Не-hype IoT и забавные отзвуки электроавтомобилей в полупроводниковой промышленности

15 сентябрь, 2015 - 17:05Андрей Зубинский

Без всякой помпы IBM вчера (14.09.2015) анонсировала создание двух новых подразделений, объединяющих достижения корпорации в Big Data, когнитивном компьютинге и аналитике, в том самом IoT и, наконец, в образовании.

Очень интересна и показательна персона и нового генерального менеджера этих подразделений – Харриет Грин пришла в IBM c багажом CEO туристической Tomas Cook Group (с годовым оборотом как будто из большой промышленности, почти $10 млрд) и исполнительного директора крупнейшего европейского дистрибьютора электронных компонентов Premier Farnell (и даже награждена Королевой Орденом Британской Империи за работу на благо общества и Короны в электронной индустрии). Удивительное сочетание, но, похоже, как раз подходящее для специфики IoT-направления в понимании IBM.

Масштабы подразделений и объёмы финансирования известны – более 2 тысяч консультантов, исследователей и разработчиков, $3 млрд на ближайшие 4 года. Известны и целевые рынки – от погодных сервисов до «умных городов», промышленного производства электроники и, обязательно, автомобилестроения. Важно не забыть эту мелкую деталь – IBM «заглядывает» в автомобильную промышленность уже не как поставщик сугубо программных систем «общего назначения».

Сегодня же SIGFOX (можно сказать первопроходцы в масштабных IoT системах) объявила о взаимодействии с французским оператором спутниковой связи Eutelsat Communications и о стратегическом использовании технологии Smart LNB при построении своих будущих систем. За этим коротким заголовком в новостях скрывался целый пласт для меня совершенно нового. Оказалось, что Smart LNB – это действительно очень интересно, даже странно, что вокруг неё так мало «шума».

Smart LNB – по сути, IoT «добавка» к системам спутникового телевидения (DTH), причём с двусторонней низкоскоростной связью (160 KBps). Приём данных осуществляется на тех же частотах спутникового телевещания из Ku-диапазона, передача возможна в Ka-, С- и Ku-диапазонах (частоты не привожу, всё есть в википедии). Похоже, в своё время крупные операторы спутниковой связи начинали такие проекты для построения систем интерактивного TV, но сейчас открылись настолько интересные и совершенно новые возможности такой технологии, обещающей быть дешёвой (стоимость комплекта Smart LNB со спутниковой «тарелкой» заявлена на уровне $40), что в Eutelsat ведут интенсивную разработку одночиповой реализации Smart LNB ресивера, и она ожидается на рынке уже в следующем году.

Для крупных IoT-систем появление такого канала приёма-передачи данных (160 KBps – далеко не так медленно, как кажется) означает возможность построения масштабных локальных инсталляций (основанных на какой-то малопотребляющей и дешёвой радиосети из всего доступного спектра), совершенно не зависящей от наличия затратных каналов связи «с внешним миром» (проводных, GSM или 3-4-NG, все они всё равно требуют развёртывания наземной инфраструктуры).

Само собой, Smart LNB интересна и в связке с классическим спутниковым телевидением (Eutelsat планирует их полностью «скрестить» и все новые тюнеры и «тарелки» будут обеспечивать функциональность Smart LNB). Это позволяет создавать совсем новые масштабные системы connected homes и вообще является самостоятельной очень аппетитной областью, потому и первопроходцы спешат «застолбить» здесь своё место.

В общем, hype безусловно есть, но где-то за маркетинговым шумом IoT тихо-тихо уже становится массовой системой планетарного масштаба. Впечатляет.

Теперь немного об электромобилях. Список производителей пополняет Porsche (что косвенно показывает – всё ещё идёт «обкатка» технологий на элитах, потому что ценовой диапазон у Porsche, как и Tesla, далеко не «народный»). Машина будет красивой (и было бы странно, если бы иначе), но в ней интересны вовсе не экстерьер-интерьер-параметры.

Не-hype IoT и забавные отзвуки электроавтомобилей в полупроводниковой промышленности

Porsche первыми в автоиндустрии увеличили напряжение силовой бортсети (и аккумуляторных батарей, соответственно) до 800 вольт. Увеличение рабочего напряжения силовой батареи и основных двигателей электромобиля – не прихоть, а спасение от очень высоких токов (и при таком рабочем напряжении всё равно речь идёт о сотне с лишним ампер) и ускорение зарядки.

Естественно, за это приходится расплачиваться очень высокими требованиями к силовой электронике. И тут интересно заметить одну деталь. Сравнительно высокие (сотни вольт) напряжения – не такое частое явление в массовой продукции. И, между тем, множество производителей направляют серьёзные усилия на разработку и доведение до серийного производства, например, сверхскоростных высоковольтных мощных нитрид-галлиевых (GaN) транзисторов с субнаносекундным временем переключения. Это массовое явление, не единичные уникальные разработки. Похоже, аналитики  производителей компонентов видят в полноценных электрокарах скорое будущее и рыночную нишу, которую уже надо заполнять.

Точно так же интересно оценить развитие рынка микросхем, управляющих зарядом больших батарей, это очень непростая задача (в первых Tesla, например, рабочая батарея набиралась из 6831 цилиндрических литий-ионных аккумуляторов, и все они должны в процессе зарядки быть очень хорошо сбалансированы, неравномерная зарядка разных элементов в такой батарее резко сокращает её срок службы, а чтобы проиллюстрировать насколько это важно и сложно – маленький факт: более 60% патентов Tesla непосредственно относятся именно к рабочей батарее и процессу её заряда, рекомендую этот очень интересный обзор патентной активности в электромобилях).

Ну и немного косвенного, что вообще почти никому не заметно. Как ни странно, но всё взаимосвязано. Все уже почти забыли аббревиатуру Li-Fi (помните, технология высокоскоростной оптической передачи данных?), а она никуда не делась. Основной разработчик её, Институт микросистем фотоники (Общество Фраунгофер, Германия), объявил фактически пригодное к промышленному производству очень интересное и неожиданное воплощение этой идеи – микросхемы бесконтактного межплатного изолирующего соединения со скоростью передачи до 12,5 гигабит в секунду. Промышленные потребители и, опять же, автопроизводители, явно эту разработку оценят. Потому что где сотни вольт и сотни ампер – там необходима очень хорошая электрическая изоляция, в том числе и высокоскоростных подсистем, например, управляющих двигателями.

Откланиваюсь.