Ни тени кризиса

30 март, 2021 - 11:35Артем Юрченко

Сравнительно молодой, динамично развивающийся рынок носимых гаджетов в 2020 г. получил дополнительный импульс развития благодаря пандемии Covid-19. Как ожидается, высокая позитивная динамика в нынешнем году сохранится.

Традиционно высокий предновогодний квартал 2020 г. позволил отгрузить в каналы по меньшей мере 153,5 млн wearable-устройств. По версии IDC, это привело к улучшению результата годичной давности на весомые 27% и заметно улучшило статистику в целом за год, на протяжении которого объем рынка впервые достиг отметки в 445 млн устройств (+28,4% «YoY»).

Если рост спроса с октября по декабрь связывался преимущественно с выходом новых моделей и ощутимым снижением средних отпускных цен, то по итогам года высокая позитивная динамика стала следствием резкой активизации спроса в период пандемии. В частности, с высоким интересом встречались решения, помимо прочего определяющие температуру тела, сердечный ритм и другие, связанные со здоровьем, параметры.

Ни тени кризиса

Носимые на ушах модели стабильно расширяют свое присутствие – по состоянию на конец года за ними уже 64,2% общих поставок. Эксперты из Strategy Analytics говорят о 300 млн различных Bluetooth-гарнитур, освоенных по итогам прошлого года. Главным двигателем роста в данном направлении были TWS-решения, поставки которых увеличились почти на 90% в годовом сопоставлении. Несмотря на непродолжительный весенний провал, необходимость осваиваться в новых реалиях, в частности, работать и учиться в домашних условиях, существенно подстегнули спрос на подобные устройства. Apple сохранила статус ведущего вендора в сегменте TWS, однако конкуренция со стороны Xiaomi, Samsung и Huawei заметно усиливается. Хотя налицо отменные перспективы продаж, рынок уже переполнен игроками, неминуемо приведет к его ощутимой консолидации уже в скором времени.

Второй по популярности категорией оставались умные часы, в натуральном выражении взявшие почти четверть мирового рынка. Тем не менее, очередная волна пандемии негативно повлияла на результаты ее становления. Согласно выкладкам Counterpoint Research, в финальном квартале года поставки незначительно сократились по индикатору «YoY», а в целом за 2020 г. позитивная динамика составила скромные 1,5%. Сегмент премиум-моделей (стоимостью свыше 500 долл.), за год расширил присутствие с 4 до 6%. В то же время, наиболее крупный сегмент 2019 г., объединяющий модели не дороже 101-200 долл., за год сузился с 29 до 22%. Продукты в ценовом диапазоне 401-500 долл. продолжают набирать популярность – их доля за год увеличилась с 21 до 22%. Apple сохраняет здесь уверенное лидерство – в последнем квартале года вендор вышел на поставку 12,9 млн устройств в авангарде с Watch Series 6 и SE, что позволило взять под контроль 40% мирового рынка. За счет успешного старта продаж Galaxy 3 Watch, Samsung восстановилась после провала в первом полугодии. За период с октября по декабрь корейцы сумели улучшить прошлогодний результат на 1%. Несмотря на санкции, Huawei смогла нарастить поставки собственных моделей на 26%.

Вместе с тем, позиции браслетов с базовым набором функций продолжает ослабевать – по итогам квартала их отгружено почти на 18% меньше, нежели годом ранее, что позволило оставить под контролем лишь 11,5% рынка.

В общем рейтинге поставок носимых гаджетов Apple удерживает верхнюю позицию. Благодаря продвижению трех моделей Watch в разных ценовых сегментах (Series 6, Watch SE, Series 3), поставки умных часов вендора выросли в финальной четверти года на 45,6%. Несмотря на слабый рост, Xiaomi осталась на втором месте. Популярная линейка Mi Band просела в поставах на 13,8%, однако концентрация на наушных продуктах позволила вывести это направление в плюс на 55,5%. Вендор продолжает фокусироваться на приоритетных рынка Китая и Азиатско-тихоокеанского региона, а также не прочь откусить рыночную долю попавшей под санкции Huawei на международных рынках. Недорогие браслеты от Samsung пользовались высоким спросом и составляли отличную конкуренцию китайским брендам, тогда как поставки часов снизились до 2,9 млн шт.

В нынешнем году мировой рынок носимых гаджетов продолжит поступательное развитие. Согласно прогнозам Gartner, общемировые расходы конечных пользователей на носимые гаджеты вырастут более чем на 18% «YoY» и превысят 81,5 млрд долл. Активный переход на удаленную работу и дистанционное обучение, а также повышенный интерес к способным отслеживать отдельные параметры здоровья гаджетам, выступят для рынка эффективными стимуляторами. Причем, в наиболее выгодном положении по-прежнему будут умные часы и надеваемые на уши устройства.

Ни тени кризиса

В 2020 г. сегмент носимых на ушах гаджетов увеличился в денежном выражении на 124%, до 32,7 млрд долл. Высокую динамику обеспечили удаленные работники, использующие беспроводные наушники для видеозвонков, а также пользователи, применяющие наушники в связке со смартфонами. По итогам нынешнего года ожидается рост сегмента до 39,2 млрд долл.

Направление умных часов увеличилось в денежном выражении на 17,6% в 2020 г. и сохранит уверенный рост в текущем году. Произойдет это благодаря стабильному притоку новых пользователей, привлеченных новыми сравнительно мощными процессорами, а также батареями с ускоренной зарядкой и сравнительно высокой емкостью.