Уже более пяти лет не ослабевает интерес со стороны пользователей к теме современных видеоподсистем. Но нешуточная борьба, как оказалось, развернулась не только в сфере массовых игровых ускорителей, но и на профессиональной арене. Инновационные решения от AMD и NVIDIA обладают настолько широкой функциональностью и огромной производительностью, что выбор в пользу того или иного продукта сделать совсем не просто. Сегодня мы познакомимся с новыми разработками AMD – моделями FireGL на базе GPU последнего поколения.
Действительно, интрига вокруг производителей, точнее сказать, разработчиков графических процессоров, начавшаяся после поглощения компанией AMD канадской ATI, все еще актуальна. Ведь так и нет ответа на риторический вопрос: «Что будет дальше?». Одно время появилась информация о покупке Intel компании NVIDIA, даже с указанием суммы – около 12 млрд долл. Затем распространились слухи о начале разработок Intel в области создания собственных видеокарт, которые, в общем-то, могут оказаться совсем недалеки от истины, особенно в свете выдающихся характеристик последнего интегрированного ядра Intel Graphics Media Accelerator X3000, требований Microsoft Vista в плане совместимости видеочипов с DirectX 10 и т. д. Если же смотреть глубже, то окажется, что и сфера профессиональной графики аналогичным образом не может оставаться в стороне.
NVIDIA на сегодняшний день имеет наибольший модельный ряд OpenGL-видеокарт с самой разнообразной функциональностью: от младших – с элементарным ускорением визуализации каркасных моделей – до мощных универсальных продуктов. Однако пока не совсем ясно, что будет со следующим поколением Quadro на базе архитектуры G80. Хотя подобное сравнение и не совсем корректно, но по своим возможностям Direct3D 10 превосходит OpenGL 2.1, появившийся в августе 2006 г. Если новый API от Microsoft предлагает отличный от предыдущих версий механизм создания и визуализации трехмерных объектов, то OpenGL 2.1 – всего лишь небольшая надстройка над версией 2.0 с расширенными возможностями по обработке текстур. Стоит заметить, что все модели серии Quadro, начиная с 4500, имеют полную аппаратную поддержку OpenGL 2.1, а более младшие 3ххх – программную. ICD-драйвер, совместимый с G80 (видеокарты 8800GTX/GTS), даже для Windows Vista пока полностью идентичен тому, что ставится в моделях на графическом ядре G70. Следовательно, ожидать чего-то нового в OpenGL-режиме от последней разработки NVIDIA пока не приходится.
Производитель | AMD/ATI | NVIDIA | |||||
Модель | FireGL V3400 AVIVO | FireGL V5200 AVIVO | FireGL V7100 | FireGL V7300 AVIVO | FireGL V7350 AVIVO | Quadro FX4500 | Quadro FX5500 |
Объем видеопамяти | 128 MB | 256 MB | 256 MB | 512 MB | 1 GB | 512 MB | 1 GB |
Контроллер памяти | 256-bit | 256-bit | 256-bit | 512-bit | 512-bit | 256-bit | 256-bit |
Пропускная способность памяти | 16,0 GBps | 22,4 GBps | 28,8 GBps | 41,6 GBps | 41,6 GBps | 33,6 GBps | 33,6 GBps |
Пиксельные блоки | 12 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Вершинные блоки | 5 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Выходная глубина цвета | 8,10,16-bit | 8,10,16-bit | 8-bit | 8,10,16-bit | 8,10,16-bit | 32-bit | 32-bit |
Выходы | DVI-I×2 | DVI-I×2 | |||||
Dual-Link | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Stereo 3D-выход | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
Поддержка OpenGL | 2.0 | 2.0 | 2.0 | 2.0 | 2.0 | 2.1 | |
Вершинные шейдеры | 3.0 | 3.0 | 2.0 | 3.0 | 3.0 | 3.0 | |
Пиксельные шейдеры | 3.0 | 3.0 | 2.0a | 3.0 | 3.0 | 3.0 |
AMD в ближайшее время должна предоставить свой новый чип под кодовым названием R600, на котором будут базироваться серии Radeon и соответственно FireGL 9ххх. Как мы уже отмечали ранее, в плане спецификаций Direct3D 10 никаких изменений по сравнению с G80 мы не увидим из-за жесткой стандартизации со стороны Microsoft. Но в то же время OpenGL был и остается «свободным» и, что немаловажно, по-прежнему широко востребованным API, поэтому вопрос о том, что смогут продемонстрировать G80 и R600 с новым драйвером под Vista, пока остается открытым.
