Организация масштабных пользовательских конференций крупными разработчиками программного обеспечения не является чем-то исключительным. Однако далеко не любая фирма может по-хвастаться подобным мероприятием, которое проводится в Европе вот уже в двадцатый раз. Компании SAS, конечно же, есть чем гордиться и помимо этого, но сегодня разговор именно о европейской конференции пользователей SAS, которая состоялась в середине июня в столице Франции и собрала более 2 тыс. участников.
Даже несмотря на всю грандиозность многоярусного парижского Дворца конгрессов, мероприятие, которое проводила здесь SAS, затеряться просто не могло -- на нескольких этажах расположились выставка и презентационные комнаты различных секций SEUGI-20, а все, что творилось в это время вокруг, лишь подчеркивало масштабы происходящего события.
Но для начала небольшая справка о нынешнем состоянии бизнеса SAS, поскольку в последний раз на страницах нашего издания к этой теме мы обращались ровно год назад. SAS является крупнейшей в мире частной софтверной компанией, по результатам прошлого финансового года ее доходы составили около 1,3 млрд. долл. Стратегическими направлениями деятельности по-прежнему остаются решения в области хранилищ данных, извлечения данных, CRM и бизнес-интеллекта (business intelligence -- BI).
А в так называемом регионе EMEA, к которому, как известно, относится и Украина, SAS удалось увеличить оборот в 2001 г. на 18% и довести его до полумиллиарда евро. Причем, как сообщают официальные источники, доля CRM-решений, включая продукты для marketing automation и анализа e-commerce, составила около 60% дохода SAS International -- структуры, которая охватывает страны EMEA.
Сегодня SAS, по общим заявлениям, сосредоточила все усилия, в том числе и R&D, не только на технологическом совершенствовании производимых продуктов, но и на том, чтобы максимально сократить время внедрения своих решений и сроки возврата инвестиций заказчиков. "В 2001 году SAS в этом регионе расширила свой штат почти на 1000 человек, тогда как конкуренты лишь сокращали число служащих", -- отметил Арт Кук (Art Cooke), президент SAS International.
Подтверждением того факта, что компания не стоит на месте, явилась презентация новой версии базовой платформы SAS 9.0, ставшая практически центральным событием конференции (проект Mercury). Причем на стенде Intel демонстрировалась работа системы "вживую" на сервере Itanium 2. Интересно отметить, что решение SAS будет одним из первых программных продуктов, специально оптимизированных для новой платформы Intel. В частности, пилотные системы SAS версии 9.0 работали на серверах Itanium 2 в Wells Fargo и Корнеллском университете.
Как сообщалось на конференции, к осени SAS выпустит окончательный коммерческий вариант своего ПО версии 9.0 для операционных систем Microsoft Windows 64-bit и HPUX 11i под серверы на базе процессоров Itanium 2.
Кстати, проведенные в Центре передовых исследований SAS и Intel испытания показали, что новая платформа на основе процессоров Itanium 2 обеспечит прирост производительности от 50% до 100% по сравнению с Itanium, а это, по мнению представителей компаний, даст дополнительный запас вычислительной мощности для обработки крупных массивов данных и интенсивных операций ввода/вывода, необходимых для работы решений SAS уровня предприятия.
Но вернемся к девятой версии пакета, которая, по предварительным сведениям, должна появиться на рынке в сентябре. Она содержит множество усовершенствований, которые компания включила в ПО, чтобы удовлетворить требования предприятий в условиях все увеличивающегося объема данных и количества клиентов.
Что касается технологических новшеств Version 9, то среди них уменьшающие общую стоимость владения ПО SAS:
Как утверждают в SAS, в девятой версии заложены четыре решающих преимущества -- дружественность к пользователю, управляемость, способность к взаимодействию с другими приложениями и масштабируемость. Новый, основанный на Javа интерфейс расширяет возможности пользователей по доступу к необходимым данным и централизирует администрирование.
Многие аналитики считают, что прежние средства запросов и отчетов, которые позиционировались как business intelligence, на деле не полностью решали задачу генерирования знаний, необходимых для управления бизнесом. Аналитическая технология -- особенно прогнозный анализ -- является ключом к полноценной реализации методов business intelligence, необходимых для принятия правильных бизнес-решений.
В Version 9 также хорошо проработаны вопросы подготовки данных -- их извлечение из транзакционных и оперативных систем, преобразование в формат, подходящий для анализа, а также хранение больших массивов данных.
Впервые в отношении новой версии своей базовой платформы SAS употребила термин Intelligence Value Chain -- в нем отражена вся последовательность накопления того, что называют бизнес-интеллектом. Причем, по утверждению SAS, она единственная на рынке предлагает сквозные BI-системы, обеспечивающие накопление бизнес-интеллекта на всех стадиях анализа данных.
Компания SAS сегодня имеет уже несколько реализованных весьма серьезных проектов на российском рынке, например, один из крупнейших в Европе проектов для Министерства путей сообщения России по управлению грузоперевозками и прогнозированием потоков грузов (парк вагонов составляет более 1,6 млн. единиц). Хранилища данных (объем более 200 GB, 140 тыс. записей ежедневно) построены на базе СУБД Adabas на платформе IBM S/390. Для статистического анализа данных используется модуль SAS/STAT, а для прогнозирования -- SAS/ETS. Более 500 пользователей получают отчеты, ежедневно генерируемые системой. Другой достаточно крупный проект выполнен SAS в России для провайдера мобильной связи МТС. Здесь прежде всего решаются задачи анализа финансовых потоков, отслеживания трафика и изменения клиентской базы. Данные анализируются в 50 измерениях с использованием десяти индикаторов. Заслуживает упоминания, как пример систем финансового управления, и проект, выполненный для московского отделения австрийского банка Raiffeisenbank. Решение применяется для анализа остатков на счетах (account balances analysis), банковских транзакций (transactions analysis), контроля ошибочных данных в оперативных системах (event notification reports). Ежедневно более 250 сотрудников банка получают электронной почтой 120 различных отчетов, которые готовятся, как правило, ночью по результатам прошедшего дня. |
Сегодня в корпоративной среде все больше говорят о business intelligence. Долгие годы компании собирали данные и использовали их исключительно для решения оперативных задач. Методы BI помогают компаниям получать не просто информацию о тех или иных процессах, а более точно прогнозировать развитие бизнеса, предоставляя необходимые сведения для всех уровней управления.
