Ноутбуки 2008: тенденции мобильной моды

19 февраль, 2009 - 09:55Тимур Ягофаров

Окидывая взглядом уже ушедшие в историю события в сегменте портативных ПК в 2008 г., так и хочется сравнить происходившее здесь со сменой доминирующих модных течений. Очаровавшись сначала вызывающе «облегающими» MacBook Air, все дружно обратили взоры на нетбуки с их шокирующим «мини». Интересно, увлечение ноутбуками какого «покроя» ждет нас в нынешнем сезоне?

Рынок

Прежде чем перейти к анализу изменений в области мобильных технологий, давайте посмотрим на финансовые показатели, достигнутые в этом направлении ведущими игроками. Успех ноутбуков, теснивших в течение последних нескольких лет позиции настольных ПК, привел к победе, зафиксированной в III квартале 2008 г. всемирно известными аналитическими агентствами. Как раз накануне грянувшего в полную силу кризиса число реализованных в мире портативных ПК превысило количество десктопов. Причем заключения iSupply, подсчитывающей готовые системы, были подтверждены и Mercury Research, занимающейся исключительно комплектующими: по ее данным, мобильные процессоры также взяли верх над настольными. Так как их отчеты появились незадолго до Нового года, не успев попасть на наши страницы, кратко остановимся на основных приведенных в них показателях.

По оценкам iSupply, продажи ноутбуков в III квартале 2008 г. превысили результаты аналогичного периода 2007 г. на 40%, достигнув 38,6 млн шт., тогда как для десктопов они снизились на 1,3%, до 38,5 млн. По мнению наблюдателей, доминирующее положение лэптопов связано с тем, что из инструментов для бизнеса, каковыми их считали еще лет пять назад, они превратились в компьютеры для всех.

Что же касается распределения долей между производителями процессоров, то по итогам III квартала 2008 г., приведенным в отчете Mercury Research, несомненным лидером была корпорация Intel с 81,2%, ушедшая далеко вперед от AMD (17,7%) и VIA (1,1%). Если говорить о динамике, то взаимное расположение этих игроков остается неизменным на протяжении уже достаточно продолжительного периода времени. Однако аналитики отмечают, что AMD откатилась на позиции, которые она занимала в III квартале 2005 г., когда Intel принадлежало 80,8%. Так что их противостояние можно рассматривать скорее как позиционную войну, где ни одна из сторон не в состоянии преодолеть глубоко эшелонированную оборону соперника. Впрочем, в условиях быстрого роста всего рынка мобильных чипов эти, казалось бы, мизерные изменения соответствуют весьма солидным суммам, так что бороться есть за что.

О технологиях

А теперь вспомним все важнейшие события, связанные с изменениями технологий, платформ и концепций, положенных в основу мобильных компьютеров. Безусловно, один из самых ярких анонсов 2008 г. – объявление Apple MacBook Air. И пусть этот ноутбук стал не первым ультратонким, но именно в нем данная идея была воплощена наиболее впечатляюще. В результате само название MacBook Air превратилось едва ли не в нарицательное, а инициатива Apple по созданию исключительно невесомого дизайна была подхвачена и стала образцом для многочисленных подражаний. Правда, ни одно из них не смогло затмить оригинал по популярности.

Практически одновременно с ультратонким появились и суперкомпактные и при этом недорогие портативные ПК, получившие собственное родовое наименование «нетбуки». Интересно, что инициативу ASUS, первой продемонстрировашей их еще на Computex 2007, рынок встретил с настороженностью. Еще в конце весны аналитики из IDC успокаивали вендоров, что влияние нетбуков на сегмент обычных ноутбуков будет минимальным. Однако новое направление очень быстро доказало свою жизнеспособность. В результате к концу 2008 г. нетбуки уже присутствовали в линейках всех производителей. А в условиях разразившегося кризиса именно благодаря этим недорогим компьютерам итоговые показатели динамики всего рынка ПК за весь год были близкими к нулю, а не ушли в большой минус.

Согласно предварительным оценкам IDC, за 2008 г. реализовано около 10 млн нетбуков, занявших долю 7% всего рынка ноутбуков. Лидеры данного направления – ASUS и Acer – планировали продать по 5 млн этих устройств и оказались недалеки от достижения своих целей, хотя и чуть недобрали.