Сегодняшняя линейка профессиональных карт от AMD делится на два направления: карты для максимально качественной работы в 2D-режиме – FireMV (конкурент Matrox и NVIDIA Quadro NVS), и FireGL – преимущественно для 3D-режима и мультимедиа. Однако, в свою очередь, FireGL разбивается еще на две подгруппы: с поддержкой AVIVO и без. Первые, как можно догадаться, помимо 3D-составляющей, позволяют эффективно работать и с любым мультимедиаконтентом вплоть до новых форматов HDTV.
ATI FireGL V5200 256 MB |
ATI FireGL V7100 256 MB |
ATI FireGL V7350 AVIVO 1 GB |
Наиболее производительная и функциональная версия на сегодняшний день – FireGL V7350 AVIVO ($2875). Она имеет весьма впечатляющие характеристики: внутренняя шина данных на 512 разрядов, объем видеопамяти – 1 GB c теоретической пропускной способностью порядка 42 GBps, 16 пиксельных и 8 вершинных блоков и, разумеется, два видеовыхода Dual-Link DVI. Исходя из спецификаций, V7350 – прямой конкурент Quadro 4500/5500, имеющих схожие характеристики и цену. Возможно, наши читатели удивятся, но сейчас в Украине ситуация с доступностью подобных решений гораздо лучше, чем была, скажем, пару лет назад. В то время такие продукты поставлялись только под заказ, ожидать исполнения которого можно было почти два месяца. Сегодня же мы без каких-либо проблем получили для тестирования оба топовых акселератора от AMD и NVIDIA у официальных поставщиков в течение дня. Такое развитие событий говорит о том, что профессиональная графика, в том числе верхнего уровня, однозначно востребована в Украине, и что все больше разработчиков отказываются от любительского оборудования для увеличения продуктивности своего труда. Из специфических возможностей топовых моделей AMD стоит отметить режим Stereoscopic 3D output, при котором 3D-изображение аппаратно разделяется на два потока – для левого и правого глаза, соответственно, в отличие от ранее применяемого режима чередования кадров, утомляющего глаза.
Однако, если востребованность дорогих универсальных продуктов по-прежнему исчисляется единицами, то Quadro и FireGL среднего сегмента продаются в общей сложности порядка 20–40 шт. в неделю. Действительно, обладая чуть меньшей производительностью и мультимедийной функциональностью, «профессиональный mainstream» ($400–800) все же предлагает полноценные возможности OpenGL по работе с каркасными моделями и освещением. И, разумеется, имеет все необходимые пресеты для большинства пакетов DCC/CAD, чего по определению не могут предложить даже наиболее быстрые десктопные собратья. В линейке FireGL за средний сегмент «отвечает» V5200 с AVIVO ($860). Обладая конвейерной формулой 12/5 и 256 MB видеопамяти, V5200 позволяет работать со сложными 3D-объектами, при том, что ее цена почти втрое меньше, чем флагманской V7350.
Карты без AVIVO, как и предполагалось, рассчитаны исключительно на аппаратный рендеринг сложных 3D-сцен. Наиболее производительный и, возможно, оптимальный вариант предлагает в этом сегменте старшая модель V7100 ($1380), которая оснащена 16-пиксельными и 8-вершинными конвейерами. Однако объем видеопамяти почему-то ограничен – всего 256 MB, хотя 512 MB, на наш взгляд, смотрелись бы в данном случае более естественно.
С точки зрения быстродействия в Direct3D все карты FireGL практически идентичны своим игровым собратьям, созданным на базе одинакового графического ядра. А вот в скорости отрисовки OpenGL-сцен уже есть значительная разница, которую можно оценить из проведенного нами экспресс-тестирования.
Для получения более полной картины относительно производительности новых моделей FireGL мы решили сравнить их не только между собой, но и с топовым ускорителем от NVIDIA – Quadro FX4500. С целью исключения узких мест мы выбрали самую производительную платформу от Intel, включающую процессор X6800 и 2 GB памяти DDR2-800. Как и предполагалось, серьезная оптимизация под профессиональные пакеты плюс мощные вершинные блоки дают ATI преимущества над соперником, и подчас весьма существенные. Так, в большинстве задач конкурентом FX4500 выступал не V7350, а скорее V5200. Хотя быстродействие – это далеко не главная цель, которую преследуют компании при разработке OpenGL-карт, все же стоит отметить – AMD/ATI очень сильна в этом секторе, и не собирается сдавать своих позиций.
Продукты предоставлены: ATI FireGL – Compass
NVIDIA Quadro – «Небеса»