Незаконченная история [не]одного «стартапа» и одной идеи

24 март, 2015 - 13:52Андрей Зубинский

На фоне лаконичных и однообразных «сравнительных жизнеописаний» сугубо программных стартапов (был создан, краткое описание идеи, получил денег от …, продан) иногда попадаются крайне интересные образчики, скрывающие в себе настолько действительно новое, что приходится одновременно усомняться и удивляться. Резкая «действительно новизна» всегда вызывает сомнения, это нормальная здоровая реакция. А удивление вызывает умение идеологов новизны убедить инвестора отказаться от этих сомнений. Мы все хорошо знаем до сих пор неувядающий цветок «уникального, не имеющего аналогов» чего-то, обогнавшего своё время, из каких-то страшно секретных лабораторий СССР, не раз в году нас потчуют такими новостями (и тут же все о них навсегда забывают), вот и давайте посмотрим на историю реально нового и не имеющего аналогов, и попробуем разобраться насколько там всё «внезапно» и почему, всё-таки, инвесторы решились.

Начнём с сути – с идеи стартапа Energous. Потому что она настолько нечётко, сугубо «по-маркетинговому» описана в прессе, и именно по этой причине вызывает сомнения даже не «сразу», а до сих пор.

Речь идёт о системе беспроводной зарядки (то есть, передачи, приёма и преобразования энергии) со свободным размещением заряжаемых устройств в некотором участке пространства. Не нужно помещать устройство именно у катушки уже почти традиционной индуктивной системы беспроводной зарядки, никаких особых требований и ограничений – хоть случайно разбросай до 12 устройств в поле действия передатчика энергии (радиус примерно 5 метров), они будут заряжаться.

Уже в этом есть что-то фантастическое. Ещё хуже, что большинство «переписывающих новости» изданий ограничиваются загадочным описанием технологии на уровне «uses pocket-forming technology to accurately direct energy to the receiver». Загадочное «формирование карманов», почти нигде и никем не описанный термин, окончательно сбивает с толку и превращает описание в нечто эзотерическое, что очень любят весьма специфические ценители наследия Николы Тесла.

Это была общая картина «идеи Energous» в некольких предложениях. Если не всматриваться пристальнее, можно было бы на этом и остановиться. И даже обо всём этом забыть (причин много, и чуть позже попробуем разобраться, что они вовсе не в «принципиальной нереализуемости»). Но это только начало действительно интересной и даже в какой-то мере детективной истории.

Основной идеолог Energous, Михаэль Либман, человек в IT не просто не «новый», он уже создал несколько удачных компаний, которые были не менее удачно проданы. И он – серьёзный правообладатель целого патентного портфеля (более 100 патентов – не игрушка).

Причём «патентным троллем» назвать этого действительно очень опытного специалиста не поворачивается язык – все патенты объединены единой тематикой (Либман – выпускник MIT, специализация – высокочастотная связь и теория электромагнитного поля).

Главная идея Energous защищена целым пакетом взаимосвязанных патентов, из которых можно кое-что понять о принципе действия загадочного многоканального беспроводного зарядного устройства.

Во-первых, вероятнее всего, передатчик энергии в системе Enegrous является многолучевой фазированной антенной решёткой (антенной с электронно управляемой и формируемой диаграммой направленности). Известно, что рабочая частота этого передатчика совпадает с частотой Wi-Fi (5,8 GHz).

Во-вторых, положение в пространстве каждого из заряжаемых устройств должно быть довольно точно определено, для этого каким-то образом (каким именно, - не заявлено) используется Bluetooth LE канал устройства (патентная база даже предусматривает и этот нюанс, но для маркетологов, популярная "подача контента в зависимости от местоположения").

«Карман энергии» - образованный в результате управляемой интерференции лучей передатчика очень грубо говоря «сгусток» энергии (стоячей волны, прошу учесть – здесь я только пересказываю патент, любые претензии – не ко мне).

Сквозное управление всем процессом формирования стоячей волны позволяет сконцентрировать энергию передатчика в каком-то участке пространства, при этом в других участках она будет почти нулевой, а знание местоположения заряжаемого устройства позволяет правильно «навести» этот участок.

Дальше никаких тайн – классическая система energy harvesting (сбора энергии) в заряжаемом устройстве, цепи зарядки и собственно аккумулятор.

Очень сложная в реализации, по-своему красивая и «принципиально работающая» идея. О КПД которой пока ничего не известно (но кого особо интересует КПД таких систем, если суммарная стоимость зарядки типового по характеристикам IPhone, например, за год «накручивает» меньше 50 центов, а планшета – менее $2?).

Зато известно, что работающий прототип уже существует. Также известно, что не одна Energous пытается сделать что-то подобное. Есть ещё Ossia (маркетологи которой сначала вообще громко заявляют, что передача энергии для подзарядки аккумуляторов осуществляется чуть ли не «посредством WiFi», но потом тонко уточняют, что от WiFi может использоваться только WiFi антенна устройства, а аппаратные средства канала сбора энергии всё-таки надо встраивать). И есть ещё Wi-Charge, пытающаяся довести до пригодности собственную систему беспроводной зарядки со свободным расположением заряжаемых устройств, использующую оптический (лазерный инфракрасный) канал передачи энергии.

