На "струйном" рынке почти без перемен
31 июль, 2002 - 23:00Сергей Горбунцов
Представить картину украинского рынка струйных принтеров будет, пожалуй, не очень сложно. Во-первых, здесь работают всего четыре производителя, и, во-вторых, поставками устройств занимаются не так уж много дистрибьюторов. А из тех изменений, которые могли повлиять на структуру продаж, расстановку сил или спрос, можно выделить только уход Xerox, дальнейшее снижение цен и улучшение параметров массовых моделей.
Структура рынка
Мнения игроков о емкости рынка разнятся достаточно сильно. Оценки колеблются
от 100 до 200 тыс. единиц или в денежном выражении -- от 10 до 15 млн. долл. При
этом производители все-таки больше склоняются к верхней границе. Так, по словам
Натальи Орловой, руководителя дистрибьюторского отдела представительства Lexmark
в странах СНГ и Балтии, количество реализованных в Украине в 2001 г. струйных
принтеров достигло 180 тыс.
Что
же касается структуры продаж устройств по классам, то здесь мнения продавцов практически
совпадают. Массовым моделям отводится около 80%, на аппараты верхнего уровня,
включая принтеры, ориентированные на бизнес-пользователей, и фотопринтеры, приходится
18%. Вероятно, в следующем году должно произойти существенное расширение именно
доли устройств верхнего уровня. Уже сейчас, по словам Ольги Орловой, общее снижение
цен фактически не отражается на прибыли и компенсируется ростом продаж. Сбыт широкоформатных
принтеров за последнее полугодие вырос с 0,5 до 2%. Причем, по мнению Сергея Усаткина,
менеджера отдела дистрибьюции DataLux, сегмент широкоформатных устройств, который
сегодня оценивается в 1000 штук и 3 млн. долл., в текущем году должен стать одним
из самых динамичных. Предполагается, что рост здесь составит 100% в единицах продукции
и 80% в денежном выражении.
А вот в оценках рыночной доли фотопринтеров единого мнения не существует. Как отмечают в DataLux, на них приходится около 15% продаж, в то время как у Canon, по данным киевского офиса компании, их доля не превышает 1%.
В целом, по прогнозам поставщиков, увеличение объемов продаж в 2002 г. вряд ли превысит 30% в единицах продукции и 10% в денежном эквиваленте. По данным Lexmark, медленный рост продаж в деньгах обусловлен, прежде всего, падением цен на массовые модели струйных принтеров, а также постепенным насыщением рынка, косвенным подтверждением чему является, кстати, изменение соотношения объемов реализации этих устройств и расходных материалов.
Результаты небольшого опроса показали, что, например, в DataLux продажи принтеров Lexmark и оригинальных материалов к ним соотносятся в пропорции 7:3. По сведениям киевского офиса Canon, объемы продаж этих двух категорий товаров почти сравнялись, а в ERC по итогам продаж за последний год соотношение составило 5:3.
Тем не менее, как показал недавний блиц-опрос (
itc.ua/10608),
сегодня на рынке расходных материалов преобладает неоригинальная (совместимая,
перезаправленная и поддельная) продукция. На оригинальные в среднем по всем торговым
маркам приходится около 25--30%, что, безусловно, не может радовать поставщиков.
Ведь известно, что основной доход и производители, и продавцы принтеров получают
именно от выпуска и реализации расходных материалов. Поэтому и в текущем году
они продолжат работу по продвижению оригинальной продукции и рассчитывают на существенный
рост ее сбыта.
Торговые марки
Статистика поставщиков свидетельствует о том, что сегодня ситуация на рынке,
в общем-то, не очень отличается от той, которую можно было наблюдать год назад,
соблюдены те же пропорции и распределение долей. Причем детальный анализ структуры
предложений этих устройств в еженедельнике "Hot Line" показывает, что
наибольшее число позиций, как и в августе 2001 г., занимает Hewlett-Packard с
34%, следом идут Epson и Canon практически с равным числом предложений, а замыкает
список производителей Lexmark (11%).
Скорее всего данное распределение соответствует и реальным позициям этих торговых марок на рынке. По крайней мере, не вызывает сомнения лидерство Hewlett-Packard, причем некоторые дистрибьюторы считают, что рыночная доля этого производителя приблизительно равна сумме долей Epson и Canon. А вот точно определить, какая из двух последних марок занимает второе место, вряд ли возможно. По данным "Hot Line", структура предложений в июне (см. диаграмму) такова, что по количеству позиций второе место принадлежит Epson (29%), а третье Canon (25%). Тем не менее в течение года это соотношение менялось в пользу то одного, то другого производителя. По всей вероятности, Epson и Canon сегодня занимают приблизительно равные позиции, а Lexmark замыкает список.
Нельзя не сказать об уходе с рынка струйных принтеров Xerox, о чем было официально объявлено весной 2002 г. Однако рыночная доля этого производителя в начале года, по различным оценкам, составляла порядка 4--5%, поэтому исчезновение струйных принтеров Xerox из ассортимента местных поставщиков практически не сказалось на позициях других марок.
Тенденции
Как и раньше, наибольшим спросом на рынке пользуются массовые модели стоимостью до $100. При этом постепенное снижение цены на устройства класса low-end характеризуется постоянным улучшением параметров принтеров, в том числе и качества печати. Так, весной этого года практически все производители объявили о взятии очередных рубежей разрешающей способности принтеров начального уровня -- 3600 и 4800 dpi.
Фактически массовым потребителям сегодня стали доступны принтеры, которые еще год назад относились к более высокому классу. Однако сегодня проблема выбора в этом сегменте осложняется из-за схожести характеристик устройств и небольшого разброса цен на модели различных производителей (обычно не более $3--5). Как следствие, многие пользователи, ориентируясь на невысокие начальные инвестиции при покупке принтера, все большее значение придают его экономичности при последующей эксплуатации, что определяется стоимостью и ассортиментом доступных на рынке расходных материалов, возможностью использования неоригинальных расходников, а также некоторыми конструктивными особенностями самих устройств.
Среди тенденций, наиболее активно проявившихся в этом году, можно отметить проникновение струйной печати в офис. Ведь за последний год появились модели, ни по производительности, ни по экономичности не уступающие лазерным принтерам.