Над SOA сгущаются тучи

9 июнь, 2010 - 12:19Сергей Мишко

Идея сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA), при всех ее декларируемых преимуществах для бизнеса, не один год будоражила умы представителей ИТ-индустрии. Однако вскоре после начала мирового финансового кризиса в этой сфере наступило определенное затишье. А недавно в Сети даже появился некролог, посвященный SOA. Что произошло?

Создателем нашумевшей заметки стала Энн Томас Манес (Anne Thomas Manes), признанный эксперт в области веб-сервисов и автор книги «Web Services: A Manager's Guide». В своем блоге она написала, что официальной датой кончины SOA следует считать аккурат 1 января 2009 г. Для многих компаний миллионные инвестиции в ИТ, сделанные накануне кризиса, с его началом превратились в бесполезную трату бюджетов. Корпоративные информационные системы не сумели в полной мере адаптироваться к резко изменившимся условиям ведения бизнеса. Как следствие, ожидаемого сокращения расходов на ИТ не произошло, системы стали только более уязвимыми, а проекты – долгосрочными. Подогретый маркетологами оптимизм по отношению к SOA сменился горьким разочарованием.

Впрочем, не для всех, можно отыскать и противоположные примеры. Одна из самых показательных и поучительных историй успеха принадлежит Bechtel – североамериканской компании с более чем 100-летней историей, занятой в области проектирования, строительства и управления проектами. Ее штат насчитывает свыше 40 тыс. сотрудников по всему миру, а такие проекты, как туннель и железная дорога под Ла-Маншем или международный аэропорт в Гонконге, красноречиво говорят сами за себя. На волне докризисного роста перед Bechtel возникла непростая задача обеспечить оперативный доступ к бизнес-приложениям множества новых специалистов, находящихся в различных точках планеты. Поскольку компания на постоянной основе прибегает к услугам сторонних субподрядчиков, дополнительно предстояло побеспокоиться об обеспечении сохранности данных и защите прав интеллектуальной собственности. Наконец, поддержка нескольких сотен разрозненных приложений влетала в копеечку, возникла настоятельная потребность в оптимизации.

Гейр Рамлет (Geir Ramleth), ИТ-директор Bechtel, решил не изобретать велосипед, а последовать примеру законодателей мод ИТ-индустрии. Он подсчитал, во сколько YouTube обходится сетевая инфраструктура, Google – сетевое администрирование, Amazon.com – системы хранения данных, salesforce.com – поддержка ПО. Детально изучил эффективность бизнес-операций этих компаний. По всем оценкам выходило, что решение состоит в переходе к модели предоставления приложений в качестве сервисов (Software-as-a-Service, SaaS), производной от SOA. В результате успешного перехода на SaaS Bechtel удалось существенно сократить количество используемых приложений и достичь упрощения бизнес-операций. Правда, для этого компании предварительно пришлось полностью перестроить глобальную ИТ-инфраструктуру, положив в ее основу самые современные технологии виртуализации серверов и СХД.

Преимущества SOA

Что бы там ни говорили скептики, но большинство предприятий продолжают испытывать острую необходимость в оптимизации архитектуры имеющегося корпоративного ПО. Нередко очень разношерстного (содержащего унаследованные системы) и вдобавок ко всему – территориально распределенного. По крайней мере, в теории сервис-ориентированный подход позволяет ускорить интеграцию данных и бизнес-процессов, сделать возможным внедрение составных приложений (mashups) и реализовать концепции SaaS и cloud computing. Другое дело, что под влиянием экономического кризиса в 2009 г. ИТ-бюджеты были значительно урезаны, и о масштабных внедрениях новых технологий многим на время пришлось забыть.

Имеющие отношение к SOA проекты действительно дорогостоящие. По оценкам AMR Research, на них в среднем необходимо потратить не меньше 500 тыс. долл., что даже по докризисным меркам весьма ощутимо. При этом полнофункциональные инструменты для бизнеса, основанные на SOA, предлагают всего несколько ведущих мировых поставщиков, среди которых IBM, Microsoft, Oracle, SAP. А значит, рассчитывать на существенное удешевление таких проектов в обозримом будущем точно не стоит.