Согласно исследованиям IDC, в прошлом году мировой рынок BI-приложений вырос на 2,2% и достиг отметки 3,8 млрд. долл. Кажется, что рост не такой уж большой, но нужно учитывать, что вообще в софтверной индустрии прогресса практически не было. В этом году IDC прогнозирует рост продаж продуктов для BI на 9% -- до 4,2 млрд. долл., тогда как в целом для индустрии ПО -- 7,7%.
Сегодня на рынке происходит осознание важности BI, и многие компании будут изыскивать средства для внедрения этой технологии. Они ищут вертикальные решения, объединенные в один пакет, которые обеспечат им быстрый возврат инвестиций с учетом особенностей конкретной отрасли. При этом необходимо найти разработчика, способного создавать и поддерживать гибкие технологии по всей цепочке. Именно на это делает ставку SAS.
Но вернемся вновь на европейскую конференцию SEUGI-20. Тем, что описано выше, вовсе не ограничивался список продукции, представленной компанией.
Один из анонсов почти рекламно гласил: "Только SAS обеспечивает точное измерение прибыльности клиентов". В Париже компания продемонстрировала ПО, которое умеет делать именно это.
Доходность клиента определяется простой формулой -- доход, который он принес, минус расходы на его же обслуживание. Новое аналитическое дополнение рассчитывает текущие и будущие показатели, и компании, его использующие, теперь могут получить точную картину стоимости обслуживания и точное значение доходности каждого клиента. Не менее важно и то, что программа позволяет оценить стоимость действий, направленных на увеличение доходности клиента.
Например, компания может планировать и проводить маркетинговую программу с помощью системы SAS, заранее определяя контрольные точки, чтобы предсказать реакцию и поведение клиента в оставшиеся периоды кампании. Используя методы оптимизации, можно моделировать различные сценарии дальнейших действий. В частности, какие каналы рекламы использовать, что очень важно, поскольку соотношения между полезностью канала и доходностью -- далеко не интуитивно понятны и не линейны.
Данный анонс инструмента для измерения прибыльности клиентов был сделан после приобретения SAS фирмы ABC Technologies в марте этого года. Это, кстати, также один из принципов стратегии компании: если для SAS необходима какая-то важная разработка, она покупается, благо, наличных средств для этого достаточно.
На конференции компания-организатор также объявила о еще одном весьма интересном продукте SAS Text Miner, который позволяет "выуживать" нужную информацию из баз данных, содержащих огромное количество обычных текстовых документов, будь то письма электронной почты или отчеты call-центров.
Как выяснилось, такое ПО сегодня весьма востребовано на рынке, поскольку зачастую важная бизнес-информация хранится в неструктурированном виде, а в компаниях ежедневно накапливается очень много обычных текстов.
SAS, имя которой широко известно в области решения задач data mining, также реализовала в пакете SAS Text Miner недавно разработанную технологию анализа и извлечения информации из текста -- text mining. Продукт весьма универсален, поскольку поддерживает множество форматов, включая Microsoft Word, PDF, HTML. На конференции приводился такой пример: в одной из американских национальных здравоохранительных организаций было накоплено более 10 тыс. врачебных записей о заболеваниях сердца, собранных из клиник по всей стране. Анализируя эти данные с помощью SAS Text Miner, специалисты University of Louisville обнаружили не только некоторые административные нарушения в общих отчетностях, но смогли также определить корреляции между сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими недугами, которые традиционными методами в отдельных случаях отследить невозможно.
Как видим, применение аналитическому ПО можно найти самое неожиданное, главное, чтобы было четкое понимание того, как и зачем использовать столь тонкий инструмент. К сожалению, на украинском рынке пока нет внедрений подобных решений -- то ли время не пришло, то ли по-прежнему экономятся деньги там, где они реально могут зарабатываться. Хотя в той же России (см. врезку) у SAS немало проектов, есть и многомиллионные, но есть и небольшие (в десятки тысяч) -- все зависит от конкретных задач заказчика.
В завершение этого материала необходимо сказать несколько слов и о том, что традиционно в рамках SEUGI проходила демонстрация возможностей не только продуктов SAS, но и ее партнеров. В частности, на стендах уже упоминавшейся Intel, а также IBM, HP и Sun "сплошным потоком" шли презентации решений на платформах этих производителей.
Последний же анонс SAS, прозвучавший в дни конференции, -- это объявление о глобальном стратегическом альянсе с американским интегратором-колоссом Computer Sciences по разработке и внедрению BI-решений, аналитического CRM и систем извлечения данных.
О различных новациях SAS, можно говорить долго, но сам Джим Гуднайт (Jim Goodnight), основатель и нынешний президент SAS, как это ни парадоксально, больше верит не в использование технологий для решения бизнес-задач, а в персонал, который этим занимается. И о собственной компании он высказывается так: "Наши лучшие инвестиции в будущее были и остаются -- инвестиции в людей". И SAS продолжает инвестировать -- не только в сотрудников, но и в партнеров и клиентов, лучшее тому подтверждение -- прошедшая конференция.