Музыка в Сети: первые аккорды прозвучали

2 май, 2001 - 12:44Алексей Гвозденко

До недавнего времени большинство новостей из области взаимоотношений звукозаписывающей и Internet-индустрий шли как бы с пометкой «из зала суда». Однако буквально за неделю ситуация кардинально изменилась: все без исключения ведущие фирмы звукозаписи объявили об участии в тех или иных проектах, связанных с Сетью.

Началось все 2 апреля с анонса AOL Time Warner, Bertelsmann, EMI и RealNetworks, сообщивших о формировании на базе одного из подразделений RealNetworks совместного предприятия MusicNet, целью которого будет разработка одноименной платформы для служб, предназначенных для распространения через Сеть на абонентской основе загружаемой и потоковой музыки.

Музыка в Сети: первые аккорды прозвучали

Участники данного проекта надеются привлечь к лицензированию MusicNet многие ведущие Internet-компании, однако пока о планах создания систем на ее основе объявили лишь America Online и RealNetworks. В заявлениях MusicNet в качестве возможного «клиента» назывался и Napster, однако представители этой фирмы пока ограничиваются общими фразами о «проявляемом ими интересе». К тому же не стоит забывать, что Napster уже имеет отдельный договор об открытии музыкальной Internet-службы с одной из упомянутых выше компаний — Bertelsmann. Как видим, в списке участников MusicNet отсутствуют еще два гиганта индустрии звукозаписи — Sony Music Entertainment и Universal Music Group. Они сказали свое слово тремя днями позже, объявив о заключении партнерского соглашения с Yahoo!. Данное соглашение предусматривает обеспечение пользователям доступа через портал Yahoo! к музыкальной службе Duet, анонсированной около года назад, запуск которой ожидается летом. Музыка через Duet первоначально будет предлагаться в потоковых, а в дальнейшем — и в загружаемых форматах.

Есть также основания полагать, что еще одним «дистрибьютором» музыки через Duet станет фирма Emusic.com, о покупке которой Universal Music официально объявила через несколько дней после формирования альянса с Yahoo!.

Говоря о проекте Duet, нельзя не вспомнить и о том, что один из двух главных его участников — Sony Music Entertainment — вообще стоит в звукозаписывающей индустрии особняком, поскольку является подразделением одного из мировых электронных гигантов — Sony. Помнится, еще несколько лет назад руководители японской компании говорили о том, что она намерена тесно «увязать» разработку и продвижение на рынке аппаратных продуктов для массового потребителя со своими информационными ресурсами — музыкой, фильмами, играми и т. п. Поэтому на рынке музыкальных Internetслужб от нее в будущем вполне можно ожидать достаточно серьезных самостоятельных шагов.

Не осталась в стороне и Microsoft, представившая собственную музыкальную службу MSN Music (в настоящее время она находится в стадии бетатестирования). Пока здесь предлагается только потоковая музыка в формате Windows Media, но зато она бесплатная (через каждые четыре композиции вставляется реклама). Однако в дальнейшем планируется также и создание абонентских служб загрузки.

В числе отличительных особенностей MSN Music специалисты в один голос отмечают широчайшие возможности по выбору и организации музыки. Достаточно привести хотя бы такой факт: для составления «стандартных» списков воспроизведения Microsoft пригласила два десятка профессиональных музыковедов.

Наконец, еще один громкий анонс «горячей музыкальной недели» — партнерское соглашение между фирмой RioPort.com и MTVi Group, Internet-подразделением MTV Networks. Его целью является создание системы продаж музыкальных файлов через Сеть, главной особенностью которой станет то, что через нее впервые будет предлагаться музыка от всех пяти ведущих звукозаписывающих компаний — BMG Entertainment, EMI, Sony Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Music Group. Основой данной системы платной загрузки музыкальных файлов станут службы PulseOne Media Service (доступная с Webузла www.rioport.com), Radio MTV. com (Webузел канала MTV www.mtv.com) и VH1atWork Radio (Webузел канала VH1 www. vh1.com) — именно через них и можно будет покупать понравившиеся композиции.

