Несколько слов о корпоративной социализации

22 май, 2014 - 09:25Ярослав Петрухно

Среди наиболее ярких трендов последнего времени – социализация. Причем речь все больше идет не только о персональной составляющей этого явления, но и о бизнесе.

По сути, социализация в нынешнем виде – это ни что иное, как реализация на практике концепции Enterprise 2.0. Основную идею данной концепции озвучил профессор Гарвардской школы бизнеса Эндрю МакАфи (Andrew McAfee) еще в 2006 г. Ее формулировка звучит так: «Enterprise 2.0 – это использование социальных программных платформ внутри компании или между компанией, ее клиентами и партнерами». Идея казалось бы проста – привлечь как можно больше людей для решения бизнес-задач, выявить скрытый потенциал сотрудников и применить их знания.

Бизнес так или иначе вовлечен в социализацию на глобальном уровне и развитие происходит по двум направлениям, причем зачастую одновременно. Первый путь – наделение систем управления предприятия (CRM, PM и т.д.) характеристиками социальной сети. Примером могут служить массово интегрируемые элементы социального взаимодействия в бизнес-системах. Второй путь – использование собственно социальных сетей для организации бизнес-процессов.

Очевидно, что на основе социальной сети невозможно построить полноценную систему управления бизнес-процессами, хотя бы из-за того, что здесь отсутствуют инструменты контроля и планирования. Но частичный уход от персонализации к краудсорсингу позволяет привнести новые элементы в подходы к управлению. Это позволяет вовлекать сотрудников в решение задач, без закрепления за ними конкретного сотрудника, как это происходит в классических системах управления.

Естественно, что такой подход не работает в отношении многих бизнес-процессов. Более того, в концепции Enterprise 2.0 приоритет смещается в большей степени на содержание, а не на форму, которая сама по себе является свободной (freeform). На практике такая форма выражена отсутствием workflow (free of up-front workflow).

Сложно сказать, как именно социализация бизнеса будет развиваться и какой из обозначенных путей станет доминирующим. На мой взгляд, грань между ними будет ощущаться все меньше.

Вероятно, уместно отметить, что на данный момент концепцию Enterprise 2.0 и социализацию бизнеса стоит рассматривать скорей как дополнение к «версии 1.0», чем как следующий этап эволюции.

Озвученные выводы основываются исключительно на полученном опыте социализации бизнеса путем перехода к краудсорсингу. На первом этапе удалось достичь положительных результатов: возможность управлять новыми идеями и дальнейшим мозговым штурмом, упрощенная организация взаимодействия сотрудников и партнеров, повышение эффективности процессов тимбилдинга.