`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Юрий Жуковский

«На многие лета…», или зачем покупать сервер-«бабушкофон»

+68
голосов

В мире, где чуть ли не каждые 2-3 года меняется технологический стек, идея купить «сервер на 5 лет» является неэффективной растратой средств и индикатором низкой технической грамотности.

За примером далеко ходить не надо – попробуйте купить в розничной сети (а не на вторичном рынке) мобильный телефон модели 2-х летней давности…
Что, сложновато?
Ок, допустим, он у вас уже есть 2-х летний мобильный телефон.
Но слегка сломался.
Так его можно отремонтировать!
Ура, идем в фирменный сервис-центр…
И узнаем, что стоимость замена экрана сравнима с покупкой нового телефона. Более современного, с более высокими характеристиками, да еще с гарантией на год!
Это если экраны вообще еще доступны…
Но ведь есть еще и не фирменные сервисы!
Ура, идем в недорогой сервис-центр.

Где нам предлагают недорогой «аналог», что обходится в 2 раза дешевле.
Но по-прежнему сравнимо со стоимостью нового телефона, может чуть более бюджетной модели, но со сходными характеристиками. И с гарантией на год…
Этот принцип не совсем работает для TOP-моделей телефонов, там нужно не 2 года, а 3-4 года для достижения того же эффекта. Но и TOP-модели далеко не все покупают, и результат в итоге тот же.

По статистике IDC, больше трети двухпроцессорных серверов отгружается с одним установленным процессором.
Так сказать, «на вырост».
Т.е. покупатель планирует через некоторое время докупить еще один процессор, еще что-то…

А ведь на рынке серверного оборудования, на самом деле, ситуация аналогичная рынку бытовых смартфонов.
Достаточно сравнить, сколько ядер в CPU можно было купить 3 года назад и сейчас за одну и ту же сумму.
Или какого объема SSD можно купить сейчас и можно было купить 3 года назад за те же деньги.
Это уже не говоря о том, что 3 года назад преимущественно в серверах устанавливали механические выражающиеся HDD, а сейчас даже у недорогого Hetzner подавляющее большинство предложений на SSD.
Более того, даже интерфейс для средств хранения данных постепенно становиться не SAS/SATA, а NVMe да еще и в варианте с «горячей заменой».
А всего 3 года назад таких предложений даже небыло на рынке!

Не будет ли более грамотно исходить из бизнес-тенденций «оперативного планирования» максимум  1-2 года?
Ведь через 2-3 года за деньги, потраченные на 2-х процессорную систему с 1-м процессором можно будет просто купить новый сервер!
Более мощный, более экономичный, с поддержкой новых технологий…

Тогда в чем смысл покупки «сервера на 5 лет»?

P.S.: Фин. директору, требующему у IT-специалиста «купить сервер на 5 лет», наверное, будет корректно предложить показать составленный им бюджет предприятия на следующие 5 лет.

+68
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Я Вам опишу погляд з іншого боку. Неприбуткова організація, але з грошіма. Фінансовий рік закінчується в березні, відповідно,з лютого по квітень - ембарго на закупівлі, внутрішні узгодження на планову закупівлю серверів, зазвичай, забирають приблизно пару місяців,а я знаю, що виготовлення і доставка серверів з заводів на Тайвані, забирає не меньше місяця, абуває і до трьох місяців. Відповідно, я маю подати свої плани, десь у серпні-вересні. І я змушений вибирати лише з того, що я реально отримаю, а якщо мені "припікає",то - лише з того, що вже наявне в Україні на складах інтеграторів і офіційних представників.
Можливо, Ваша думка і слушна, але, на приктиці: сервери я міняю "перескакуючи" через два-три покоління і через ті самі 4-5 років реально часу. Якщо коротко: 1 (один) і навіть 2 (два) роки - це нереальний термін планових оновлень для організацій з плановими бюджетами. Можливо, для комерційних проектів і фірм, це і варіант, але - там теж вміють рахувати витрати і прибутки. ІМНО.