Еще одна важная тенденция 2008 г. – заметное усиление акцента на графическую подсистему ноутбуков. Представляя платформу Puma, AMD особо подчеркнула, что с расширением круга пользователей лэптопов увеличивается и доля тех, кто активно применяет их для мультимедийных приложений и особенно для просмотра HD-видео. Поэтому в своей новинке AMD усилила графическую составляющую, рассчитывая, что именно с помощью этой функциональности сможет завоевать симпатии покупателей.

Ответом Intel стала платформа Centrino 2, вышедшая как раз накануне резкого спада. И хотя в ее наименовании появился долгожданный индекс, который, по идее, должен был бы свидетельствовать о коренных изменениях, пресловутая двойка стала скорее маркетинговым ходом. Впрочем, и здесь акцент был сделан на поддержке воспроизведения HD-видео (декодировании видеоформата H.264). Мы уже подробно рассказывали и о Centrino 2, и о Puma, а также провели сравнительное тестирование первых ноутбуков на их базе. Поэтому, не повторяя детали, лишь напомним, что в соревновании интегрированной графики видеоадаптер ATI/AMD HD3200 в полтора раза обогнал Intel GMA X4500HD, тогда как по общесистемной производительности лавры победителя достались Centrino 2.

Другое важное нововведение ушедшего года – использование в ноутбуках ЖК-панелей нового формфактора 16:9 и новых типоразмеров с диагоналями 16 и 18 дюймов. Первое связано с тотальной экспансией «еще более широкоформатных» матриц, в том числе и на сегмент настольных дисплеев. Они чуть дешевле в изготовлении и почти не уступают предшественникам по эффективной площади. При этом у традиционных размеров появляются десятые доли, что якобы также должно привлекать пользователей увеличением размеров экрана. 16-дюймовые матрицы позиционируются в ноутбуки класса DTR, а 18-дюймовые – в мультимедийные и игровые портативные системы наивысшего уровня.

Устройства, занимающие промежуточное положение между смартфонами и ультрапортативными ноутбуками, с легкой руки Intel получили название MID. Хотя в 2008 г. они не были в центре внимания журналистов и экспертов, постепенное формирование этого класса продолжается. Отсутствие значительных подвижек здесь связано как с недостаточно четким пониманием модели использования подобных аппаратов, так и с довольно высокой ценой. На CES 2009 на своем стенде Intel демонстрировала новые модели MID, среди которых были и распространяемые в комплекте с подпиской на услуги передачи данных в сетях 3G рядом европейских операторов связи. Думается, именно такой способ продвижения платформы может быть наиболее эффективным. Не исключено, что с широким распространением технологии 3G в Украине MID будут заметнее и у нас. Пока же в продаже есть считаные устройства, причем вовсе не на платформе x86.

Что день грядущий нам готовит

Делать же какие-то предсказания на нынешний год с использованием количественных оценок не хотелось бы, слишком уж туманны перспективы по срокам выхода из кризиса. Что же касается качественных, то в ИТ-индустрии до сих пор нет четкого понимания путей дальнейшего развития в создающихся условиях.

Одни, например Acer, ASUS, NVIDIA и VIA, основную ставку делают на направление супердешевых портативных ПК, другие, как AMD и Wistron, напрочь исключили его из своих планов на текущий год. Аргументы первых за данный класс в условиях перемещения центра тяжести всего рынка в область бюджетных систем вполне понятны. Противники же концепции нетбуков стремятся противопоставить им приемлемые по цене решения, не грешащие урезанными функциональностью и производительностью. Так, AMD на CES 2009 представила платформу Athlon Neo для создания ультратонких и доступных ноутбуков стоимостью от $500 до $1500. Саймон Лин (Simon Lin), президент компании Wistron, являющейся одним из крупнейших в мире производителей ноутбуков, также уверен, что в 2009 г. победа будет за 11,6-дюймовыми полнофункциональными ноутбуками.

Как бы там ни было, а все указывает на обострение конкуренции в бюджетном сегменте рынка, являвшимся ключевым и в 2008 г. А значит, нас ждут интересные новинки, цена которых не будет превышать символического порога $1000, и все их достоинства сможет в полной мере оценить большее число пользователей.