Итак, с идеей более-менее всё понятно (в деталях реализации там настоящая бездна, конечно, но это мы увидим из косвенного, не будем вдаваться в технические ужасы, потому что по моему скромному мнению это действительно исключительно сложная задача). Дальше начинается процесс её овеществления. Который даже сложнее всех технических деталей, ранее свойственных разве что оборонным системам (в «оборонке» фазированные антенные решётки используются в основном для радиолокации, они дорогие, очень дорогие даже без вычурного формирования управляемой интерференционной картины).

Первый прототип, передающий энергию на расстояние порядка полутора метра одному устройству, Либман показывает ушедшему в венчурные капиталисты Джорджу Холмсу, человеку с большой предысторией во всех уровнях продаж (включая топ-менеджмент) идеально профильной Lucent Microelectronics. И (вот где дар убеждения и вера в свою идею) убеждает Холмса в том, что массовая дешёвая фазированная антенная решётка, ещё и уникального назначения, ещё и с системой позиционирования заряжаемых устройства, с формированием нужной интерференционной картины – решаемая проблема.

Через Холмса и с его поддержкой будущая Energous получает первые инвестиции, $5,5 миллиона. Если кто-то решил, что будущая компания сразу бросается нанимать конструкторов и инженерный персонал – заблуждается. Модель, которую приняли для развития Energous – ранний выход на IPO, а для такого требуется солидный пул управляющих «с именем». Мелкая забавная деталь – наймом CEO занимался сам Либман, и замахивался на людей, недавно продавших успешные бизнесы за миллиардные суммы. Ещё забавнее, что именно из-за этого размаха Energous умудрилась попасть в скандальную хронику. «В пакете с CEO» в компанию попал и временный финансовый директор другой компании, Medbox, так спешащей «вписаться» в растущий рынок легализованной рекреационной марихуаны со своими автоматами продажи «потов», что поспешность оправдывала любые финансовые приёмы, в том числе и самые, мягко говоря, нечистые. Ничего нового – приписки в финансовой отчётности, подмена реальных убытков липовыми прибылями, весь пакет наивных корпоративных хитростей, которыми или временно «закрывают бреши», или вообще используют как метод, если компания создаётся «под быструю продажу» (советую поинтересоваться разбирательствами с Medbox, там действительно очень смешная детективная история).

В октябре 2013 компания «обрастает такими CEO, которых не стыдно показывать кому угодно» (ключевой фактор), выходит на IPO, акции подпрыгивают к марту 2014 до $9,6 (c $6 начальных).

Получив почти $28 миллионов, компания набирает хороших инженеров и параллельно запускает механизм «коммерциализации технологии». Следим за руками, - пока ещё беспроводное зарядное устройство не выходило из стадии прототипа. К ноябрю 2014 у компании уже есть больше ста официальных партнёров, картина с точки зрения маркетинга радужная, но, не забываем, что дальше прототипа пока ещё дело не идёт, серийной продукции нет. Что и сказывается падением цен акций – за день с $9,63 до $8,66, потом до $7.

Спасением от разочарования инвесторов становится январская выставка CES 2015 – здесь прототип Enegrous (это всё равно не совсем промышленный образец) буквально обласкан прессой и популярными блогами.

Кажется, всё почти очень хорошо, остаётся одна техническая мелочь – довести прототип до серийной, повторяемой и доступной продукции. И тут внезапно в Energous замечают, что системы стандартизации и Федеральная Комиссия связи США (FCC) как-то странно смотрят на беспроводной подвод энергии в заданные области пространства, не как на промышленную или бытовую технологии. Больше того, вообще никак не смотрят, не предусматривают такой технологии.

Что будет дальше – пока не совсем понятно, в Energous обещают инвесторам, что добьются FCC-сертификации уже в этом году и даже выпустят на рынок продукт (это только начало, потому что не оснащённые подсистемой energy harvesting устройства работать с такой «подзарядкой» очевидно не будут, и впереди ещё «окучивание» конечных производителей смартфонов и планшетов, они тоже должны принять технологию и использовать её).

Очень интересная история очень необычной технологии.

По-хорошему, если Energous действительно доведёт подобную систему до продукта, даже не представляю какой новый монстр появится в индустрии, потому что только массовая дешёвая антенная решётка ISM (свободно лицензируемого) диапазона 5,8GHz – это революция вовсе не в беспроводной зарядке гаджетов, а в робототехнике, например. Да в где угодно вообще, ничего подобного на рынке не существует. И вообще, любая подзадача в системе Energous – очень перспективная как самостоятельная, с явно многомиллиардными рынками (например, точное определение координат устройства – это же indoor навигация, и в системе беспроводной зарядки оно должно быть очень точным, длина волны 5,8 GHz всего порядка 5 сантиметров, а интерференционные картины определяются половиной длиной волны, фундаментального никто не отменял).

Но суть истории не в том. Energous, из-за привлечения внимания (в том числе и косвенными, не имеющими непосредственного отношения к самой компании, скандальными историями) даёт забавную картину hype-периода развития технологий, в которой всё может быть, а результирующее реальное развитие гарантируется двумя сугубо человеческими факторами – стремлением к разнообразию и любопытством. Даже если в истории Energous есть элементы аферистичности, даже если продукта никто не увидит (что тоже вполне возможно) – есть ещё несколько тысяч компаний, проходящих через нечто подобное, и из них пусть всего десять будут реальными – вот и реальное развитие.

Откланиваюсь.