Нужны ли предприятию Web-решения?

27 декабрь, 2002 - 12:48Михайло Лаптєв

Продолжая публикации архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из №49 (318) «Компьютерного Обозрения» от 27 декабря 2002 г. Как бы это не парадоксально звучало сейчас, но 20 лет назад тема "Нужны ли предприятию Web-решения?" действительно требовала аналитики.

Может ли Web-сайт быть инструментом увеличения эффективности работы предприятия? Конечно, ТОЛЬКО В данном случае он является лишь верхушкой айсберга, который разработчики обычно называют Web-решением. Что скрывается под этим термином И какие проблемы возникают при реализации подобных проектов, мы спросили у руководителей украинских Web-компаний.

Михаил Дудник

директор компании Silverpoint

Практически любой Web-проект так или иначе связан с бизнес-процессами компании-заказчика. Насколько вырос спрос на такие решения – оценить трудно. Отмечу лишь, что все меньше клиентов обращаются исключительно по поводу создания сайта. Как правило, к нам приходят, чтобы решить задачи, связанные с бизнесом.

Большинство реализованных нами проектов многофункциональны и подразумевают решение маркетинговых задач, организацию работы с партнерами и поставщиками, контроль и управление процессами. Одни начинают с самых простых Internet-систем, другие сразу планируют масштабное применение Web-технологий. В большей степени это зависит от той программы использования Internet, которую наметила себе компания.

Типичной является ситуация, когда в процессе совместной работы бизнеспроцессы компании претерпевают определенные изменения. При подготовке к разработке Web-решения мы проводим с клиентом большую совместную работу. Вместе раскладываем «по полочкам» процесс, который предполагается автоматизировать, и может оказаться, что это влечет за собой дополнительные работы. Такую ситуацию сложно назвать проблемной, поскольку в результате получается автоматизированный процесс, а не автоматизированный хаос. Хуже, когда разработчик слепо следует указаниям клиента.

Яков Лихтенштейн

директор New View Web Studio

Еще два года назад говорить с клиентом о том, что Web-технологии применимы для автоматизации бизнес-процессов, было очень сложно. Подавляющее большинство считало, что так называемая Internet-страничка с кратким описанием сферы деятельности предприятия — это единственное, что имеет смысл делать в Сети. В эффективность Internet-торговли мало кто верил, а когда речь заходила о том, что Сеть можно использовать для организации документооборота, синхронизации удаленных баз данных, поддержки клиентов, найма сотрудников, осуществления тендерных закупок, консолидации географически распределенных данных, организации удаленных рабочих мест для общекорпоративной системы учета и т. Д., К этому относились как к красивой сказке, которую невозможно реализовать ввиду недостаточной компьютеризации, отсутствия каналов связи и компьютерной неграмотности сотрудников.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ситуация в значительной мере изменилась к лучшему. Приблизительно в 90% случаев наши заказчики если и не внедряют сразу программные системы, автоматизирующие какие-либо бизнес-процессы, то, по крайней мере, планируют это сделать в ближайшем будущем.

Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при выполнении подобных проектов, заключается в неформализованности бизнес-процессов предприятия заказчика. Ведь практически невозможно успешно автоматизировать то, о чем сам клиент имеет смутное представление. Довольно часто грань между ІТ- и менеджмент-консалтингом стирается, и нам самим (после согласования с заказчиком) приходится вносить изменения в системы закупок, продаж, поддержки клиентов и т.д., а в некоторых случаях даже корректировать маркетинговую или дистрибьюторскую политику предприятия.

Сергей Лещенко

руководитель подразделения SputnikDevelopment компании SputnikMedia

Мы не Web-студия, а компания, которая предоставляет решения по Web-интеграции. Поэтому абсолютно все наши проекты в той или иной мере проходят этап интеграции в бизнес-логику предприятия заказчика.

Как правило, такие Web-системы (в форме Internet- и intranet-приложений) создаются для решения целого комплекса взаимосвязанных задач, в том числе информационных, документооборота, управленческого учета, управления отношениями с клиентами и дилерами, а также автоматизации маркетинговой активности, торговых компонентов, закупок (e-procurement) и т. д.

Иван Сухаренко

директор компании Iv Design

За последний год наметился отчетливый сдвиг в осознании заказчиком роли Web-технологий для эффективности предприятия. Большинство выполняемых нами проектов так или иначе влияют на технологию работы предприятия. Однако на мой взгляд, еще рано считать это полноценной Web-интеграцией. Пока решаемые нами задачи имеют фрагментарный характер и не увязаны в серьезную систему. Отчасти ситуация объясняется принципиальной разницей в цене на рекламный сайт и интеграционные решения, которые требуют специальных знаний и опыта. Прогноз — переход к более глубокой интеграции уже в следующем году. Кстати, Россия уже год-два назад встала на эти рельсы и движется по ним полным ходом.

Как правило, разрабатываемые нами Web-решения выполняют следующие задачи.
1. Информационная поддержка клиентов и партнеров. Сайт — идеальное средство оперативного распространения сведений о предприятии и его продукции с вытекающими для всех частей производственной структуры последствиями.
2. Сервисная поддержка. Во многих случаях сайт — самый простой и быстрый способ получения необходимой сервисной информации. Как следствие — снижение нагрузки на службы поддержки клиентов.
3. Online-услуги. Дополнительный источник дохода предприятий.
4. «Имиджмейкинг». Сайт как эстетический объект играет важную роль в формировании имиджа предприятия.
5. Реклама. Сайт выполняет ряд сугубо рекламных функций: акции, продвижение новых видов продукции и т. д. В случае с intranet-системами мы также наблюдаем (или можем наблюдать) ряд функций типичных корпоративных информационных систем.

Если говорить о проблемах, с которыми приходится сталкиваться по ходу работы, то главные — это косность заказчиков, проявляющаяся в неуважении к дизайну (в том числе виртуальному) как к сложнейшему виду профессиональной деятельности; дефицит общей культуры и интеллекта; неспособность нужным образом организовать взаимодействие с разработчиком; неправильная оценка роли и возможностей Internet-технологий; недостаток средств на профессиональные услуги.