала именно базовая схема, позаимствованная у комплектов Voodoo II SLI – два идентичных адаптера с нормальной компоновкой вместо одного «двухголового».

Эта тенденция сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Конфигурации с двумя раздельными видеокартами оказываются удачными и технологически, и рыночно (сравнительно, конечно – массовым продуктом SLI и CrossFire не назовешь, но в энтузиастском сегменте такие решения достаточно распространены). А одиночные «тандемы» с переусложненной разводкой платы – экзотическими устройствами, будто специально созданными для коллекционеров компьютерных редкостей.

NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…

Одной же из самых оригинальных комбинаций является Quad SLI-система 2006 г. на базе двух «сдвоенных» карт NVIDIA GeForce 7950 GX2. Учитывая то, что шестью годами ранее четырехчиповый монстр 3dfx Voodoo 5 6000 так и не поступил в продажу, технологию NVIDIA следует признать первой (и единственной до настоящего времени) реализацией действительно много-, а не двухчиповой обработки 3D на рынке персональных компьютеров. Блин вышел комом из-за проблем с драйверами и слабой поддержки такой схемы работы графических ядер со стороны API DirectX 9, но по неподтвержденной официально информации в марте этого года NVIDIA вновь предложит энтузиастам возможность собрать систему типа Quad SLI, но уже на базе «сдвоенных» карт с GPU G92.

Ружье-трехстволка

Итак, имеем следующую картину по итогам десятилетней работы нескольких компаний над многочиповыми графическими подсистемами: две одиночных карты функционируют прекрасно, сдвоенные – плохо, две сдвоенные – еще хуже. Путем несложных логических рассуждений можно прийти к выводу, что дальнейший эффективный рост производительности можно получить, объединив в цельную систему три одиночных адаптера. Так и получилось.

Вероятно, работы над 3-way SLI в NVIDIA велись достаточно давно, так как для организации перекрестной связи между тремя видеокартами нужны два интерфейсных разъема SLI на каждой, а они присутствуют на GeForce 8800 GTX – продукте 2006 года. Тем не менее публичный анонс технологии прошел совсем недавно – как бы в качестве упреждающего ответа на выход Radeon HD 3870 X2, отобравшего корону «самого быстрого графического адаптера» у ветерана GeForce 8800 Ultra.

NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
Общие габариты системы 3-way SLI впечатляют не меньше, чем ее производительность

Согласно требованиям NVIDIA, для сборки 3-way SLI-системы нужны следующие компоненты: три соответствующие видеокарты, ассортимент которых сейчас ограничен двумя моделями: GeForce 8800 GTX и Ultra; один 3-way SLI-мостик или три обычных, подключенных перекрестно; материнская плата на чипсете nForce 680i SLI или nForce 780i SLI, причем при использовании NF680i-SLI две из трех видеокарт работают в режиме PCI Express x8 из-за ограничения чипсета. Отдельные требования выдвигаются к блоку питания: не менее 1100 Вт пиковой мощности и 6 разъемов питания для видеокарт с 6 или 8 контактами. На текущий момент официальную сертификацию NVIDIA получили только 10 БП от шести производителей, включая PCPower & Cooling и Tagan. Также определенной регламентации подвергся и корпус ПК. К внутренней структуре требование то же самое, что и для обычного SLI – возможность установки двух полноразмерных видеокарт. Однако три GPU выдвигают новые запросы к температурному режиму (в том числе рекомендуется наличие направленных внутрь вентиляторов на передней, задней и боковой плоскостях корпуса для эффективного обдува графических адаптеров – горячий воздух при этом выводится через систему охлаждения самих карт), и пока что NVIDIA сертифицировала всего два корпуса: CoolerMaster Cosmos и Silverstone TJ10. Кроме всего прочего, существует и программное ограничение на применение 3-way SLI. Драйверы с поддержкой новой технологии доступны только в Windows Vista, и выход аналогичных для Windows XP не планируется.

Практическое занятие

NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…
NVIDIA 3-way SLI когда душа просит…

Для тестирования 3-way SLI мы использовали не традиционный открытый тестовый стенд, а системный блок от компании Nebesa, собранный в корпусе Silverstone TJ09 и с БП мощностью 1200 Вт. Находящийся внутри него почти «кубик» из трех видеокарт даже внешне производит впечатление. Увы, об установке других карт расширения речь не идет – все слоты заняты массивными системами охлаждения GeForce 8800 Ultra.

