Новая фаза Internet-коммерции: борьба за существующую клиентуру

9 июль, 2002 - 23:00Александр Москалюк

По мнению аналитиков, надеяться на резкий рост числа покупателей в ближайшем будущем не стоит. Internet-коммерция вступила в новую фазу развития -- уходит в прошлое работа, направленная на увеличение объемов рынка, на первый план выдвигается борьба за существующую клиентуру.

Чтобы точнее описать сложившееся положение, можно привести слова генерального директора Oracle Ларри Эллисона, который на вопрос об аналогичной ситуации в мире баз данных высказался в том плане, что сегодня для его компании нецелесообразно наращивать объемы существующего рынка. "Мы отберем продажи у IBM и Microsoft", -- заявил в конце июня глава второй по размеру софтверной компании.


Цифры

Все показатели роста и объемов продаж на рынке B2C можно считать условными, так как каждая исследовательская компания, на информацию которой приходится опираться, использует собственную методику оценки. Безусловно, в чем-то их анализ совпадает -- практически все аналитические конторы основываются в своей работе на отчетах флагманов электронной коммерции. Однако как только речь заходит о цифрах, недоступных на большинстве финансовых сайтов, в среде аналитиков начинаются "разброд и шатания".

Сравнение прогнозируемых доходов B2C
e-commerce
в 2000--2006 гг., млрд. долл.

К примеру, аукционные сайты. Проследить за доходами крупнейших западных площадок, таких, как eBay, Amazon.com Auctions и Yahoo! Auctions, представляется возможным ввиду публичной отчетности этих компаний. Как же быть с деньгами, которые переходят от пользователя к пользователю? Логично было бы считать и эти доходы частью продаж электронной коммерции, однако во многих случаях данными цифрами пренебрегают по разным причинам. Аналогично и онлайновый фондовый рынок входит в некоторые методики оценок и полностью исключен из других. Скажем, при покупке акций на сумму $1000 клиент оплатил комиссионные онлайн-брокера в размере $20. То, что сумма в $20 может совершенно определенно называться доходом, полученным в сфере B2C, сомнения не вызывает. А как же быть с суммой в $1000? Многие аналитические компании, в том числе и часто цитируемая Forrester, такие платежи игнорируют.

С учетом всего вышесказанного будет легче ознакомиться со сводной статистикой, в которой приводятся нынешние объемы электронных продаж, а также прогнозы на ближайшие несколько лет. Становится ясно, почему в 2000 г. объем Internet-продаж, по оценкам eMarketer, был равен 8,06 млрд. долл., а по информации Pro Active -- 18,7 млрд. долл. Ясно, почему оценка Yankee Group на 2005 г. составляет 73,02 млрд., а прогноз IDC на те же 12 месяцев оптимистично обещает 253,2 млрд. долл. Впрочем, ясно только то, что ничего не ясно, так как о своих методиках аналитические компании не распространяются, а усилий каким-то образом подвести их под единый стандарт пока не замечено.


Развитие рынков

Несмотря на прозвучавшие ранее весьма пессимистичные оценки роста количества клиентов электронной коммерции и тот факт, что укрупнение одних площадок может происходить только за счет сокращения других, есть еще один путь, который не исключает последнего утверждения, но может позволить онлайн-коммерции укрепить позиции. Как ни парадоксально это звучит, но донором существующих клиентов может выступить оффлайн-индустрия. Пока что наибольший куш электронным торговцам удалось заполучить на книжном рынке, где Internet-магазинам принадлежит 11,1%. Данный показатель упоминается в отчете Forrester, и здесь речь идет об американской книготорговле. Неплохой долей рынка могут похвастаться и продавцы музыки, видео и DVD -- им принадлежит 7%. На четвертом месте по степени проникновения на рынок -- туристические агентства с долей 6,3%, за которыми следуют продажи билетов на спортивные и музыкальные события -- 5,6%.

Кому же принадлежит почетное первое место и впечатляющая рыночная доля в 17,9%? Столь прочную позицию на американском электронном рынке заняли продавцы компьютеров и комплектующих. В сегменте, где ценовая составляющая для многих зачастую является наиболее важной, электронные торговцы получили фору во многом благодаря преимуществам, которые так подробно описаны в ранних статьях о e-commerce.

Если же говорить о мотивации покупателей электронных магазинов, то, по данным Consumer Electronics Association, причины совершения покупок в онлайне не изменились. Первое место по-прежнему занимает удобство покупки товаров через Сеть. На втором -- ценовые преимущества онлайн-продавцов. Таким образом, после нескольких лет развития электронных магазинов покупательские привычки все те же, что и заставляет многих участников рынка прежде всего заботиться об удобстве процесса покупки и конкурентных ценах.

В начале июля неожиданную агрессивность по привлечению новых клиентов проявила американская компания Buy.com. Основной целью маркетинговой атаки стал флагман электронной коммерции Amazon. com. В качестве болевой точки Buy.com выбрала совсем не ахиллесову пяту, а, пожалуй, наиболее успешный для Amazon.com сектор, во многом определяющий имидж компании. Buy.com сообщила о поддержке всего книжного ассортимента Amazon.com и о предоставлении всем покупателям возможности приобрести товар на 10% дешевле по сравнению со стоимостью, которую предлагал конкурент.

Не исключено, что некоторые наименования Buy.com решила продавать себе в убыток, так как компания гарантирует скидку в 10%, даже если цена на Amazon.com совпадает с отпускной ценой издательства. Пока еще рано говорить о результатах столь масштабной акции, однако в свете вышеизложенного можно утверждать о вступлении B2C-рынка в новую фазу, где удельная масса покупателей растет ничтожными темпами, а продавцы вынуждены бороться за рыночные ниши друг друга.