Не экономии ради

8 сентябрь, 2009 - 14:35Андрій Кухар

Аутсорсинг вообще и ИТ-аутсорсинг в частности продолжают оставаться актуальной темой для обсуждения. Эта область довольно быстро развивалась до наступления новой экономической реальности. Сейчас же спрос на подобные услуги стал еще больше. Что интересно, изменился и сам взгляд на данную бизнес-модель: вместо способа сокращения расходов аутсорсинг теперь преподносят в качестве средства повышения эффективности деятельности.

Не экономии ради
Представители аутсорсинговых организаций сошлись во мнении, что собственные непрофильные подразделения компаний, как правило, не выдерживают сравнения с профессионалами по показателю цена/качество

Как полагают эксперты, деловой мир уверенно движется к сетевой экономике, когда важно не то, что компания делает сама, а то, как она умеет устанавливать взаимовыгодные связи с партнерами, которые являются специалистами в своей области. Аутсорсинг в различных сферах современного бизнеса набирает обороты день за днем. Эти течения постепенно становятся характерными и для нашей страны, с опаской принимающей все новое. О том, что потенциал для роста отрасли аутсорсинга в Украине есть, причем немалый, говорилось на Business Outsourcing Summit 2009, который состоялся 23 июля в столичной гостинице «Президент Отель». Мероприятие было организовано Meeting Point Ukraine при поддержке таких компаний, как De Novo, «Инком», Red Tree, InterСomp, «БМС Софт», а также «Инфопульс Украина» и «Юстар». Оно собрало, ни много ни мало, около 200 участников. Им были предложены достаточно разноплановые доклады, в которых шла речь об аутсорсинге в таких областях, как ИТ, логистика, финансы, управление персоналом. Поскольку нас интересуют вопросы, связанные с информационными технологиями, остановимся на них.

Не кризисом единым

Как известно, аутсорсинг применим в тех отраслях, где достигнут определенный уровень зрелости. «ИТ-индустрия входит в фазу развития, когда возможна эксплуатация внешних ресурсов», – утверждает Геннадий Карпов, директор по инновациям компании De Novo. Сегодня, когда затраты минимизированы, оптимизация необходима самой структуре предприятия для повышения эффективности его деятельности. Как этого добиться? По мнению выступивших на Business Outsourcing Summit 2009 руководителей компаний, которые предоставляют услуги аутсорсинга и активно развивают это направление в нашей стране, суть его сводится к тому, что какую бы ни было непрофильную работу следует отдавать на выполнение сторонним организациям. «Например, ИТ-направление для большинства предприятий относится к вспомогательным, что не позволяет им содержать квалифицированные кадры, – считает Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета „Октава Капитал". – Свой специалист, не имея достаточного количества задач и, следовательно, мотивации для развития, со временем склонен терять компетентность». Как результат, собственные непрофильные подразделения обычно не выдерживают сравнения с профессионалами по показателю цена/качество.

Говоря о цене услуг, эксперты сообщают, что, как правило, сэкономить здесь не получится, так как привлечение людей по аутсорсинговому контракту в структуру компании требует должных затрат. «Профессионалы не могут быть дешевыми в принципе, – уверен Александр Кардаков. – Но только с их помощью можно добиться повышения эффективности». За счет чего? Есть весьма очевидные выгоды. Например, снижение прямых затрат: исключение расходов на собственных сотрудников (в том числе зарплату, создание рабочих мест, аренду офисных помещений, выделение средств на телефонные разговоры, доступ в Интернет, транспорт и пр.) и содержание управленческого персонала, не говоря уже о косвенных – расходах на поиск, обучение, социальное обеспечение специалистов.

Имеет место и множество второстепенных факторов. Эксперты сходятся во мнении, что едва ли не самая важная роль аутсорсинга – в минимизации рисков. Главным образом она заключается в устранении человеческого фактора: люди, предоставляемые по аутсорсинговому контракту, обладают постоянством. «Представьте себе сотрудника, который никогда не болеет, не уходит в отпуск в неподходящее время, не увольняется без предупреждения и т. д.», – говорит г-н Кардаков. Более того, оказавшись виновником срыва работы, он в полной мере компенсирует принесенные убытки. Финансовая ответственность – непременный атрибут аутсорсинговых контрактов. Безусловно, все это положительно отражается на основной деятельности предприятия.

