Навигационный смартфон: с автокомплектом или без?

7 апрель, 2010 - 17:13Роман Хархалис

На сегодняшней презентации, посвященной началу продаж Garmin-ASUS nuvifone M10 в Украине выяснился любопытный факт. Все мы привыкли, что любые устройства "с намеком" на навигацию обязательно содержат в комплекте автокомплект, пардон за каламбур. "Автокомплект" - это набор из держателя на присоске, крепящегося на лобовое стекло или, через специальный диск с липкой основой - на торпедо, а также шнура для зарядки от гнезда прикуривателя. Так вот, в nuvifone M10 этого не будет.

Навигационный смартфон с автокомплектом или без?

Стереотип о важности бесплатного автокомплекта настолько въелся в сознание, что первой реакцией на эту новость (моей, в первую очередь, хотя зал отреагировал схожим образом) было: "Как это?!". Почти идеальную модель, с отлично сбалансированными параметрами, интересной LBS- и навигационной функциональностью и весьма привлекательной ценой - взяли и прямо-таки похоронили еще до начала продаж!

Но по зрелом размышлении я все же склонен считать, что это не такое уж глупое решение. Ну или необязательно глупое. Или даже вполне неглупое. Ну, как-то так...

Без автокомплекта смартфон будет стоить в Украине $485. Его наиболее близкий аналог, HTC Touch Diamond 2, стоит примерно столько же. Он укомплектован самым примитивным образом, разумеется, никакого автокомплекта там нет. Но нет и карты Украины, а у Garmin-ASUS она есть. Заметим, что карта Украины, при нынешней "технологии" ее предустановки на смартфон - штука не совсем дешевая, картографические компании дешево лицензию не отдадут. Карты требуют очень высоких расходов на развитие и актуализацию, "подгонка" под оболочку смартфона и тестирование на стабильность тоже добавляют свои пять копеек. Все это раскладывается на конкретное количество проданных устройств в виде поштучного лицензионного отчисления. По моим прикидкам, стоимость карты для одного проданного смартфона находится в пределах $40-80. В итоге, надо полагать, что карты Украины, автокомплект и цена до $500 не удалось совместить в одном продукте. Как говорится, выбирайте два из трех.

Второй аргумент в пользу отсутствия автокомплекта заключается в том, что большинство конкурентов поставляются без него и вполне неплохо себе продаются. HTC не вкладывала "кар-киты" никогда, за исключением моделей Touch Cruise, которым его наличие не особо помогло, Samsung - никогда, Nokia - совсем никогда. При этом роль навигации в наборе функций смартфонов этих брендов всегда считалась большой. И ничего, живы.

Третий аргумент: якобы по результатам исследований среди потребителей на Тайване оказалось, что кар-киты из комплекта смартфонов используют только 30% покупателей, остальным 70% они не нужны ввиду того, что они пешеходы. Думаю, эта статистика вполне применима к Украине, учитывая, что соотношение автомобилистов к числу потенциальных покупателей смартфонов у нас еще меньше. Более того, появилась даже мысль, что на автокомплект в смартфоне большинство потребителей реагируют со знаком "минус", думая "это устройство, для тех, у кого есть машина, у меня машины нет, значит - не для меня". Таким образом, кар-кит не расширяет, а даже сужает потенциальную аудиторию.

В итоге смартфон без автокомплекта будет стоить $485, автокомплект к нему - $35. Я думаю, это вполне выгодный для покупателя вариант. Кто не ездит за рулем - получает смартфон дешевле, кто ездит - докупает автокомплект по весьма невысокой цене, а учитывая, что автокомплект у Garmin-ASUS слегка непростой (читайте обзор!), его весьма полезно приобрести.

Но не отпугнет ли потенциального покупателя необходимость приобретать отдельно аксессуар, который они явно рассчитывают получить в комплекте?

Я считаю, что в данной ситуации - нет, и вот два аргумента в пользу этого вывода.

Во-первых, нужно задаться вопросом, "отпугнет куда?". Кто прямой конкурент nuvifone M10? Есть ли у них в комплекте карты Украины? Ах, можно установить? Те, кто даже не может, а просто задумывается о том, чтобы что-либо установить, и те, кто ищет решение "из коробки" - очень разные люди, "и вместе им не сойтись" (с), так что вычеркиваем, да и автокомплектов в коробке у конкурентов тоже нет. Так что с этой стороны опасаться нечего.

Во-вторых, если четко сработают дистрибьютор и продавец, цена и комплектация может быть более точно оптимизирована под идеального покупателя. Подчеркиваю: если четко сработают! Здесь нужно обеспечить две вещи - гарантированное наличие автокомплекта в магазине (и жесткий контроль цены! молодцы, которые установят на кар-кит наценку 100% способны сильно повредить продажам модели и марке Garmin-ASUS) и настроенность готовность продавца "по умолчанию" предлагать автокомплект. Другими словами, алгоритм должен быть таким. Покупатель: "Заверните мне, пожалуйста, M10". Продавец: "Вам с автокомплектом или без?". Если не будет car-kit в наличии, или будет по неадекватной цене, или продавец забудет предложить - покупатель уйдет, причем с негативным настроем по отношению уже не только к магазину, но и к Garmin-ASUS вообще.

Таким образом, я думаю, что само по себе отсутствие автокомплекта в наборе не является большой проблемой. Но оно требует непривычного для наших широт, мирового уровня логистики и работы продавцов. На кону - продажи модели и репутация Garmin-ASUS. Это риск. Посмотрим, оправдается или нет.

А что вы думаете по теме, вынесенной в заголовок? Нужен ли навигационному смартфону "обязательный" car-kit? Было бы интересно выслушать мнение и пользователей, и тех, кто имеет отношение к дистрибьюции и продажам смартфонов.