Трішки прокоментую.
1. Можливо, я не дуже розумію специфіки, але чому неприбуткова організація змушена щось замовляти за кілька місяців напряму на заводі на Тайвані? Невже там є якісь унікальні елементи, недоступні на локальному ринку?
(дійсно, дуже цікаво)
Як на мене, то 90% типових позицій цілком можна придбати в Україні з доставкою за 2-3 дня.
(і тут мі рахуємо вартість грошей, 2-3% на місяці у $)

2. Як раз цикл заміни серверного обладнання раз на 4-5 років - це нормально. Бо сервер, з плином часу і застарінням, цілком можна переміщувати в інфраструктурі на менш відповідальні ділянки.
Малось на увазі трошки інше.
Досить часто зустрічатися намагання вгадати навантаження на інфраструктуру на 3-5 років у майбутньому...
Ха-ха-ха.
Ось хто міг передбачити плин подій в Україні за останні 5 років?
Тому є сенс планувати ресурси не на "колись", а на "зараз" у вигляді 1-2 роки, розуміти можливі розширення обладнання на наступні 1-3 роки. І зразу казати, що якщо навантаження виросте на 25-30%, то воно повинно перекриватися поточним обладнанням, а якщо на 50+% - то повинно бути заплановане придбання більш потужного обладнання, або додаткового.
І про це треба говорити IT-співробітнику з директором чи фінансовим директором, пояснюючи безглуздість заморожування грошей у "сервері на виріст на 5 років".

Мне не кажется уместной аналогия с заменой телефонов на новые. Телефон - законченный продукт, поставляемый производителем без возможности внести в конструкцию какие-то изменения. Разве что поменять стекло или батарею. Мы пользуемся телефонами пока они нас устраивают - и это нормально. Многие до сих пор ходят с кнопочными.

Все же с серверами и серверной инфраструктурой дело обстоит иначе. Задача CIO состоит не в том, чтобы раз в пять лет выбить бюджет на обновление парка. Не стоит даже пытаться угадать, что будет актуально через несколько лет. Но это именно задача CIO - сформулировать и отстоять у руководства такую модель развития инфраструктуры, чтобы избегать больших капитальных затрат в то, что неизбежно устареет через год-два. В идеале, CapEx'ы надо переводить в OpEx'ы. Даже если это невозможно, все равно не надо покупать ничего "на вырост". Еще неизвестно "прирастет" ли, а денежки потрачены уже сегодня.

Мы все понимаем, что гримасы бюджетирования - тяжкое наследие совка, когда покупают не под актуальные задачи, а по отмашке тратить деньги (бюджета или дядины). Но даже при всем этом инвестировать в двухпроцессорный сервер с одним процессором (и намерением когда-нибудь докупить второй) - плохая идея. И была плохой всегда.

Повод переезжать в облако..

В "облаках" далеко не везде радужно. Да и, для работы клиентов локальной сети "на облаке" - без "железных" серверов в офисе, всё равно не обойтись.

Почему?

Потому, что: гонять через "облака" ужасающих размеров оперативные файлопомойки, при этом имея необходимость в гарантированном качестве каналов по СЛА 99,8% при этом имея в постоянном использовании ВПН соединения и всяческие их аватары, типа "F5" - мягко говоря- очень странно. Сами "железные" серверы "F5", тоже - нужно иметь, в натуре. Это, если не углубляться в тонкости обработки слоёв протоколов всяких SIP`ов и ISDN`ов в украинских сетях и линиях на Франкфурт и Амстердам.

А если облако в Киеве?

Тогда, это не облако, а пар от вайпа... ;)

Воля и другие компании с датацентрами с вами не согласны

Они могут быть не согласны, со мной или с другими, но я не собираюсь ни с кем спорить, - я просто с ними не связываюсь. Особенно - с "Воля". В смысле "прошлых обид", я очень злопамятный, если со мной поступали нечестно или просто вели себя крайне непрофессионально,то,к этому поставщику услуг я вернусь, только если у меня не останется других вариантов. Секрет прост: я ничего нигде не "дорисовываю", не принимаю "благодарностей" и непонятных "подарков", поэтому - беспристрастно оцениваю предоставляемые услуги. И по цене и по качеству. "Воля" это грязная контора. Это моё личное мнение и я его никому не навязываю.