Каждому по потребностям

По словам Олега Сенькова, руководителя по продажам ключевым клиентам департамента сервисного обслуживания компании «Инком», выделяют несколько основных видов ИТ-аутсорсинга:

  • аутсорсинг ИТ-персонала (outstaffing) – привлечение специалистов к выполнению определенного вида работ (к примеру, в службе технической поддержки заказчика задействован персонал аутсорсера либо компания приглашает стороннего менеджера для участия в реализации ИТ-проекта);
  • аутсорсинг ИТ-инфраструктуры – администрирование и поддержка функциональности оборудования и ПО;
  • проектный аутсорсинг – реализация ИТ-проектов на основании ТЗ силами привлеченных со стороны компаний;
  • аутсорсинг ПО – администрирование и поддержка бизнес-решений (например, ERP-систем), а также их инфраструктуры;
  • аутсорсинг бизнес-процессов – подрядчику передается не только работа, напрямую связанная с ИТ, но и функции бизнес-подразделения;
  • стратегический (комплексный) аутсорсинг – делегирование абсолютно всех ИТ-функций внешнему поставщику.

В нашей стране наиболее востребован проектный аутсорсинг, так как заказчик физически не может обладать опытом по внедрению и эксплуатации всех решений, предлагаемых ИТ-рынком. Ряд компаний использует схему аутсорсинга отдельных задач или сервисов и пока только рассматривает концепции аутсорсинга инфраструктур и полноценного аутсорсинга. Как прогнозирует Геннадий Карпов, данные направления в ближайшем будущем изменят структуру украинской ИТ-индустрии. Популярностью пользуется аутсорсинг персонала. Например, такие услуги применяет «Эрсте Банк», являющийся клиентом компании «Инком». В данном случае собственный ИТ-персонал финансовой организации составляют считаные сотрудники.

Что интересно, в приведенном г-ном Сеньковым списке нет заказной разработки ПО, как не было вопросов, связанных с ней, на повестке дня саммита. Считается, что создание программного продукта является отдельным направлением деятельности, не имеющим непосредственного отношения к аутсорсингу.

Услуга за услугу

Напоследок давайте разберемся, почему аутсорсинг вообще и ИТ-аусторсинг, особенно в Украине, не пользовался большим спросом раньше, и только сейчас есть определенные признаки его востребованности. Как отмечает Геннадий Карпов, прежде чем передавать функцию на аутсорсинг, необходимо придать ей отчуждаемую форму, т. е. пока процесс находится в головах исполнителей, его невозможно поручать другим сотрудникам. Стандартизированный процесс – это необходимое условие для аутсорсинга. Его дополняет то требование, что руководство компании должно четко определить задачи, которые бы соответствовали стратегическим целям, убедиться в том, что поставщик услуг обладает должной квалификацией для их решения, и грамотно построить с ним отношения. С этими аспектами у западных организаций никогда не возникало проблем, поэтому они-то и лидировали по потреблению аутсорсинга, в отличие от отечественных. Как подчеркивает Александр Перепечин, генеральный директор Red Tree (Россия), у последних есть хороший потенциал для оптимизации затрат и повышения прибыльности своими силами. «Пока они могут и должны отлаживать внутренние процессы, аутсорсинг им не нужен», – уверен г-н Перепечин. Также, по мнению экспертов, украинским компаниям нужно время, чтобы в полной мере избавиться от порожденного ментальностью предубеждения, что реализация проектов собственными силами стоит дешевле, чем привлечение дорогих профессиональных консультантов.

Достаточным же условием для роста сегмента ИТ-аутсорсинга, который в общем объеме украинского ИТ-рынка пока практически незаметен, считается развитость предложения. Пока же оно таковым не является. «Зачастую аутсорсеры сидят и ждут, когда клиенты к ним сами обратятся, – полагает Александр Кардаков. – А нужно формировать рынок, четко позиционируя себя и свои услуги». В качестве примера компании, которая достигла профессионального уровня в данном деле, г-н Кардаков назвал «Датагруп». Оператор решений, а не просто интернет-провайдер, изначально ориентировался на предоставление сервиса высокого уровня. Как результат, сегодня он располагает 38% отечественного рынка передачи данных и продолжает расти даже в кризисных условиях.