В процессе тестирования выяснились некоторые подробности эксплуатации этого монстра, причем все весьма приятные по сравнению с начальными ожиданиями, подкрепленными воспоминаниями о работе первых Quad SLI. Во-первых, уровень шума оказался в допустимых пределах, не создавая дискомфорта при игре и работе. Во-вторых, несмотря на жесткие условия для СО, видеокарты и CPU не перегревались (в основном благодаря отличной схеме воздушных потоков внутри корпуса Silverstone TJ09). В-третьих, весь процесс активизации трех графических адаптеров занял столько времени, сколько и обычное обновление драйверов, а первый же тест подтвердил реальную работу всех GPU. Словом, несмотря на свою исключительность, решение у NVIDIA вышло вполне готовым к повседневной эксплуатации.

Единственное важное замечание касается мощности БП: не стоит пренебрегать советом разработчиков, ведь энергопотребление такого ПК при сильной загрузке составляет около 800 Вт!

NVIDIA предлагает использовать 3-way SLI двум категориям игроков. Во-первых, тем, кто желает получить возможность комфортно (на уровне 60 FPS) играть в сверхвысоком разрешении 2560×1600 в самые современные игры с максимальными настройками качества. Во-вторых, профессиональные киберспортсмены также могут играть в привычные игры (DООМ 3, Quake 4 и т.п.) в аналогичных условиях, но при значениях FPS 100 и более кадров – а, как известно, многие профи-геймеры действительно ощущают недостаточность уровня 60 FPS в шутерах от первого лица.

Для того чтобы проверить эти заявления, мы подобрали несколько наиболее популярных и показательных компьютерных игр: как последние новинки с высочайшим качеством отображаемой картинки, так и традиционные Quake 4 и F.E.A.R. При отсутствии реальных конкурентов у 3-way SLI сравнение проводилось всего в трех конфигурациях: с одной, двумя и тремя видеокартами GeForce 8800 Ultra. Разрешение экрана ниже XHD (eXtra High Definition) 2560×1600 не опускалось по банальной причине – со снижением качества отображения разница между SLI и 3-way SLI уменьшается из-за неспособности даже топового современного процессора QX9650 загрузить работой все три видеокарты.

Вердикт

Цифры на диаграммах говорят сами за себя. Действительно, в большинстве игр при выборе очень высокого разрешения и качества изображения система с 3-way SLI существенно опережает обычную комбинацию с двумя GF 8800 Ultra. Причем в некоторых случаях именно эта разница определяет возможность комфортной игры в указанных условиях. Для владельцев 30-дюймовых мониторов приведенные цифры станут аргументом в пользу 3-way SLI, а вот играя на мониторе меньшей диагонали с разрешением 1680×1050 и ниже, вы вряд ли заметите существенное различие в скорости по сравнению с «простым» SLI.

Затрагивать вопрос стоимости энтузиастских продуктов высшего уровня несколько некорректно. Спрос на такие решения очень невысок, но стабилен – сродни Bentley и Maybach, чью ценовую политику тоже не принято рассматривать с позиций «простого смертного». Но в данном случае есть один аргумент экономико-технологического характера, который все же не позволяет полностью одобрить нынешнюю реализацию 3-way SLI. Ну почему, спрашивается, NVIDIA выпустила эту платформу с применением безусловно устаревших базовых видеокарт на чипе G80?! Нынешний флагман GeForce 8800 Ultra доживает на рынке последние недели, так как карты на G92 прохладнее, экономичнее и потенциально производительнее из-за больших тактовых частот. И приобретать сейчас даже одну GeForce 8800 Ultra, не говоря о трех сразу, просто неразумно. Гораздо целесообразнее дождаться выхода GeForce 9800 GX2, ознакомиться с результатами тестирования нового поколения Quad SLI, а заодно посмотреть на действия конкурента – в марте AMD обещает включить поддержку CrossFire X в своих драйверах. И только тогда принимать решение, какая из суперплатформ лучше всех. Но если душа все же просит, то знайте: 3-way SLI действительно хорошо работает, особенно если не вспоминать о цене...

ПК с графической подсистемой NVIDIA 3-way SLI предоставлен компанией Nebesa, монитор Samsung 305T – представительством Samsung в Украине.