Неизвестная IBM: Распродажа — 1970-2010

23 июнь, 2011 - 12:42Александр Черников

Несколько последних дней я описывал покупки IBM, совершенные в основном в последнее десятилетие. Очевидно, что Голубой гигант меняет направление своей деятельности в сторону интеграционных крупных решений и сервисов, одновременно избавляясь от других видов бизнеса с низкой нормой прибыли.

Об этом мы и поговорим сегодня.

Список проданных IBM подразделений можно вести еще с 70-х гг. прошлого столетия. Среди самых известных — бизнес принтеров, который превратился в Lexmark и продажа производства ноутбуков китайской Lenovo.
 
Lexmark была основана еще в 1991 г., когда IBM передала принтеры инвестиционной фирме Clayton & Dubilier, а в 1995 г. Lexmark вышел на IPO и стал открытой акционерной компанией.
 
Lenovo купила IBM PC Company Division, который продавал линейку ноутбуков ThinkPad в 2005 г. примерно за $1,75 млрд. Это было сделано весьма своевременно для IBM, поскольку конкуренция в сегменте ноутбуков продолжает усиливаться и чистая прибыль от их производства и так находится сегодня на минимально допустимом уровне.
 
Однако, если покопаться в истории продаж IBM, можно найти ряд интересных фактов. Некоторые из них приведены ниже.
 
1970-1990
 
SAP Software
 
Сегодня мало кто знает, что уважаемая немецкая SAP родилась из IBM в 1972 г. Она была основана пятью бывшими инженерами IBM, и первоначально была названа System Analyse und Programmentwicklung («System Analysis and Program Development»).
 
На свой страх и риск инициативу проявили немецкие инженеры IBM Dietmar Hopp, Klaus Tschira, Hans-Werner Hector, Hasso Plattner и Claus Wellenreuther.
 
Все началось с того момента, когда Xerox вышла из компьютерного бизнеса и наняла IBM для миграции ее бизнес-систем на технологии IBM.
 
IBM взяла за работу ПО Xerox DS/SAPE в счет кредита по контракту $80 тыс. ПО SAPE затем было передано IBM основателям SAP в обмен на приблизительно 8% их акций.
 
Prodigy
 
В 1984 г. IBM инициировала создание компании Prodigy Communications, ранее бывшей совместным предприятием с Sears, Roebuck and Co.
 
Prodigy предоставляла онлайновые сервисы, обеспечивая своим подписчикам широкий диапазон услуг, включая новости, прогноз погоды, рекламу магазинов и туристических бюро, информационные доски объявлений, а также некоторые онлайн-игры и опросы клиентов, вела колонки экспертов, банковские и биржевые новости.
 
К 1990 Prodigy стала вторым в мире поставщиком онлайновых услуг, имея 465 тыс. подписчиков и немного отставая от лидера данного сегмента CompuServe, у которого насчитывалось около 600 тыс. клиентов.
 
SatelliteSystems
 
В 1985 г. IBM продала свое подразделение SBS (Satellite Business Systems), основанное еще в 1975 г., компании MCI Communications. SBS была основана компаниями IBM, Aetna и Comsat. Последняя обеспечивала частную профессиональную спутниковую связь через ее сеть геостационарных спутников.
 
Copier, Duplicator Business
 
В 1988 г. IBM продала свой бизнес копиров и дубликаторов, включая обслуживание и контракты поддержки комании Eastman Kodak.
 
1990-2000
 
Lexmark
 
В 1991 г. IBM посчитала необходимым основать компанию Lexmark, которой передала разработку и производство клавиатур, электрических пишущих машинок и принтеров. Согласно условиям IBM сохранила 10% акций новой компании.
 
Позже Lexmark продала бизнес клавиатур и пишущих машинок, и теперь занимается исключительно лазерными и струйными принтерами, МФУ, а также печатью по заказам компаний и частных лиц.
Со своей стороны могу сказать, что R&D-подразделение и производство Lexmark, которые находятся в небольшом городе Лексингтон (штат Кентукки) в свое время произвели на меня довольно сильное впечатление основательностью и достижениями, когда в 2004 г. туда пригласили журналистов из различных регонов мира. Безусловно, наследие IBM сыграло в этом немалую роль.
 
Kalieda
 
В том же 1991 г. была создана компания Kalieda, совместное с Apple объединенное мультимедийное софтверное предприятие. Лаборатории Kalieda были одним из нескольких совместных предприятий Apple и IBM в начале 1990-х гг..
 
Идея альянса была достаточно проста: два компьютерных гиганта стремились противостоять влиянию Microsoft и растущему господству ее операционной системы Windows. Другие предприятия Apple и IBM в этот период включали разработку и продвижение ОС Taligent и платформы PowerPC, к которой был причастен альянс производителей чипов, в том числе и Motorola.
 
Taligent
 
Сотрудничество IBM с Apple в 1992 г. привело также к созданию совместной софтверной компании Taligent, которая должна была разрабатывать, продавать и поддерживать новую объектно-ориентированную ОС.
 
Проект был начат в Apple с целью замены Mac OS, но уже совместное предприятие с IBM переориентировалось на конкурирующую платформу к Microsoft Cairo и NeXTSTEP. Как известно, больших успехов в этом начинании не последовало и в конце 1990-х Taligent прекратила свое существование.
 
Multimedia
 
В том же 1992 г. IBM основала IBM Commercial Multimedia Technologies Group, которая, в свою очередь, сформировала частную компанию Fairway Technologies.
 
Rolm
 
Ну, и еще одно не слишком значимое событие 1992 г. — IBM продала свою 50% долю в комуникационной компании Rolm Co. немецкой Siemens AG.
 
Xyratex
 
В 1994 г. IBM рассталась со своей компанией Xyratex, которая разрабатывала и производила корпоративные подсистемы хранения данных и также занималась сетевыми технологиями.
 
Federal Systems
 
В том же 1994 г. крупный IBM Federal Systems Division, который выполнял работы для NASA, был продан компании Loral, которая стала называться более важно — Loral Federal Systems. Ее потом купила Lockheed Martin, в 1996 г. за $9,1 млрд, преобразовав в Loral Space and Communications.
 
Advantis
 
Любопытные метаморфозы произошли с основанной IBM в 1995 г. компанией Advantis, которая скромно занималась сетями передачи голоса и данных.
 
Это было совместное предприятие IBM и Sears, которые обладали пакетами акций соответственнов в 70% и в 30%. AT&T купила часть инфраструктуры Advantis в 1999 г., став AT&T Global Network новясь AT&T Глобальная Сеть, а IBM на всякий случай сохранила бизнес и стратегический аутсорсинг в этом совместном предприятии.
 
IBM Global Network
 
В конце концов IBM в 1998 г. продала свое подразделение Gobal Network компании AT&T, которая сформировала на его основе AT&T Business Internet.
 
Так что за 30 описанных лет в IBM произошло не слишком много «чисток». Проданные подразделения были очень разнонаправленными и могли вместе составить не более чем группу компаний, представляющую собой рыхлый конгломерат. Зато продажи последнего десятилетия очень хорошо показывают стремление IBM к монолитности и всеохватности выбранного ею направления деятельности — полное и законченное построение корпоративной инфраструктуры, начиная от консалтинга и заканчивая пожизненными контрактами сопровождения.
 
2000-2010
 
В третьем тысячелетии под руководством Лу Герстнера и Сэма Палмизано IBM, наконец, сделала последние решительные шаги по репозиционированию и оздоровлению компании. 
 
Hard Drives
 
В 2002 г. IBM продала свой давний и хорошо организованный бизнес жестких дисков Hitachi Global Storage Technologies, приблизительно за $2 млрд. Hitachi пересмотрела ассортимент, но и сейчас выпускает многие из устройств хранения данных, которые прежде производила IBM, в том числе жесткие диски IBM и микродвигатели к ним и накопителям на магнитных лентах.
 
IBM все же сохранила и продолжает разрабатывать системы хранения, в основном ленточные резервные копировщики данных, соответствующее программное обеспечение и крупные системы хранения ресурсов предприятия.
 
Lenovo
 
Пожалуй, самая обсуждаемая сделка IBM в 21-м веке — покупка в декабре 2004 г. китайским поставщиком персональных компьютеров Lenovo Group 90% Personal Systems Group IBM, в результате которой она получила около 10 тыс. служащих и $9 млрд дохода.
 
Printing
 
В январе 2007 г. IBM запустила трехлетний проект — совместное предприятие подразделения IBM Printing Systems и компании Ricoh, чтобы в итоге сформировать новый филиал, принадлежащий инвестору Ricoh, фонду InfoPrint Solutions. Стоимость сделки составила $725 млн.
 
Video Advice
 
Последняя акция в направлении «чистки» IBM относится к сентябрю 2009 г., когда она начала вести свой консалтинговый онлайн бизнес сервис совместно с компанией GuruOnline.
 
Вместо итога
 
Как видно, историю продаж IBM можно довольно четко разделить на три периода. В 1970-1990 гг. все происходило примерно так же, как и в других крупных корпорациях — от случая к случаю и без больших потрясений и изменений.
 
1990-2000 гг. характеризуются быстрым развитием принципиально новых корпоративных инфраструктур и «всеядность» уже начинает мешать, поскольку требует применения различных моделей ведения бизнеса. Первой «пошла под нож» периферия. С Apple, похоже, IBM не смогла договориться, даже имея сильного общего конкурента. В итоге обе они предпочли несколько сменить сегменты своей деятельности, оставив Microsoft бизнес недорогих ОС для массового рынка.
 
Затем настала очередь мультимедиа и коммуникаций. Первое направление активно захватывали растущие как грибы стартапы, а во втором давно работали старые солидные компании. И, наконец, федеральные заказы также не показались IBM надежным источником дохода, хотя она и сейчас активно сотрудничает по многим проектам с правительством.
 
Ну, а последнее десятилетие явилось логичным завершением начатой четверть века назад работы. К этому времени в мире было уже слишком много производителей надежных жестких дисков, ноутбуков, лазерных принтеров, чтобы активно конкурировать с ними за ничтожную норму прибыли. Логичным представляется и сотрудничество с GuruOnline, которая является опытной консалтинговой компанией. Так что теперь, пожалуй, ничто не мешает IBM сосредоточиться на своем нынешнем коньке — крупных корпоративных инфраструктурных решениях и быть успешной в данном сегменте.
 
Праздники и преемники
 
На праздновании юбилея, который прошел в IBM Research Center в Нью-Йорке, Сэм Палмизано прежде всего отметил, что на протяжении всех 100 лет своего существования компания поддерживалала корпоративную культуру, заложенную с момента основания фирмы отцом и сыном Уотсонами. «IBM всегда отличалась своим уважением к человеку, старанием быть лучшей во всем, чем она занималась, в том числе и в обслуживании клиентов» — сказал Палмизано.
 
Здесь присутствовали бывшие старшие руководители IBM, нобелевские лауреаты, получившие свои премии за исследования, выполненные в стенах компании, представители главных клиентов и более 20 «айбиэмерсов» (IBMers), которые готовили первые полеты NASA, а также 2 тыс. сотрудников IBM Research.
 
Некоторых согнули годы и они нуждались в помощи, чтобы занять свои места, но, тем не менее, они приехали и пользовались всеобщим почетом.
 
Кстати, отличная фотография IBM-дедов из IBM Research, которые в свое время делали RAMAC, была приведена в материале Кирилла Кузнецова «Жесткому диску – 50!» от 13 сентября 2006 г. Это еще целый кусок истории IBM, и перечитать его будет достаточно интересно.
 
IBM также впервые показала на юбилее фильм «Дикие Утки», дань клиентам, которые бросили вызов традиционным методам построения компаний. Режиссером «Диких Уток» стал Дэвис Гуггенхайм, получивший ранее Оскара за документальный фильм «Неудобная Правда».
 
