Нужны ли бизнесу «облака»?

23 май, 2011 - 14:55Євген Куліков

Корпорация IBM обнародовала основные выводы своего нового исследования, которое базируется на персональных интервью с более чем 3 тысячами ИТ-директоров, представляющих различные по масштабу организации из 71 страны и 18 отраслей.

Результаты этого опроса в частности свидетельствуют, что 60% организаций готовы к внедрению в течение следующих 5 лет решений на базе технологии облачных вычислений в качестве эффективного средства для развития своего бизнеса и получения дополнительного конкурентного преимущества. Эта цифра почти вдвое превышает показатель предыдущего аналогичного опроса 2009 г. касательно планов CIO по использованию облачных вычислений.

Поскольку спрос на постоянно растущие объемы информации продолжает увеличиваться, компании ищут пути легкого и прямого доступа к данным и приложениям. Такую возможность обеспечивает технология облачных вычислений. Использование бизнесом облачных вычислений, которое началось с целью поддержки подразделений, главным образом, внутри компаний, теперь распространяется также на решения, обеспечивающие взаимодействие компаний со своими партнерами и клиентами.

Согласно результатам предыдущего исследования IBM 2009 CIO Study, лишь треть опрошенных ИТ-директоров заявили, что планируют рассмотреть вопрос о внедрении технологии облачных вычислений для получения конкурентного преимущества. Последние результаты свидетельствуют о резком росте интереса к облачным вычислениям, особенно в сфере СМИ и индустрии развлечений (73%), в автомобильной промышленности (70%) и телекоммуникационной отрасли (69%).

Что касается распределения этого показателя по регионам, то в настоящее время 7 из 10 CIO в США, Японии и Южной Корее, и 68% респондентов в Китае определяют «облачные» инициативы в качестве первоочередной задачи. Это значительно выше, чем в 2009 г., когда интерес к облачным вычислениям проявляли лишь около трети опрошенных ИТ-директоров в этих странах.

Исследование IBM также показало, что 83% руководителей ИТ-департаментов рассматривают бизнес аналитику и другие методы анализа среди главных приоритетов при поиске эффективных способов управления растущими объемами данных. Кроме того, они все чаще обращают свое внимание на технологии мобильных вычислений. По мере распространения мобильных устройств с расширенными возможностями и мобильных приложений, сейчас подобные решения воспринимают в качестве преобразующих факторов, меняющих правила игры в сферах их бизнеса, почти три четверти (74%) опрошенных ИТ-директоров. По данным исследования 2009 г., с таким видением были согласны 68% CIO.

Также исследование выявило, что:

  • Бизнес-анализ и другие аналитические методы вызывают наибольший интерес в химической и нефтяной промышленности, в отрасли потребительских товаров и сфере здравоохранения, где 91%, 89% и 86% опрошенных ИТ-директоров соответственно отметили эти технологии как важную часть своих перспективных планов по повышению конкурентоспособности своих организаций в ближайшие три-пять лет.
  • Мобильным решениям как приоритетным направлениям развития отдали предпочтение в туристической индустрии (91% респондентов), в сфере СМИ и индустрии развлечений (86%), а также в энергетической отрасли и сфере коммунальных услуг (82%).
  • Управление рисками назвали важнейшей задачей в финансовой и банковской отрасли, где более 80% опрошенных ИТ-директоров сообщили, что они уделяют этой проблеме повышенное внимание.

Роль CIO в истории

В отчете об исследовании, названном «The Essential CIO» («CIO как ключевая фигура»), подчеркивается возрастающая стратегическая значимость миссии ИТ-директора как лидера инноваций и роста.

«Поскольку технологии становятся ключевым средством достижения конкурентного преимущества и охватывают все аспекты деятельности предприятия, роль ИТ-директора никогда еще не была столь значимой, как сегодня», – считает Джанет Хоран (Jeanette Horan), вице-президент и главный директор по информационным технологиям в IBM.

Среди важных результатов и выводов этого исследования:

  • Насущным вопросом для ИТ-директоров является уменьшение сложности – более 80% респондентов сообщили, что они планируют реализовать проекты по упрощению внутренних процессов.
  • Впервые видение ИТ-директором будущего почти полностью совпадает с мнением по этому поводу главного исполнительного директора. Тремя важнейшими направлениями, на которых необходимо сконцентрировать внимание, обе категории руководителей считают: укрепление взаимоотношений с клиентами, совершенствование профессионализма персонала и извлечение ценных практических знаний из больших массивов данных.
  • В настоящее время ведется активный поиск широкого спектра инновационных методов и инструментов для преобразования «Больших данных» в реально применимые на практике знания. Он охватывает средства управления основными данными (указали 68% респондентов), средства анализа информации о клиентах (66%), средства организации хранилищ данных (64%), визуальные информационно-управляющие панели (64%) и механизмы поиска информации (59%).
  • ИТ-директор больше не воспринимается как «главный ИТ-механик» – сегодня признается значимость этой должности для извлечения выгоды от использования технологий и получения ценной для бизнеса информации из сложных систем.
  • Сокращение расходов также остается важной задачей, поскольку ИТ-директора стремятся делать больше с меньшими затратами, поддерживать творческий подход и внедрять инновации.

В то время как аналитика, облачные вычисления и мобильные технологии стали приоритетными задачами для ИТ-директоров, другим направлениям они уделяют меньше своего внимания, хотя это не означает, что эти направления менее важны. Так, виртуализация, управление рисками и обеспечение соблюдения нормативных требований переместились на нижние позиции их плана перспективного развития, однако это является результатом того, что виртуализация становится все более распространенной технологией (и постепенно выводится из-под непосредственной ответственности CIO), а управление рисками переходит в сферу ответственности отдельного руководителя (например, Chief Risk Officer, CRO – главного директора по рискам).

В отчете также приводятся рекомендации по целому ряду вопросов – от стратегических бизнес-инициатив до использования ключевых технологий, которые, как определила IBM из опроса, ИТ-директора готовы внедрить.

Ниже представлено видеоинтервью об исследовании IBM 2011 CIO Study