В своем некрологе г-жа Манес утверждает, что отказ от перехода на SOA является настоящей трагедией для ИТ-индустрии. Ведь недаром появление ориентированного на сервисы ПО принято считать очередной революцией в программной индустрии и следующим витком развития после объектно-ориентированного подхода (ООП). Если объекты представляют собой упрощенное или идеализированное описание реальных сущностей предметной области, то сервисы в парадигме SOA (не путать с веб-сервисами) – это отдельные функционально законченные узлы КИС, способные взаимодействовать друг с другом, получать, обрабатывать и выдавать информацию. Посредником между сервисами выступает сервисная шина (Enterprise Service Bus), которая обеспечивает унификацию формата обмена данными, его синхронизацию и управление.

И вот здесь как на ладони проявляется неоспоримое преимущество сервис-ориентированного подхода и SOA. Все дело в том, что в рамках SOA любой бизнес-процесс можно реализовать через последовательность вызовов определенных сервисов. В этом контексте их доступный набор представляет собой строительные блоки, из последовательности которых в дальнейшем выстраивается автоматизация бизнес-процессов. Таким образом, сервисная ориентация позволяет ИТ-службам компаний четко реагировать на нужды бизнеса и легко решать задачи технической и функциональной масштабируемости.

Проблема в головах?

В теории все красиво и очевидно, а на практике – неоправданные надежды и растущий скепсис. «SOA стало плохим словом, его необходимо исключить из лексикона», – констатирует Энн Томас Манес в своем некрологе, основываясь на сведениях представителей бизнеса.

Но разве проблема только в неоправданной дороговизне SOA-проектов и невозможности их полноценной реализации в современных экономических условиях? Детальный анализ успешных и потерпевших фиаско проектов в области SOA позволяет сделать неутешительные выводы. Впору говорить о системной близорукости ИТ-департаментов компаний из числа неудачников. Стратегическое по своей природе средство, которым и является SOA, в них стремились применять для решения задач тактического характера. Между тем Редигер Спайс (Ruediger Spies), вице-президент по корпоративным приложениям центральноевропейского подразделения IDC, считает, что по своей природе SOA-проекты даже более долгосрочные, чем ERP. В отдельных случаях следует ориентироваться на временной масштаб в 12–13 лет и уж точно не рассчитывать на сиюминутный эффект. Вообще говоря, аналитики из IDC с оптимизмом смотрят на перспективы сервис-ориентированной архитектуры. Во многом этому способствуют полученные недавно данные опроса, согласно которому 83% ИТ-директоров по-прежнему считают SOA действенным средством для сокращения издержек, а 40% и вовсе готовы приступить к ее использованию в краткосрочной перспективе. В ближайшие три года объемы выделяемых на SOA средств должны увеличиться на четверть, и причиной тому – растущий интерес к облачным вычислениям.

По мнению экспертов, рассматривать SOA в качестве средства сшивки «лоскутных одеял» в корне неверно – это одно из возможных применений, но не самое важное. Переход на сервис-ориентированную архитектуру выходит далеко за пределы развертывания новых ИТ и создания сервисных интерфейсов для существующих приложений. Приходится вносить изменения в структуру всего портфеля корпоративного ПО, что, в свою очередь, влечет за собой полную трансформацию принципов работы и взаимодействия ИТ-служб в компании. В Bechtel начали с чистого листа, но чтобы прийти к пониманию этой необходимости, ИТ-департамент потратил целый год на изучение релевантного опыта других компаний.

P. S.: SOA 2.0 не за горами

Еще вовсю продолжают бушевать дебаты на предмет целесообразности перехода на SOA и дальнейших перспектив концепции, а с подачи Oracle вот уже несколько лет говорят о SOA 2.0. Ключевым компонентом для сервис-ориентированной архитектуры будущего должен стать пакет Oracle Event-Driven Architecture Suite, преимущественно состоящий из программных средств промежуточного уровня Oracle Fusion Middleware. Доступный в нем инструментарий позволяет идентифицировать и анализировать бизнес-события, после чего реагировать на них в масштабе реального времени.

Недоброжелатели Oracle поспешили предложить свою версию расшифровки аббревиатуры SOA – Stupid Oracle Acronym. Безусловно, данная концепция все еще остается очень сырой и пока не находит применения на практике. Вместе с тем появление сервисов, способных действовать и трансформироваться в реальном времени в соответствии с изменяющимся характером бизнес-операций, несомненно, рано или поздно должно стать следующим этапом развития SOA. Конечно, если только сама идея сервис-ориентированной архитектуры не изживет себя скорее и на рынке не появится более действенная альтернатива.