Понятие «диких уток» ввел в IBM в 1959 г. Томас Дж. Уотсон мл. Он тогда сказал: «Мы убеждены, что любой бизнес нуждается в диких утках, и в IBM мы стараемся не приручать их. Вы можете сделать диких уток ручными, но никогда — ручных уток дикими снова».
 
В заключение праздника 2-тысячный хор айбиэмеров грянул «Ever Onward», а в заключительном слове было отмечено, что IBM и сегодня, в свои 100 лет, остается одной из самых молодых компаний на нашей «Smarter Planet».
 
На юбилее также довольно много говорилось о возможных преемниках Сэма Палмизано. Претендентов сегодня трое. Первым из них называют Вирджинию Рометти (Virginia Ginni Rometty), старшего вице-президента и руководителя дивизиона продаж, маркетинга и стратегии IBM. Другие   претендентыМайклДэниэлс (Michael E. Daniels), старшийвице-президент и руководитель дивизиона  сервисов, иРодни Адкинс (Rodney C. Adkins), старший вице-президент IBM Systems and Technology Group.

Неизвестная IBM Распродажа — 1970-2010

Слева направо: Родни Адкинс, Майкл Дэниэлс, Вирджиния Рометти, Сэм Палмизано и другие руководители IBM.
 
Согласно отчету Wall Street Journal, IBM уже довольно долгое время находится в процессе поиска преемника Сэма Палмизано, которому в этом году исполнится 60 — типичный возраст, в котором уходят CEO IBM. Палмизано собирается назвать следующего СЕО в течение следующих 12-18 месяцев.
 
Рометти, как глобальный лидер продаж, является ответственной за доход, прибыль и удовлетворение клиентов на 170 мировых рынках, где присутствует IBM. В этой роли Рометти отвечает за международные финансовые результаты IBM, которые вплотную приблизились к $100 млрд в 2010 г. Она также отвечает за глобальную стратегию IBM, маркетинг и коммуникационные функции.
 
Ранее Рометти занимала пост старшего вице-президента IBM Global Business Services и известна успешным проведением интеграции PricewaterhouseCoopers Consulting — команды из более чем 100 тыс. бизнес-консультантов и экспертов по сервисам.
 
Аналитики отрасли склоняются к тому, что опыт Рометти в продажах и услугах может сослужить ей хорошую службу в руководстве IBM, поскольку услуги все более становятся основной частью бизнеса компании. Рометти также оказалась бы первой женщиной, которая управляет IBM.
 
В свои 53 года Рометти считает, что вполне справится с постом главы IBM. Майклу Дэниэлсу уже 56, у него большой круг координирующих обязанностей, но его черырехлетняя эпоха вряд ли стала бы очень заметной в истории IBM. Родни Адкинсону 52, и 30 из них он работает в IBM, успешно двигаясь в иерархии, однако он скорее инженер, технолог и ученый, чем менеджер.
 
Адкинс возглавляет IBM Operating Team, ежедневно отвечая за рыночные операции и является членом Board of Governors for the IBM Academy of Technology. Однако, по общему мнению, ему не хватает опыта, чтобы продвигать сервисы, стратегическое направление IBM.
 
Все же для IBM, которая сейчас сталкивается с новым набором технологических проблем, связанных с мобильными и облачными вычислениями, такой технолог у руля, как Адкинс, может быть весьма полезен — хотя бы и ситуативно, до отработки новых направлений. Если он все же победит в этой гонке, то станет первым афроамериканским президентом IBM.
 
На этом я заканчиваю серию очерков об IBM — на закуску остается только небольшая фотогалерея 100-летней истории компании, которую наши читатели смогут увидеть завтра.
 
Да, кстати! Сайт TechRepublic к юбилею IBM предлагает небольшую викторину о истории компании. Она пользуется большим успехом: на вчера уже более 50 человек с теплотой написали о своих взаимоотношениях с IBM в разные годы. После серии наших очерков, думаю, читателям, в свою очередь, будет несложно ответить на десяток вопросов и интересно почитать комментарии.