Итак, таковы факты. А как насчет комментариев?

По словам большинства аналитиков, главное, о чем сегодня можно говорить, — это то, что в плане согласия звукозаписывающих фирм распространять свою музыку через Internet дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. К слову, необходимость принятия соответствующих законодательных актов, обязывающих фирмы звукозаписи лицензировать свои каталоги Internet-компаниям, стала основной темой выступления руководителей Napster во время проходивших на той самой «горячей неделе» специальных сенатских слушаний (никаких особых последствий, правда, пока за собой не повлекших). Теперь, похоже, речь будет идти уже об условиях такого лицензирования. И вот тут возникает новая сложность — свое веское слово в данном вопросе намерены сказать сами артисты.

Действительно, потенциально Internet открывает для них очень широкие возможности по самостоятельному продвижению своих произведений на музыкальном рынке, поэтому они намерены добиваться значительной независимости от «опекающих» их фирм в решении вопросов (в первую очередь финансовых), связанных с распространением музыки в Сети. Эта тема тоже была затронута на упомянутых сенатских слушаниях — в них приняли участие канадская певица Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) и бывший участник группы Eagles Дон Хенли (Don Henley). Прозвучавшие там (и не только там) высказывания позволяют предположить, что многих артистов вполне устроили бы условия, предлагаемые той же Napster, упорно отвергаемые индустрией звукозаписи. Как подчеркнула Мориссетт, «то, что здесь называют «пиратством», на самом деле в большинстве случаев сыграло бы на пользу артистам». (Напомним вкратце, что речь идет о постоянной абонентской плате и об отчислениях в пользу владельцев авторских прав, размер которых для конкретных фирм/студий/артистов зависел бы от объема загруженной пользователями «их» музыки.)

Еще одна сторона, чьи интересы, вне всякого сомнения, придется учитывать при создании специализированных служб на базе Internet, — производители потребительской электроники. На первый взгляд, при чем тут они, ведь сегодня для воспроизведения музыкальных файлов применяются в основном компьютеры? Однако, как справедливо отмечают наблюдатели, в будущем основная часть цифровой музыки должна постепенно «перетечь» с ПК на другие устройства — портативные плейеры, автомобильные аудиосистемы, бытовые музыкальные центры нового поколения и т.п. (и как тут вновь не вспомнить о той самой «особой позиции», занимаемой Sony!).

Но самое главное, естественно, — конечный пользователь, потребитель музыкальной продукции, ведь именно от него будет зависеть успех всех описанных начинаний. Поведение же потребителя, как заметил один из экспертов, — та вещь, изменить которую сложнее всего, поэтому убедить его в преимуществах нового подхода будет достаточно тяжело.

Более того, для начала эти самые преимущества необходимо простонапросто обеспечить на практике. Что под ними подразумевается? По утверждению специалистов, в первую очередь это максимальная простота пользования музыкальными Internet-службами (прежде всего — простота поиска желаемых файлов) и возможность доступа через одну службу к музыке от всех звукозаписывающих фирм в полном объеме. Акцент на последнем моменте сделан не случайно — пока студии не спешат целиком выкладывать свои каталоги в Internet, и те проекты, о которых шла речь выше, предполагают в лучшем случае поэтапное продвижение в данном направлении. Также высказывается мнение, что в конечном итоге придется отказаться от технологии управления цифровыми правами (DRM — Digital Rights Management), поскольку из-за нее у пользователей возникает немало проблем, вплоть до зависания компьютеров (не говоря уже об удобстве).

Таким образом, недавние шаги звукозаписывающих компаний следует, наверное, в основном расценивать как своеобразную демонстрацию намерений. Реализованы же эти намерения, судя по всему, будут еще очень не скоро.