А о denovo что вы скажете?

Юра пипец оторван от жизни, или наоборот кровно заинтересован в постоянном обневлении техники хомячками.
Я, организация, завод, производство, 6 серверов, все БУ, деллы 410 ые и 710, старье которому фиг знает сколько лет.
И знаешь Юра, оно работает. гудит себе, новые рейды, новые ссд и винты. в каждом по 48ГБ оперативы, всюду стоит 2016. Куча задач, айпителефония, нас, фтп , домен. Стоит ESXI и еще 8 фирм имеют свой сервер у нас, покупался каждый сервер не более чем за 500дол.

ЛОЛ. Грузит мне тут нужной трате денег.

Дело было лет 7-мь назад. Мне нужен был 1 (один) сервер, под не очень понятную вэб-задачу. Конкретный, один, НР сервер. Обратился я к ним, как официальным интеграторам в Украине: несколько раз меня футболили от одного к другому, все сразу теряли ко мне интерес, когда я говорил, что нужен ОДИН сервер - ничем всё и не закончилось. Купил Б\У (двух-трёх лет)у знакомых. Насколько я знаю: всё до сих пор "крутится" на нём. А после этого случая, мне проще - самостоятельно заказывать через глобальный сервис. Завезти я могу и сам, через всякие "СупДжазПиптоматика" или "У-понсалтенк" (названия изменены).

Мы любим дотошных заказчиков с "не очень понятными задачами" :) В нашем серверном ателье можно пошить что угодно - имея желание оптимизировать решение под нагрузки. Проблема большинства продавцов серверов в том, что они научены маршрутизировать сделки, но не желают и не могут разобраться в предмете. Отсюда, кстати, избыточный (а то и вовсе неуместный) сайзинг серверов, о котором речь в блоге.

Я, как раз, не против старой техники.
Если она Вас устраивает по техническим характеристикам и надежности - то на здоровье.
Речь шла о попытках заказать "сейчас" такой сервер, что бы его ресурсов гарантированно хватило на следующие 5 лет, даже в случае роста компании в 2-3 раза через 3-5 лет.
Именно это вызывает недоумение.
Задача "продать новое", тем более "продать больше" - не стоит.
Скорее наоборот, стоит задача продать "уместное", что как правило "меньше" по деньгам, чем "с запасом на 5 лет".

Юра, Ентри компания шо продает сервера, странно если б говорил что-то другое..

Техника должна устраивать на текущий момент. Взрывной рост любой фирмы в наше стране??? тогда докупим просто еще такой же сервер, все равно все в кластере.

Виктор, вы наверное видите в тексте то, что хотите видеть. По вашей логике, компания, продающая серверы, должна быть заинтересована продавать более дорогие серверы - и оборот выше, и прибыль тоже. Ан нет, мы всегда ратуем за здравый смысл и уговариваем, иногда просто дубиной по спине, не инвестировать в ненужное. Покупать надо то, что отвечает сегодняшним нагрузкам. Завтрашний день все равно поменяет ландшафт напрочь - а зачем тогда фьючерсные инвестиции?

Если ваши деллы работают как вам надо - вы молодец. Но мы каждый день отбиваемся от вопросов: как мне поставить NVMe в старый делл (ответ - никак) или почему стандартные диски не работают в HPE (ответ - потому что).

В общем и целом именно эти 2 мысли и озвучивались:
- "Техника должна устраивать на текущий момент."
- "Взрывной рост любой фирмы...? тогда докупим просто еще такой же сервер..."

Недавний отчет IDC по бюджетным тратам на ИТ: из 10 млрд за 10 месяцев 2018 Ощадбанк съел 18.6%, ДФС - 8.1%. Широко гуляют. Такие меняют айфоны на новые ежегодно.

 
 
IDC
Реклама
новинтех кореновск
newintech.ru
Loft-изделия из бетона: столешницы, мебель! Индивидуальный подход
betonstone.ru
ремонт оргтехники, компьютеров, планшетов, телефонов
itprinter.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT